Национальные модели менеджмента Канады и Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую(канадскую), французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д.

Работа содержит 1 файл

основы менеджмента.docx

— 25.95 Кб (Скачать)

                                            Введение.

Опыт ведения  бизнеса и осуществления менеджмента  богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто  ступил на стезю менеджмента. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента  требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в  зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную  почву), а с другой — использования  его лучших достижений в своей  деятельности

Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими  факторами: законодательством и  различными нормативными актами, регулирующими  права и обязанности всех участвующих  сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом  каждого акционерного общества.

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие  принципы управления, которые порождают  японскую, американскую(канадскую), французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д.

При этом необходимо понимать, что нельзя просто взять  одну из моделей и применять ее в другой стране. Процесс формирования определенной модели управления динамичный: структура корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                

       Канадская модель менеджмента.

 В Канаде принята за основу американская или как её ещё называют – англо-американская модель менеджмента. Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Она характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых, т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются «внешние» акционеры или «аутсайдеры»), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров.

Управление как  наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Основоположником науки управления по праву считается  американский инженер и исследователь  Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система  организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой  находится человек. Возникновение  доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

Термин «менеджмент  человеческих ресурсов» возник в 60-е  гг. Модель «человеческие ресурсы» рассматривается, как стратегическая и ориентирована на активную позицию  личности в организации. Каждый человек  должен отвечать за результаты своего труда и способствовать их достижению. В свою очередь, организация должна поощрять своих сотрудников.

Современный американский менеджмент базируется на трех исторических предпосылках: наличие рынка; индустриальный способ организации производства; корпорация как основная форма предпринимательства.

Корпорации имеют  статус юридического лица, а их акционеры - право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих  им акций. Корпорации пришли на смену  небольшим предприятиям, в которых  вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью  контролировали деятельность рабочих. 

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности  от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению  и менеджерам. В модели американского  менеджмента и в настоящее  время корпорация является основной структурной единицей.

Канадские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление, которое заключается в разработке долгосрочной стратегии и в осуществлении управления в реальном масштабе времени.

В настоящее  время в Канаде получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению: участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха; создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих; разработка систем участия в прибыли; привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

Канадские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Канадская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

Но, тем не менее американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности  этой модели обусловлены национальными  особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство  и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Канаде доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности. 
 
 
 

                    Японская модель менеджмента.

 Японская  система менеджмента признана  наиболее эффективной во всем  мире и главная причина ее  успеха – умение работать с  людьми. Основным богатством страны  японцы считают свои человеческие  ресурсы.

В последние  годы во всем мире возрастает интерес  к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики  этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.

Японская система  управления развивалась частично под  влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации  после второй мировой войны, частично – как реакция на необходимость  борьбы с бедностью и разрухой после войны.

Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

Сущностью японского  менеджмента является управление людьми. Японская модель основывается на философии  «мы все одна семья», поэтому самая  важная задача японских менеджеров –  установить нормальные отношения с  работниками, сформировать понимание  того, что рабочие и менеджеры  одна семья. Компании, которым удалось  это сделать, достигли наибольшего  успеха. Кроме того, в Японии сложилась  традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.

Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал  все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти  тождественно чувству стыда.

Основные черты  японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в  американской модели. Важнейшими из них  являются система пожизненного найма  и процесс коллективного принятия решений. Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию  мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы.

Одной из отличительных  особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы  последние работали максимально  эффективно. Японцы преклоняются перед  трудом. Их часто называют «трудоголики». В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте.

Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», который имеет специфическую  систему стимулов и мотивов. Формула  «предприятие есть люди» является искренним  убеждением работодателей. Японские управляющие  прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные  и нравственные ценности.

Сильнейшим средством  мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность  ее идеалам. В основе «корпоративного  духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников, поскольку фирма должна функционировать  как одна сплоченная команда. Таким  образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы.

 Центральное  место в оперативном управлении  японского менеджмента занимает  управление качеством. Контроль за качеством охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, которые решают все проблемы, начиная от технологических и заканчивая социально-психологическими.

Примечательны три основные черты японских промышленных организаций: во-первых, пожизненная  занятость, во-вторых, влияние стажа  на оклады и зарплату и, в-третьих, организация  профсоюзов.

Японский менеджмент принимает профсоюз как законного  посредника между управлением и  рабочими в вопросах заработной платы. Но поскольку профсоюзы в Японии не разделяются по профессиям, а  являются союзом рабочих одной фирмы, то они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльность и рост. Профсоюзы отдают себе полный отчет в том, что рабочие  могут повысить свой уровень жизни  только путем повышения производительности, поэтому они начали сотрудничать с менеджментом.

В целом, в Японии меньше жалоб и претензий к  менеджменту по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует  себя притесненным, во-вторых, он считает  свою работу более важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого  кроятся в том, что управляющие  японских фирм уделяют огромное внимание благосостоянию своих рабочих. Это, естественно, повышает их доверие, как  к менеджменту, так и к профсоюзам.

Японская модель менеджмента формировалась под  влиянием двух факторов:

1.Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления.

2.Последовательное сохранение национальных традиций.

В связи с  вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие  из них: трудолюбие, сдержанность и  дипломатичность, восприимчивость  к новому, бережливость.

Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности. 

Широкое распространение  в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм (от лат. paternus — отцовский, pater — отец) — доктрина об "отеческом", "благотворительном" отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности. 
 
 
 
 
 
 

Таблица сравнительной  характеристики японской и канадской  модели менеджмента

Характеристики Модели
Японская  модель менеджмента Канадская (американская) модель менеджмента
Доминирующие  качества делового человека Умение  работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания  собственного "Я", нежелание рисковать Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску
Критерии  к продвижению по службе Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.
Профессиональная  компетентность Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация  места работы (должности); письменные отчеты о работе. Тенденция перехода от узкой специализации  к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы  обучения и повышения квалификации.
Процесс принятия решений Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается  долго, реализуется быстро. Сверху  вниз, индивидуальность принятия решения  менеджером; принимаются быстро, реализуются  медленно.
Отношение работников к фирме и работе Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).
Характер

проведения

инноваций

Эволюционным  путем Революционным путем
Форма деловых отношений Личные  контакты на основе взаимного доверия Контракты

Информация о работе Национальные модели менеджмента Канады и Японии