Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:42, курсовая работа
Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в начале XX века.
1.Введение.
2 Теоретическая часть.
2.1 Исторические этапы менеджмента и школ управления
2.2 Краткая биография Ф.У. Тейлора
2.3 Теории мотивации: Научное управление Ф. Тейлора
2.4 Последователи Ф. Тейлора
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО Тверской
Технологический колледж
Курсовая
«менеджмент»
100 104 «туризм» на тему:
Научные школы управления.
Развитие и современное
Тверь
2010
Содержание.
1.Введение.
2 Теоретическая часть.
2.1 Исторические этапы менеджмента и школ управления
2.2
Краткая биография Ф.У.
2.3 Теории мотивации: Научное управление Ф. Тейлора
2.4 Последователи Ф. Тейлора
2.5
Введен
Управление
как исторический процесс развивалось
с того момента, когда появилась
необходимость регулировать совместную
деятельность коллективов людей. История
знает немало примеров рационального
управления не только отдельными коллективами,
но и целыми государствами и империями.
При этом уровень управления, его
качество являлись определяющим началом
в благополучном развитии целых
народов, однако до нас не дошли сколь
либо достоверные данные о развитии
теории управления, а бум теоретической
мысли начался в начале XX века. Он связан
с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал
свои исследования в книге "Принципы
научного управления".
Этот год традиционно считается началом
признания управления наукой и самостоятельной
областью исследования. Сложились в основном
5 направлений: школа научного управления,
школа административного управления,
школа с позиции человеческих отношений
и психологии человека, школа с позиции
поведения человека в производстве, количественный
подход. Правда, в некоторых источниках
литературы взаимосвязь между школами
очень сглажена, классическую школу называют
административной, а административную
– научной. Целью данной работы является
рассмотрение административной (административной)
школы управления во взаимосвязи с научным
подходом Тейлора. Для этого необходимо
раскрыть следующие вопросы (задачи): исторические
предпосылки возникновения менеджмента
и школ управления, основные положения
школы управления, система управления
Тейлора, хронометраж движений Ф.
Гилберта, бюрократическая система М.
Вебера, схема управления организацией
по Г. Форду, принципы и функции управления
Файоля, применимость и значение концепций
в практике современного управления.
2.1 Исторические этапы менеджмента и школ управления
В развитие менеджмента
модно выделить несколько этапов.
Первый этап развития менеджмента начался
в начале двадцатого столетия и связан
с учением Ф.Тейлора после публикации
его книги "Принципы научного управления",
в которой он впервые рассмотрел научные
подходы и принципы построения системы
управления. Используя систему управления,
разработанную Ф.Тейлором, американские
фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали
ее практическую значимость и влияние
на развитие экономики. Однако системный
анализ предложенной Ф.Тейлором модели
управления показал, что эта система Тейлора
пока нашла ограниченное применение вследствие
непонимания ее сути рыночными структурами,
фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием учения Тейлора
чуть позже появляются научные работы
по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан
с новыми подходами в развитии учения
о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора,
но с принципиально новыми подходами.
Появится и апробируется на практике так
называемая классическая (адмистративная)
школа управления, родоначальниками которой
стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун.
В частности, А.Файоль впервые предоложили
новую теорию менеджмента, раскрывающую
его функции, принципы и необходимость
теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал
называться "неоклассическим", нарождается
и начинает развиваться школа "человеческих
отношений", развитие которой связано
с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна,
Э.Мейо.
На этом этапе апробируется социологическая
концепция групповых решений. Четвертый
этап развития менеджмента относится
к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит
эволюция управленческой мысли, которая
направлена на развитие теории организации
менеджмента на основе достижений психологической
и социологической наук, оказывающих решающее
воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли
отличается от всех предыдущих тем, что
происходит становление современных количественных
методов обоснования управленческих решений
под воздействием широкого использования
в практике экономико-математических
методов и электронно-вычислительной
техники. Этот процесс успешно развивается
по настоящее время.
Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою
теорию и доказал, что отношение менеджера
к своим подчиненным существенно влияет
на их поведение и на рабочий климат в
организации. В теории "X" - утверждение
приоритета контролирующего менеджера,
в теории "У" - принцип распределения
объективности. (Годы развития этой концепции
- 1950-1960 г.) Шестой этап развития менеджмента
можно отнести к периоду 1970-1980 гг.
Учеными - управленцами вырабатываются
новые подходы в развитии теории управления,
смысл которых сводится к тому, что организация
- это открытая система, приспосабливающаяся
к внутренней среде (организации) нужно
искать во внешней среде. Исходя из такого
посыла просходили установления взаимосвязей
между типами сред и различными моделями
управления. К этому периоду относятся
теории: "стратегического менеджмента"
И.Ансоффа, "теория властных структур
между организациями" Г.Саланчика, "конкретной
стратегии, конкурентоспособности, потребительских
качеств продукции и ресурсов" Портера
и т.д. Седьмой этап относится к 80-м гг.,
которые ознаменовались появлением новых
подвидов в управлений, неожиданным для
многих открытием "организационной
структуры" как мощного механизма управления,
особенно успешно использованного Японией
и другими странами, с важнейшими по силе
воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится
к 90-м гг. На этом этапе просматриваются
три основные тенденции: возврат к прошлому
- осознание значения материальной, технической
базы современного производства; · создание
социальных поведенческих элементов -
это усиление внимания не только к организационной
культуре, но и к различным формам демократизации
управления, участие рядовых работников
в прибылях, в осуществлении управленческих
функций в других сферах деятельности;
усиление международного характера управления.
