Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:59, реферат
Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Реферат
на тему:
«Направления
реформирования аттестации
и оплаты труда
педагогических кадров.
Введение.
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача всех целевых комплексных программ в сфере образования, а в частности приоритетного национального проекта «Образование».
Для
реализации данной задачи в проекте
предусмотрено несколько
Бюджетные
средства на реализацию программ развития,
как правило, направляются непосредственно
в образовательные учреждения, что
способствует развитию их финансовой
самостоятельности. Распределение средств
в общем образовании осуществляется на
основе подушевого принципа финансирования
с учетом объективных особенностей организации
образования для городских и сельских
учащихся. Принципы установления поощрений
лучшим учителям и доплат за классное
руководство задают основы для введения
новой системы оплаты труда учителей,
ориентированной на стимулирование качества
и результативности педагогической работы.
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Приказом
Министра образования и науки
Российской Федерации Андрея Фурсенко
утверждён новый порядок
"Новый порядок
станет шагом к созданию
в стране системы публичной
аттестации педагогических
кадров профессиональным
сообществом. Теперь
у учителей появится
возможность и мотивация
непрерывно повышать
свою квалификацию,
причём с учётом индивидуальных
потребностей, что приведёт
к улучшению качества
образования и повышению
статуса учителя", - отмечает заместитель
директора Департамента государственной
политики в образовании Минобрнауки России
Елена Низиенко.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации. Новые правила аттестации также коррелируют с принципами новой системы оплаты труда, учитывающей результаты и качество работы учителя.
Новый
порядок предусматривает два
вида аттестации: обязательную и добровольную.
Обязательная аттестация проводится каждые
5 лет для подтверждения
Новый
порядок активно разрабатывался
в течение нескольких лет совместно с
субъектами Российской Федерации, Профсоюзом
работников народного образования Российской
Федерации и иными общественными организациями.
"Для Министерства
было принципиально,
чтобы положения нового
порядка активно обсуждались
с учителями, директорами,
специалистами сферы
повышения квалификации.
Отрадно, что новый порядок
был согласован и принят
в Год Учителя", - подчеркнула Е.Низиенко.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании",
согласно которому проведение аттестации
педкадров относится к полномочиям субъекта
Российской Федерации, аттестацию проводит
региональная аттестационная комиссия.
Основными
задачами аттестации
являются:
- стимулирование
целенаправленного, непрерывного повышения
уровня квалификации педагогических работников,
их методологической культуры, личностного
профессионального роста, использования
ими современных педагогических технологий;
- повышение эффективности и качества
педагогического труда;
- выявление перспектив использования
потенциальных возможностей педагогических
работников;
- учет требований федеральных государственных
образовательных стандартов к кадровым
условиям реализации образовательных
программ при формировании кадрового
состава образовательных учреждений;
- определение необходимости повышения
квалификации педагогических работников;
- обеспечение дифференциации уровня оплаты
труда педагогических работников.
Обязательной
аттестации не подлежат:
- педагогические работники, проработавшие
в занимаемой должности менее двух лет;
- беременные женщины; женщины, находящиеся
в отпуске по беременности и родам; педагогические
работники, находящиеся в отпуске по уходу
за ребенком до достижения им возраста
трех лет. Аттестация указанных работников
возможна не ранее чем через два года после
их выхода из указанных отпусков.
Порядок введения новой системы оплаты труда в образовательном учреждении.
При введении новой системы оплаты труда руководители ОУ должны заблаговременно принять соответствующие локальные нормативные акты (либо заключить коллективные договоры, соглашения), в которых было бы предусмотрено введение НСОТ.
Необходимо отметить, что изменение системы оплаты труда является изменением определенных сторонами (работником и работодателем) условий трудового договора. По общему правилу оно допускается лишь по соглашению сторон, т.е. только с согласия работника. Однако ст. 74 ТК РФ предоставляет возможность изменить определенные сторонами условия трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, независимо от того, согласен ли работник на такие изменения или нет. Таким образом, изменение системы оплаты труда в ОУ является изменением организационных условий труда, и переход на НСОТ может быть осуществлен независимо от согласия работников в порядке, предусмотренном данной статьей. Порядок такого изменения условий оплаты труда (на случай отказа работника от изменений, т.е. – отказа от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору) предполагает совершение работодателем следующих обязательных действий.
