Муниципальный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Муниципальный менеджмент как предмет науки стал складываться с конца XIX в. Академического, точного теоретического его обобщения и объяснения еще не сделано. Сама практика создавалась во многом эмпирически, на основе здравого смысла. Исследователи специализировались и специализируются не столько по науке муниципального управления, сколько по отдельным проблемам территориальной организации жизнедеятельности. В результате научная школа муниципального менеджмента формируется с отставанием от потребностей практики, его академический курс разрабатывается медленно и фрагментарно. Первоначальное обобщение имеющихся разработок сводятся к следующему.

Содержание

1.введение…………………………………………………………………………………….2
2. В чем состоит принцип субсидиарности………………………………….3
3. Что означает принцип разделения
властей применительно к органам
местного самоуправления…………………………………………………………..5
4. Главные отличия муниципального управления
от других видов управленческой деятельности…………………………9
5.Заключение………………………………………………………………………………13
6.Список используемой литературы………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 30.05 Кб (Скачать)

Власть в государстве  может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она  может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих  неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового  государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно  к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек  и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями  власти своих функций. Законодательная  власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть

(производная от  законодательной), назначаемая представительным  органом власти, занимается реализацией  законов и оперативно-хозяйственной  деятельностью. Судебная власть  выступает гарантом восстановления  нарушенных прав, справедливого  наказания виновных.

В России гражданское  общество складывается медленно, и  пока еще нельзя говорить, что оно  сложилось. Не сформировались у нас  демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно  важно найти оптимальный баланс разделения властей, не допускающий  возникновения авторитарного режима. 

    Главные отличия муниципального управления от других видов

    управленческой  деятельности.

    Из сказанного выше следует, что система местного самоуправления занимает особое место  в государстве в силу своей  общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет  две важнейшие функции:

· связь  между государством и населением;

· связь  между государством и мелким собственником.

      В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного.

    Как уже  говорилось выше, местное самоуправление обладает всеми признаками власти и  прежде всего главным - обязательностью  ее решений для населения муниципального образования (не случайно в статье 3 Конституции Российской Федерации  говорится: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления").

    Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления, тем не менее, имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Эти особенности местного самоуправления блестяще сформулированы в книге Л. Велихова "Основы городского хозяйства". Велихов определяет четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:

    1. Самоуправление  в отличие от государственной  власти - власть подзаконная, действующая  в пределах и на основании  законов, принимаемых органами  государственной власти.

    2. Самоуправление  возможно лишь тогда, когда  строго определена часть общественных  дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом  его отличие от советов, где  все уровни власти занимались  всем, и окончательным являлось  только решение центральных органов  власти.

    3. Для  реализации полномочий по этим  предметам ведения местное самоуправление  должно иметь собственные ресурсы  в виде самостоятельного бюджета  и муниципальной собственности.

    4. Эта  власть требует обязательного  наличия представительства населения,  другими словами, она выборна  по своей природе.

       Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, - неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в целом.

    Какие же черты государства несет на себе местное самоуправление и муниципальное  хозяйство?

    Формирование  предметов ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение определенных функций, и со стороны  государства. В целом же компетенция  органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, государство  не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть  общественных дел самостоятельно, но возлагает на него исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными  контактами с населением.

    При этом особенно важно, что государство  передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право  контроля за исполнением по результатам  деятельности.

    Иначе говоря, местное самоуправление является властью, но властью, производной от государственной, действующей с позволения государства  и в рамках, четко обозначенных государством в законе.

    Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его  двойственная природа накладывают  отпечаток и определяют особенности  муниципального хозяйства.

    В чем  же проявляется двойственность природы  местного самоуправления применительно  к муниципальному хозяйству?

    Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения  хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает  на рынке как самостоятельный  и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в  его распоряжении собственностью, финансовыми  ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных  на них. В связи с этим и формы  распределения результатов хозяйственной  деятельности общественны по своей  природе. В этом смысле муниципальное  хозяйство представляет собой акционерное  общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты "дивидендов по акциям" производятся в виде общественно  значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку  жители являются одновременно и заказчиками  услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

    С другой стороны, органы управления муниципальным  хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными  государственными структурами. Это  учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов  с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация  подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства  и создает базу для эффективной  деятельности самих органов государственной  власти всех уровней.

    Таким образом, муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области  распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов  деятельности. 
     

    Заключение.

    Как видно, предмет изучения здесь изложен  весьма широко, его познание в рамках существующих научных дисциплин  является проблематичным. По-видимому, местное самоуправление — это  не самостоятельное познавательное пространство, а скорее общее название, под которым условно объединяются многие конкретно-региональные разделы  существующих наук об организации общества.

    Как предмет  науки муниципальный менеджмент понимается нами в основном как процесс  включения населения во власть, поэтому  его содержание теснее всего связано  со способами, приемами осуществления  функций местной самоорганизации  жителей городов и районов  России. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  Список используемой литературы.

  1. Основы местного самоуправления / В. А. Лапин. – М. : Дело, 2006. – 309 с.
  2. 2. Смирнягин Л. В. Местное самоуправление и муниципальное   экономическое развитие в контексте концепции экономики общественного сектора : лекции по экономике города и муниципальному управлению. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2004. – 331 с.

    3.  Игнатов В. Г. Местное самоуправление в современной России / В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005 г. – 331 с.

    4   .Зотов В. Б. Муниципальное управлениеи : учебник для вузов / В. Б.         Зотов, З. М. Макашева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 279 с.

  1. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления / О. М. Рой. – СПб. : Питер, 2003. – 361 с.
  2. Хозяйственная деятельность муниципалитетов в современных условиях : сборник материалов / под ред. С. Юсуповой. – М. : ЭКСМО, 2004. – 366 с.
  3. А.И. Гаврилов. «Региональная экономика и управление. Особенности

    муниципального  менеджмента»

     8. Муниципальный менеджмент: cправочное пособие В.В.Иванов,    А.Н.Коробова ,Москва: Инфра-М, 2002

9. Т.В.Зайцев «Вопросы государственного и муниципального управления. «2008.  № 3. С. 212-216.  [Статья]

10. Е.И.Добролюбова.  « Вопросы государственного и муниципального управления». 2008.  № 3. С. 133-165.  [Статья]

Информация о работе Муниципальный менеджмент