2.2 Краткая биография Ф.У. Тейлора
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915) родился в известной и состоятельной филадельфийской семье. Родители придерживались прогрессивных взглядов, вели насыщенную интеллектуальную и культурную жизнь, прививая своим детям (которых было у них трое) высокие моральные принципы. Влияние родителей, путешествие по Европе, обучение в привилегированной школе позволили Тейлору получить разносторонние и достаточно глубокие знания. Известно, что его отец, прекрасно знавший классическую литературу и искусство, стремился направить сына по гуманитарной стезе.
Однако, к огорчению родителей, молодой Тейлор не пошел по их стопам. Он выбрал карьеру инженера и предпринимателя. Может быть, на его выбор повлиял характер —твердый, решительный, целеустремленный, может — интеллектуальная обстановка той среды, в которой ему пришлось социализироваться. Насыщенная деловая жизнь Филадельфии, многочисленные знакомые семьи Тейлоров — бизнесмены, промышленники, политические деятели, цвет интеллигенции, — несомненно, подействовали на формирование личности того, кто в будущем так прославил Америку.
Тейлор был человеком, полностью захваченным идеей контроля, одержимым постоянной потребностью управлять каждым аспектом своей жизни. Как его работа, так и домашние дела и отдых регламентировались детально прописанными программами и графиками, которым он жестко следовал.
Эти черты характера
проявлялись у Тейлора с
Для него было обычным
наблюдать за своими действиями, измерять
время, потраченное на различные
движения, и считать свои шаги. Во
время загородных прогулок юный Фред
постоянно экспериментировал, чтобы
определить, как преодолеть максимальное
расстояние с минимальными потерями
энергии, или каков наиболее простой
способ перепрыгнуть ограду, или какой
должна быть идеальная длина прогулочной
трости. Юношей, перед тем как
идти на танцы, он составлял списки
привлекательных и
Тейлор окончил Стивенсовкий институт, получил фундаментальную подготовку по инженерным и математическим наукам, активно увлекался спортом — легкой атлетикой, бейсболом, крикетом, футболом, туризмом, коньками, гимнастикой. Одновременно он усиленно занимался теоретическими науками и экспериментами, сделал немало изобретений в области организации производства и металловедения, некоторые из них — на мировом уровне. Своему главному изобретению он посвятил 26 лет, вместе с Бартом сконструировав специальную линейку. С ее помощью можно было оперировать четырнадцатью независимыми переменными — задача, которую не под силу было решить ни одному прикладному математику того времени.
Несмотря на блестящие перспективы, открывшиеся передним благодаря происхождению и социальному статусу семьи, Тейлор начал жизненный путь простым рабочим, выбился в мастера, затем в главные инженеры, стал пайщиком нескольких крупных компаний. А под конец жизни стал миллионером, известным всему миру публицистом и консультантом, преподавателем в лучших американских университетах и школах бизнеса.
Упорство, настойчивость и рациональный подход принесли свои плоды не только в науке управления. Тейлор добился больших успехов и в спорте: он был чемпионом США по теннису в парном разряде.
Несомненно, Тейлор символизировал — причем в самых ярких чертах — новый тип менеджера: спортивного вида предприниматель, умеющий ценить свое слово и уважающий собеседника, прекрасно и всесторонне образованный инженер, знающий в совершенстве все тонкости экономики и производства. Ему постоянно приходилось с чем-то бороться — с сопротивлением профсоюзов, групповым эгоизмом рабочих, завистью коллег и косностью промышленников.
Творческое наследие Тейлора многогранно, его можно отнести и к менеджменту, и к индустриальной социологии. В социологии труда он изучал вопросы рестрикци-онизма («работы с прохладцей», как он выражался), группового взаимодействия и групповой динамики, а также отношение к труду, стимулирование, мотивацию и организацию труда. К менеджменту надо отнести его концепцию управления и администрирования.
Переоценить вклад Тейлора в науку управления трудно. Питер Друкер говорил, что весь современный менеджмент стоит, как на скале, на тех идеях, которые были заложены Тейлором.
Надпись на могиле
Тейлора проста и лаконична: "Отец
научного менеджмента".
2.3 Теории мотивации: Научное управление Ф. Тейлора
Наиболее мощное влияние на представления руководителей о природе трудовой мотивации персонала оказали идеи, высказанные Фредериком Тейлором в начале XX века. Тейлор утверждал, что самым большим несчастьем, от которого страдают как хозяева фабрик и заводов, так и рабочие, является недостаток рвения, отсутствие желания трудиться с полной отдачей, сознательно медленная работа с целью снизить дневную выработку, "солдатская работа". Тейлор ставил перед собой высокие цели: "Уничтожение "прохладцы" и различных причин медлительности в работе, - писал он, - должно настолько понизить издержки производства в промышленности, что как наш внутренний, так и наш внешний рынок значительно расширятся, и мы сможем конкурировать более чем на равных условиях с нашими соперниками".
"Общая тенденция
к медленной работе, - отмечал
Тейлор, - значительно усиливается
в случае совместной и
Если говорить словами Тейлора, суть его теории в том, что: "В прошлом на первом месте стоял человек. В будущем будет стоять система".
В чем же состоит система "научного управления"?
Вот пять шагов для выработки научного фундамента, предложенные Тейлором.
1. Выберите 10 или
15 отдельных рабочих (лучше
2. Подвергните
внимательному изучению весь
тот ряд элементарных операций
или движений, которые производит
каждый из этих людей при
выполнении исследуемой работы,
а также те инструменты,
3. Зарегистрируйте
с секундомером в руках время,
затрачиваемое на каждую из
этих элементарных операций, и
выберите затем наиболее
Информация о работе Научные школы управления. Развитие и современное состояние менеджмента в России