Научные школы управления. Развитие и современное состояние менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в начале XX века.

Содержание

1.Введение.

2 Теоретическая часть.

2.1 Исторические этапы менеджмента и школ управления

2.2 Краткая биография Ф.У. Тейлора

2.3 Теории мотивации: Научное управление Ф. Тейлора

2.4 Последователи Ф. Тейлора

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕН-ТУ.docx

— 36.55 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ФГОУ СПО Тверской Технологический колледж 

                  Курсовая работа по дисциплине

                  «менеджмент» по специальности

                  100 104 «туризм» на тему: 

           Научные школы управления.

       Развитие и современное состояние  менеджмента в России. 
 

                                                                                          Выполнил студент 3 курса

                                                                                              Танцюра Полина группа 1Т3

                                                                                          Проверил преподаватель:

                                                                      Муравьева Н.П.

                                                        Оценка: 
 
 
 
 
 

      Тверь

      2010

                             Содержание. 

1.Введение.

2 Теоретическая часть.

      2.1 Исторические этапы менеджмента и школ управления

      2.2 Краткая биография Ф.У. Тейлора 

      2.3 Теории мотивации: Научное управление Ф. Тейлора

      2.4 Последователи Ф. Тейлора

      2.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Введение.

     Управление  как исторический процесс развивалось  с того момента, когда появилась  необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История  знает немало примеров рационального  управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его  качество являлись определяющим началом  в благополучном развитии целых  народов, однако до нас не дошли сколь  либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в начале XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". 
 
Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход. Правда, в некоторых источниках литературы взаимосвязь между школами очень сглажена, классическую школу называют административной, а административную – научной. Целью данной работы является рассмотрение административной (административной) школы управления во взаимосвязи с научным подходом Тейлора. Для этого необходимо раскрыть следующие вопросы (задачи): исторические предпосылки возникновения менеджмента и школ управления, основные положения школы управления, система управления Тейлора, хронометраж движений Ф. 
 
Гилберта, бюрократическая система М. Вебера, схема управления организацией по Г. Форду, принципы и функции управления Файоля, применимость и значение концепций в практике современного управления.
 
 
 
 
 

2.1 Исторические этапы менеджмента и школ управления

В развитие менеджмента  модно выделить несколько этапов. Первый этап развития менеджмента начался  в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. 
 
Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита. Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения. 
 
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. 
 
На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений. Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления. Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. 
 
Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.) Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980 гг. 
 
Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д. Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами. Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции: возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства; ·                     создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;    усиление международного характера управления.
 
 
 
 

2.2 Краткая биография Ф.У. Тейлора

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915) родился в известной и состоятельной филадельфийской семье. Родители придерживались прогрессивных взглядов, вели насыщенную интеллектуальную и культурную жизнь, прививая своим детям (которых было у них трое) высокие моральные принципы. Влияние родителей, путешествие по Европе, обучение в привилегированной школе позволили Тейлору получить разносторонние и достаточно глубокие знания. Известно, что его отец, прекрасно знавший классическую литературу и искусство, стремился направить сына по гуманитарной стезе.

Однако, к огорчению  родителей, молодой Тейлор не пошел  по их стопам. Он выбрал карьеру инженера и предпринимателя. Может быть, на его выбор повлиял характер —твердый, решительный, целеустремленный, может — интеллектуальная обстановка той среды, в которой ему пришлось социализироваться. Насыщенная деловая жизнь Филадельфии, многочисленные знакомые семьи Тейлоров — бизнесмены, промышленники, политические деятели, цвет интеллигенции, — несомненно, подействовали на формирование личности того, кто в будущем так прославил Америку.

Тейлор был  человеком, полностью захваченным  идеей контроля, одержимым постоянной потребностью управлять каждым аспектом своей жизни. Как его работа, так  и домашние дела и отдых регламентировались детально прописанными программами и графиками, которым он жестко следовал.

Эти черты характера  проявлялись у Тейлора с раннего  возраста. Воспитываясь в семье, жившей по строгим пуританским правилам (усердный труд, дисциплина и умение управлять своими эмоциями), Фредерик быстро научился жестко регламентировать свою жизнь и самого себя. Друзья детства описывали дотошный ("научный") подход, который он привносил в  их игры. Еще будучи ребенком, Тейлор настаивал на том, чтобы все подчинялось четким правилам. До начала игры в бейсбол он часто настаивал на необходимости точного соблюдения размеров площадки, даже если большая часть солнечного утра уходила на то, чтобы убедиться, что все размеры до дюйма соответствуют требованиям. Игра в крокет также была объектом тщательного анализа: Тейлор анализировал углы ударов, высчитывал силу удара, преимущества и недостатки слабых и сильных ударов.