О предстоящих изменениях, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца до предполагаемого введения изменений. Помимо этого необходимо также заручиться согласием работника работать в условиях новой системы оплаты труда. В случае несогласия работника, необходимо в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности (под данной местностью понимается населенный пункт, где расположено учреждение). Это могут быть вакансии, например, в отделениях и других структурных подразделениях данного учреждения, расположенных в том же населенном пункте. На филиалы, которые по определению закона (ст. 55 Гражданского кодекса РФ) являются структурными подразделениями, расположенными вне места нахождения учреждения, это правило не распространяется, и в случае наличия у учреждения такого филиала, предлагать работу в нем руководитель учреждения не обязан. При отсутствии вакансий или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается (т.е. работник увольняется) в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При таком увольнении законом предусмотрена выплата двухнедельного выходного пособия уволенному работнику. Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ, не должны ухудшать положение работника по сравнению с положением, ранее установленным коллективным договором, соглашениями.
С
работниками, согласившимися на работу
в новых условиях оплаты труда, следует
оформить дополнительное соглашение к
трудовому договору, в котором
были бы отражены эти новые условия
оплаты труда работника. По правилам
ст. 57 ТК РФ в таком соглашении должны
отражаться, как минимум, размер оклада
(ставки), доплаты, надбавки и поощрительные
выплаты.
Формирование структуры фонда оплаты труда и новый подход к оплате труда учителя.
Для
педагогического работника
Таким образом, для указанных педагогических работников размер оклада может изменяться на каждый учебный год, и эти изменения должны находить отражение в дополнительном соглашении к трудовому договору.
В ряде регионов в соответствии с модельной (рекомендуемой) методикой Минобрнауки России вводится зависимость размера месячного оклада учителей школ не только от числа уроков в неделю, но и от количества обучающихся в классахкомплектах, в которых учитель проводит обучение согласно распределению учебной нагрузки. Таким образом учитывается интенсивность труда в единицу времени, которая выше в классах с полной наполняемостью.
Кроме того, согласно должностным обязанностям работа каждого учителя (в т.ч. не являющегося классным руководителем) не сводится исключительно к проведению уроков. К ней относится также индивидуальная работа с обучающимися, диагностика их способностей, проведение консультаций, изучение их индивидуальных особенностей и бытовых условий и многое другое. Следовательно, в классах с полной наполняемостью интенсивность труда учителя (количество затраченного им труда при добросовестном выполнении его важнейших обязанностей по индивидуальной работе с обучающимися) значительно выше, а значит и размер месячного заработка должен быть больше, нежели в классахкомплектах с недостаточной наполняемостью.
Основным принципом НСОТ является разделение заработной платы работника на две части: базовую (гарантированную) часть, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей, и стимулирующую часть, размер которой зависит от того, насколько качественно, эффективно и результативно работал сотрудник. Размер стимулирующих выплат не ограничен.
Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденным п. 5 Постановления № 583 определяется, что структура фонда оплаты труда (далее – ФОТ) должна включать в себя три следующих элемента:
При введении НСОТ предусматривается учитывать при установлении должностного оклада все виды педагогической деятельности учителя. В настоящее время традиционно оплачивается (но лишь некоторым учителям) работа по проверке тетрадей, заведованию учебным кабинетом (мастерскими, учебноопытными участками) и дополнительно – за классное руководство учителям, назначенным классными руководителями. НСОТ ставит задачу введения оплаты труда за выполнение всех, в т.ч. других видов трудовых обязанностей учителя. Принципиальным, при этом, представляется оплата (учет при оплате труда) ранее никогда не оплачиваемой подготовки к урокам, хотя именно для учителей такая обязанность установлена в отношении каждого отдельного урока и отнимает, в зависимости от опыта учителя и преподаваемого предмета, значительные ресурсы рабочего времени.
Педагог ключевая фигура сферы образования. Дальнейшее реформирование образовательной системы в ближайшей и отдаленной перспективе всецело зависит от профессионального уровня педагогического корпуса, его приверженности высокой общественной миссии учителя, от качества подготовки педагогов, их личной причастности к решению многообразных проблем развития образования.
Несмотря на трудности переходного периода, сфера образования сохраняет высокий кадровый потенциал. В учебных заведениях общего и профессионального образования работает более 2 млн. воспитателей, учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения. В системе образования занято более 70 процентов докторов и кандидатов наук.
Объективные причины, связанные с кризисным состоянием современной экономики, а также инерция восприятия, проявляющаяся в неадекватной оценке со стороны государства и общества роли образования и педагога, привели к тому. что сложились серьезные противоречия между общественной значимостью функции учителя, с одной стороны, и способами, формами материального и морального стимулирования его труда, с другой. Это привело к следующим негативным последствиям:
Информация о работе Направления реформирования аттестации и оплаты труда педагогических кадров