Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 05:03, курсовая работа
Процесс мотивации можно разбить на несколько этапов. На первом этапе возникает потребность, то есть ощущение человеком физиологического или психологического недостатка чего-либо. Второй этап – поиск путей обеспечения потребности. Индивидуум может выбрать один из вариантов действия: попытаться удовлетворить потребность; подавить её; или просто не замечать.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Теории мотивации……………………………………………………...5
1.2Теории содержания мотивации………………………………………5
1.3Двухфакторная теория мотивации…………………………………..8
1.5Теория ожидания (Виктор Врум)……………………………………8
1.6Теория Портера-Лоулера…………………………………………….10
Министерство Образования и Науки РФ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Иркутский Институт
Международного Туризма
Кафедра Экономики и менеджмента
Дисциплина
Общий и таможенный менеджмент
Курсовая
работа на тему:
Мотивация
в деятельности организации
Иркутск 2011
Введение…………………………………………………………
1.Теории
мотивации…………………………………………………….
1.2Теории
содержания мотивации………………………………………5
1.3Двухфакторная
теория мотивации…………………………………..8
1.5Теория
ожидания (Виктор Врум)……………………………………8
1.6Теория
Портера-Лоулера………………………………………
Одним
из элементов менеджмента является
мотивация сотрудников.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Процесс
мотивации можно разбить на несколько
этапов. На первом этапе возникает
потребность, то есть ощущение человеком
физиологического или психологического
недостатка чего-либо. Второй этап – поиск
путей обеспечения потребности. Индивидуум
может выбрать один из вариантов действия:
попытаться удовлетворить потребность;
подавить её; или просто не замечать. Нас
интересует первый случай. Если человек
примет решение удовлетворить потребность,
то третьим этапом процесса мотивации
становится формирование побуждений или
мотивов. Побуждение – это ощущение
недостатка чего-либо, имеющее определенную
направленность. Оно является поведенческим
проявлением потребности и сконцентрировано
на достижении цели. Цель, в данном
случае – нечто, осознаваемое как средство
удовлетворения потребности. Четвёртый
этап – реализация действия (поведения),
направленного на достижение цели. Пятый
этап – результат удовлетворения потребности:
полное удовлетворение, частичное удовлетворение
или отсутствие удовлетворения. Упрощённая
модель процесса мотивации представлена
на рис. 1.
Рис. 1. Упрощенная модель мотивации поведения через потребности.
Важнейшая задача менеджера – управлять процессом мотивации работника таким образом, чтобы его поведение способствовало достижению целей организации.
Подходы к мотивации менялись на протяжении истории.
Его автором
считается Ф. Тейлор – основатель
менеджмента как науки. В основе
традиционного подхода лежит
концепция «экономического
В основе – концепция «социального человека», провозглашающая важность социальных вознаграждений в системе мотивации.
В основе
– концепция «целостного
Для современного
этапа характерно развитие теорий
мотивации, содержание которых будет
подробно рассмотрено ниже.
Наиболее часто теории мотивации разбивают на три группы в зависимости от элемента процесса мотивации, на котором концентрируется внимание.
Абрахам Маслоу разделял все человеческие потребности на пять основных категорий (эта мысль была детально разработана психологом Мюрреем):
Маслоу
расположил эти потребности в
виде иерархической структуры (рис.
2). Этим он хотел показать, что потребности
нижних уровней влияют на поведение
человека прежде, чем потребности
высших уровней: утоление голода и жажды
для человека важнее обеспечения
собственной безопасности, обеспечение
безопасности первично по отношению
к удовлетворению социальных потребностей
и т.д. Маслоу отмечает, что теория
верна в большинстве, но не во всех
случаях, так как для отдельных
людей иерархия потребностей может
быть иной (потребность в самоуважении
сильнее страха смерти и т.д.). Кроме
того, для перехода к следующей
ступени не обязательно полное удовлетворение
потребностей предыдущих уровней. Например,
люди ищут своё место в социальном
сообществе, даже не удовлетворив полностью
физиологические потребности.
Значение теории: теория Маслоу позволяет
менеджеру более чётко оценить степень
удовлетворённости работника условиями
труда, оценить направления мотивирования.
В табл. 1 показана связь разных средств
мотивирования с пирамидой Маслоу.
Табл. 1.
Связь некоторых средств
Группы потребностей |
Форма проявления |
Средства удовлетворения |
Самовыражение | Стремление к достижению результатов | Предоставление творческой работы |
Признание и самоутверждение | Желание занимать определённое положение в коллективе | Присвоение рангов, званий |
Принадлежность и причастность | Стремление к установлению дружеских отношений | Формирование неформальных групп |
Безопасность | Стремление к предотвращению опасных изменений | Создание системы страхования |
Физиологические потребности | Желание регулярно и качественно питаться | Обеспечение необходимых систем питания |
Недостатки теории Маслоу.
Дэвид МакКлелланд основное внимание уделял потребностям высших уровней. Их он делил на три группы:
Важным отличием теории МакКлелланда является индивидуальный подход к работникам. У того или иного сотрудника доминирует одна из трёх потребностей. В зависимости от этого разрабатывается система мотивации.
Сотрудникам с преобладанием потребности власти необходимо предоставлять возможности карьерного роста.
Сотрудники
с высокоразвитой потребностью успеха
требуют предоставления достаточной
степени инициативы и полномочий,
а также регулярного и
Сотрудники, ориентированные на причастность, предпочитают условия работы, не ограничивающие межличностные контакты.
Значение теории МакКлелланда состоит в индивидуализации подхода к работнику.
Недостаток
теории МакКлелланда видят в слишком
упрощённой классификации мотивов.
На основе
экспериментальных исследований Фредерик
Герцберг разделил мотивирующие факторы
на две группы: гигиенические факторы
и мотивации (табл. 2).
Табл. 2. Факторы мотивации по Герцбергу.
Гигиенические факторы |
Мотивации |
Политика
фирмы и администрации
Условия работы Заработок Межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными Степень непосредственного контроля за работой |
Успех
Продвижение по службе Признание и одобрение результатов работы Высокая степень ответственности Возможности творческого и делового роста |
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. При их недостаточной выраженности возникает недовольство работой. В то же время их наличие само по себе не вызывает удовлетворённости работой.
Мотивации связаны с самим характером и сущностью работы. Их недостаточность не вызывает неудовлетворённость работой, однако, достаточная степень выраженности мотиваций вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.