Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:22, реферат
Важнейшими факторами, определяющими рост научно-технического потенциала, являются: степень обеспеченности страны научными кадрами соответствующей квалификации, постоянное увеличение уровня финансового обеспечения научной деятельности, наличие достаточного количества научно-технических учреждений и организаций, занятых НИОКР, а также эффективной системы управления наукой и постоянное совершенствование системы информационного обеспечения научной деятельности.
Многие корпорации, такие как Дженерал Моторс, ИБМ, Сименс, Хитачи, затрачивают огромные финансовые средства на проведение НИОКР. Они превосходят даже ВВП отдельных государств, таких как Боливия, Габон и др.
Рис.6
Источник: Научно-технический прогресс… 1995
Сравнивая уровень
развития промышленных научных исследований
американских, европейских и японских
производственных компаний, обнаруживается
очевидное отставание последних
двух от первых. Это прежде всего
связано с недостаточным
Но все-таки нельзя говорить о полном отставании японских и западноевропейских корпораций. Их отставание связано с экономией финансов, но это не говорит о полной утрате лидирующих мест. Возможно, что они просто выжидают период для активного развития на основе американских технологий, ведь идти по следам лидера гораздо дешевле.
Таблица 4: Исполнители и источники финансирования НИОКР в промышленно развитых странах (1996 г.)
|
Источник: World Science Report, 1998
Академический сектор включает в себя университеты, разного профиля институты, колледжи с их исследовательскими лабораториями и центрами и является третьим по значению сектором финансирования и проведения НИОКР. Но в тоже время он является и самым старым сектором проведения научных исследований. В нем впервые зародились научные исследования с появлением первых университетов. В настоящее время роль вузов в финансировании и проведении научных исследований и разработок менее значима, чем других секторов НИОКР. В финансировании своих исследований доля университетов и колледжей очень мала и колеблется от 0% в ФРГ, до 6,5% в Японии. Поэтому основные средства для проведения научной деятельности поступают от государственного сектора. В европейских странах доля государственного финансирования выше, чем в США или Японии, т.к. в этих странах университеты и колледжи финансируют свои исследования за счет взимаемой платы за обучение или проектных средств из частных и государственных источников.
Доля университетов
и колледжей в проведении НИОКР
более значительна, чем финансирования
и составляет от 14,5% всех исследований
и разработок в Японии до 25% в отдельных
небольших странах Европы. В Японии
доля научных исследований в вузах
в целом наименьшая среди экономически
развитых стран. Небольшой объём
средств, выделявшихся в прошлом
на университетскую науку, стал причиной
упрека в адрес Японии, что она
вносит слишком малый вклад в
получение общедоступных
Это можно объяснить
тем, что Япония сильно зависит от
внешнеэкономических связей. Функционирование
японской промышленности и экономики
в целом практически полностью
зависит от многих важных видов сырья
и возможности экспортировать свою
продукцию на внешние рынки. Именно
поэтому частные компании, для
увеличения высокой конкурентоспособности
японских товаров, стремились вкладывать
основную массу средств в опытно-
Однако по мере
укрепления лидерства японских промышленных
фирм на мировом рынке росло понимание
необходимости делать больше для
фундаментальных исследований в
своей стране, в том числе, чтобы
уменьшить зависимость от других
стран. В конце 1996 г. японский Совет
по науке и технологиям
Еще большая
роль университетов обнаруживается
при изучении структуры проводимых
в них исследований. На первом месте
по характеру исследований в вузах
стоят фундаментальные науки, чья
доля в развитых странах составляет
от 55 до 80% всех НИОКР, на прикладные приходится
20-30% и опытно-конструкторские
В последнее время большое внимание ведущие промышленные фирмы уделяют укреплению связей с вузовской наукой. Значительно расширяется их сотрудничество с университетами, играющими все более активную роль в создании и освоении новых технологий, повышения технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Характерными примерами такого научно-технического сотрудничества стали связи промышленных фирм с университетами штатов Вашингтон, Мичиган, Огайо (США), с Мюнхенским университетом (Германия), Кембриджским (Великобритания) и некоторыми другими.
Важной особенностью
развития ряда прогрессивных отраслей
промышленности стало создание высокотехнологичных
производств в районах крупных
научных центров. При этом достигается
наиболее эффективное использование
научно-технического и кадрового
потенциала университетов (активное привлечение
ученых, специалистов и студентов
к решению производственно-
В этих же государствах
приняты официальные программы,
направленные на все большую интеграцию
университетов и
Информация о работе Научно-технический потенциал и его структура