Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:41, курсовая работа
Цель данной работы заключается в анализе организации материального стимулирования в ОАО ТД «Неман» и оценке ее эффективности в свете современных теоретических основ мотивации труда.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. показать важность оплаты труда в системе мотивов к труду;
2. оценить организацию материального стимулирования труда в ОАО ТД «Неман» с точки зрения ее эффективности;
3. обозначить пути повышения эффективности систем стимулирования труда в торговле и конкретно в ОАО ТД «Неман».
Введение 3
1. Методологические основы материального стимулирования труда в торговле 5
1.1 Эффективность труда в торговле 5
1.2. Методы стимулирования труда в торговле 9
2. Материальное стимулирование труда в ТД «Неман» 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика 19
2.2. Анализ материального стимулирования труда в ТД «Неман» 20
2.3. Основные направления улучшения системы материального стимулирования труда в ОАО ТД «Неман» 28
Заключение 35
Список использованных источников 38
Таблица 2.2. Классификатор факторов, влияющих на величину повышения индивидуального коэффициента качества труда [19, с 111].
Показатели | Единица измерения | Величина повышения |
|
За каждый
случай За каждый случай За
каждый случай За
каждый случай За каждый случай За каждый случай За каждый случай За каждый случай |
до 0,2 до 0,4 до
0,2 до
0,3 до 0,1 до 0,5 до 0,3 до 0,1 |
Таблица 2.3. Классификатор факторов, влияющих на величину снижения индивидуального коэффициента качества труда [19, с. 112].
Показатели | Единица измерения | Величина повышения |
|
За каждый
случай За
каждый случай За
каждый случай За каждый случай |
до 0,2 до
0,4 до
0,5 до 0,3 |
Величина относительного повышения и снижения индивидуального коэффициента качества труда определялась с учетом экспертной оценки, проведенной в рамках семинара при Институте повышения квалификации и переподготовки кадров при Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации в ноябре 2007г. В качестве экспертов выступили работники планово-экономических служб потребительской кооперации. Величина относительного повышения или снижения каждого показателя определялась ими субъективно, исходя из собственного уровня знаний, опыта и предложений.
В настоящее время для продавцов розничной торговли выплата надбавок за качество труда не предусмотрена. Следовательно необходимо предусмотреть установление такой надбавки в зависимости от индивидуального коэффициента качества труда. Этот коэффициент по своей экономической сущности отражает индивидуальные заслуги работника в процессе труда (таблица 2.4).
Таблица 2.4. Школа знаний для определения надбавки за качество труда в зависимости от индивидуального коэффициента качества труда.
Индивидуальный |
Значение величины процентов в интервале. |
От 2 до 3
От 3 до 4 Свыше 4 |
5 – 10
15 – 20 20 – 25 |
Для
работников прилавка надбавка за качество
труда (НК) в сумме может быть определена
следующим образом:
(3.5)
где ИК – индивидуальный коэффициент качества труда, Р1, Р0 – границы (верхняя и нижняя) значение величины процентов в интервале, соответствующим индивидуальному коэффициенту качества труда; Т – тарифная ставка работника в сумме [16, с. 108]. Необходимость использования надбавки обусловлено тем, что современная практика торговой деятельности требует учета индивидуального вклада каждого работника. Выплата надбавок позволит реально стимулировать рост качества труда на предприятии.
Введение надбавок за качество труда должно отражаться соответствующим образом в статистической отчетности, т.е. выплаты надбавки следует квалифицировать отдельной строкой в форме №1-т (торг) «Отчет по труду». Это позволит прочитать целесообразность и эффективность таких выплат по предприятию, в будущем реализовать их величину. Экономический эффект таких мероприятий должен отразиться на росте товарооборота, экономии издержек обращения и, в конечном счете, не роте прибыли.
Социальный эффект введения таких выплат необходимо рассматривать с точки зрения работника, предприятия и потребителя. Работник получает удовлетворенность трудом, рост своей значимости в коллективе. Для ОАО ТД «Неман» социальный эффект проявляется в виде определенного имиджа, в повышении престижности труда на предприятии. Потребитель выигрывает в качестве торгового обслуживания и в том, что испытывает положительные эмоции от посещения предприятия. Лояльность потребителей по отношению к ОАО ТД «Неман», их позитивная личная коммуникабельность будет способствовать расширению рынка сбыта.
Особое
внимание следует обратить на еще
одно важнейшее требование, выдвигаемое
современной экономической
Таким
образом можно сделать
Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Стимулирование труда предполагает создание условий (хозяйственного механизма), при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становиться необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.
Мотивация труда в любых экономических условиях, с одной стороны, направлена, с другой – обусловлена ценностными ориентирами и установками. В настоящее время можно выделить следующие обобщенные ценностные ориентиры, характерные для работников различных отраслей Республики Беларусь. Это ориентир на выполнение общественного долга, ориентир на материальное вознаграждение, ориентир на содержание труда и на лучшие условия труда.
Материальное стимулирование в условиях недостаточного уровня экономического развития и, следовательно, низкого уровня удовлетворения основных материальных потребностей выходит на первое место среди ценностных ориентиров. В связи с этим именно на совершенствование материального вознаграждения направлена мотивация на большинстве предприятий торговли.
Организация оплаты труда является сложным процессом, правильность построения которого влияет на материальную заинтересованность работников, что в свою очередь влияет на эффективность работы целого предприятия.
Учитывая сложившуюся ситуацию системы стимулирования труда в ОАО ТД «Неман», рекомендуется рассмотреть рациональность применения следующих предложений.