Для него было обычным  наблюдать за своими действиями, измерять время, потраченное на различные  движения, и считать свои шаги. Во время загородных прогулок юный Фред постоянно экспериментировал, чтобы  определить, как преодолеть максимальное расстояние с минимальными потерями энергии, или каков наиболее простой  способ перепрыгнуть ограду, или какой  должна быть идеальная длина прогулочной  трости. Юношей, перед тем как  идти на танцы, он составлял списки привлекательных и непривлекательных  девушек, чтобы уделить одинаковое время каждой. 

Тейлор окончил  Стивенсовкий институт, получил фундаментальную подготовку по инженерным и математическим наукам, активно увлекался спортом — легкой атлетикой, бейсболом, крикетом, футболом, туризмом, коньками, гимнастикой. Одновременно он усиленно занимался теоретическими науками и экспериментами, сделал немало изобретений в области организации производства и металловедения, некоторые из них — на мировом уровне. Своему главному изобретению он посвятил 26 лет, вместе с Бартом сконструировав специальную линейку. С ее помощью можно было оперировать четырнадцатью независимыми переменными — задача, которую не под силу было решить ни одному прикладному математику того времени.

Несмотря на блестящие перспективы, открывшиеся  передним благодаря происхождению  и социальному статусу семьи, Тейлор начал жизненный путь простым  рабочим, выбился в мастера, затем  в главные инженеры, стал пайщиком нескольких крупных компаний. А под  конец жизни стал миллионером, известным  всему миру публицистом и консультантом, преподавателем в лучших американских университетах и школах бизнеса.

Упорство, настойчивость  и рациональный подход принесли свои плоды не только в науке управления. Тейлор добился больших успехов  и в спорте: он был чемпионом  США по теннису в парном разряде.

Несомненно, Тейлор символизировал — причем в самых  ярких чертах — новый тип менеджера: спортивного вида предприниматель, умеющий ценить свое слово и уважающий  собеседника, прекрасно и всесторонне  образованный инженер, знающий в  совершенстве все тонкости экономики  и производства. Ему постоянно  приходилось с чем-то бороться —  с сопротивлением профсоюзов, групповым  эгоизмом рабочих, завистью коллег и  косностью промышленников.

Творческое наследие Тейлора многогранно, его можно  отнести и к менеджменту, и  к индустриальной социологии. В социологии труда он изучал вопросы рестрикци-онизма («работы с прохладцей», как он выражался), группового взаимодействия и групповой динамики, а также отношение к труду, стимулирование, мотивацию и организацию труда. К менеджменту надо отнести его концепцию управления и администрирования.

Переоценить вклад  Тейлора в науку управления трудно. Питер Друкер говорил, что весь современный менеджмент стоит, как на скале, на тех идеях, которые были заложены Тейлором.

Надпись на могиле Тейлора проста и лаконична: "Отец научного менеджмента". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Теории мотивации: Научное управление Ф. Тейлора

Наиболее мощное влияние на представления руководителей  о природе трудовой мотивации  персонала оказали идеи, высказанные  Фредериком Тейлором в начале XX века. Тейлор утверждал, что самым большим  несчастьем, от которого страдают как хозяева фабрик и заводов, так и рабочие, является недостаток рвения, отсутствие желания трудиться с полной отдачей, сознательно медленная работа с целью снизить дневную выработку, "солдатская работа". Тейлор ставил перед собой высокие цели: "Уничтожение "прохладцы" и различных причин медлительности в работе, - писал он, - должно настолько понизить издержки производства в промышленности, что как наш внутренний, так и наш внешний рынок значительно расширятся, и мы сможем конкурировать более чем на равных условиях с нашими соперниками".

"Общая тенденция  к медленной работе, - отмечал  Тейлор, - значительно усиливается  в случае совместной и однородной  работы значительного числа людей  при одинаковой оплате их ежедневной  выработки. При таких условиях  рабочие постепенно, но верно  замедляют темп своей работы  до темпа наихудших и наименее  производительных рабочих. Если  по природе энергичный человек  работает несколько дней рядом  с лентяем, то логика работы является непререкаемой: "Зачем мне обременять себя работой, когда этот лентяй получает ту же плату, что и я, а выработка его ровно в два раза ниже?" 

Если говорить словами Тейлора, суть его теории в том, что: "В прошлом на первом месте стоял человек. В будущем  будет стоять система".

В чем же состоит  система "научного управления"?

Вот пять шагов  для выработки научного фундамента, предложенные Тейлором.

1. Выберите 10 или  15 отдельных рабочих (лучше всего  в таком же количестве отдельных  предприятий и в различных  районах страны), особенно искусных  в исполнении конкретной работы, подвергаемой анализу.

2. Подвергните  внимательному изучению весь  тот ряд элементарных операций  или движений, которые производит  каждый из этих людей при  выполнении исследуемой работы, а также те инструменты, которые  каждый из них использует.

3. Зарегистрируйте  с секундомером в руках время,  затрачиваемое на каждую из  этих элементарных операций, и  выберите затем наиболее быстрый  способ выполнения всех операций.

Информация о работе Научные школы управления. Развитие и современное состояние менеджмента в России