Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:48, контрольная работа
Целью данной работы стало изучение основ системы мотивации. Основными задачами, необходимыми для достижения цели работы, являются:
- Определение понятия «мотивация»;
- Описание основных теорий мотивации труда;
- Изучение основных составляющих системы мотивации труда.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие мотивации труда..........................................................................4
2. Теории мотивации труда............................................................................7
2.1. Содержательные теории мотивации труда............................................7
2.2. Процессуальные теории мотивации труда..........................................16
3. Основные составляющие мотивации труда работников......................21
3.1. Современные методы мотивации.........................................................21
3.2. Факторы мотивации...............................................................................23
Заключение.............................................................................................................26
Библиографический список..................................................................................27
Содержание
Введение......................
Заключение....................
Библиографический список........................
Введение
Заинтересованность работников
в достижении поставленных целей
компании - это важнейшее условие
успеха организации. Ни одна компания
не может преуспеть без настроя
работников на работу с высокой отдачей,
без высокого уровня приверженности
персонала и без их стремления
внести свой вклад в достижение поставленных
целей. Именно поэтому так высок
интерес руководителей и
Мотивация трудовой деятельности – совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижении определенных целей.
Так как окружающий нас мир постоянно меняется, меняются и мотивы, побуждающие человека к деятельности. Поэтому проблема создания эффективной системы мотивации в организации всегда остается актуальной.
Вследствие этого, целью данной работы стало изучение основ системы мотивации. Основными задачами, необходимыми для достижения цели работы, являются:
- Определение понятия «мотивация»;
- Описание основных теорий мотивации труда;
- Изучение основных
1. Понятие мотивации труда
Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как «желания», «потребности», «стремления», «мотивы», «цели», «задачи» или «стимулы». Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.1
В отношении управления персоналом мотивацию можно определить как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Менеджер должен предложить нечто такое, что, по мнению работников, будет достаточной целью и даже стоить дополнительных усилий. Другими словами, и сама необходимость, и ожидаемое удовлетворение должны быть достаточно сильными, чтобы явиться достойной компенсацией за тяжелую работу.
Можно дать другое определение мотивации. Мотивация - это воздействие на работников компании с целью направить и интенсифицировать их действия в интересах организации.2
Однако все эти определения понятия «мотивация» объединяет то, что главное в мотивации - ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).
Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных. Для многих людей работа - это способ зарабатывания денег, с помощью которого могут быть удовлетворены основные биологические потребности (в еде, одежде, жилье и другие).
Профессиональный труд позволяет человеку удовлетворять не только биологические, но и социальные потребности, то есть потребности, которые присущи человеку как существу социальному. Помимо зарабатывания денег человек стремится производить хорошее впечатление на окружающих, устанавливать хорошие отношения с ними, самоутверждаться, развиваться, оказывать влияние на других людей или иметь уверенность в завтрашнем дне. Не все потребности, активизирующие поведение человека, осознаются им в полной мере. Так, например, потребность во власти, и независимости может проявляться в крайне болезненной реакции работника на любое давление или на усиление внешнего контроля, хотя истинные истоки такого поведения могут и не осознаваться.
Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь - это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения. Достижение цели восстанавливает физиологическое и психологическое равновесие (Рис. 1).3
Рис. 1 Модель мотивированного поведения
Мотивация к качественному труду является одним из главных вопросов менеджмента для любой организации. Особенно остро эта проблема стоит перед российскими компаниями, где персонал (за редким исключением) не вовлечен в процессы управления и улучшения качества.
Систематическое изучение мотивации
с психологической точки зрения
не позволяет определить точно, что
же побуждает человека к труду. Однако
многочисленные исследования в этой
области позволяют создать
Политика в области
мотивации и стимулирования сотрудников
в большинстве случаев
1) выработать у сотрудника
желание наиболее эффективным
способом добиваться
2) повысить лояльность, приверженность сотрудника компании.
Менеджеру по персоналу (руководству
компании) следует постоянно помнить,
что высококвалифицированные
Низкая мотивация сотрудников может привести к негативным последствиям в компании4:
- падению производительности труда;
- ухудшению социально-психологического климата в коллективе;
- снижению качества труда; ухудшению имиджа компании на рынке.
Знание механизма мотивации позволяет руководителю разнообразить формы признания и оценки труда работников и эффективно их использовать в различных ситуациях.
2. Теории мотивации труда
За последнюю сотню
лет мировая наука выработала
около десяти теорий мотивации, известных
сегодня каждому
Все существующие теории мотивации разделяют на содержательные и процессуальные.
2.1. Содержательные теории мотивации труда
Содержательные теории мотивации основываются на выявлении внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так или иначе. Эти теории отражают механизмы, увязывающие поведение людей с удовлетворением их потребностей. Из рассматриваемых теорий к ним относятся: «Иерархическая теория А. Маслоу», «Теория ERG К.Альдерфера», «Теория трех потребностей Д.МакКлелланда» и «Двухфакторная мотивационно-гигиеническая теория Ф.Герцберга».
Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп5:
· физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
· потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем. Проявлением потребности в безопасности является, например, покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.
· социальные потребности - необходимость в социальном окружении: в общении с людьми, чувстве «локтя» и поддержке. Это потребности в привязанности, принадлежности к какой-либо общности, одобрении со стороны других, чувстве социального взаимодействия, дружбе.
· потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям. Включают такие внутренние факторы, как самоуважение, самостоятельность, компетентность, личные достижения и внешние факторы уважения статус, уважение со стороны окружающих, признание.
· потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две группы потребностей
первичные, а следующие три вторичные.
Согласно теории Маслоу, все эти
потребности можно расположить
в строгой иерархической
Рис. 2 Пирамида потребностей по Маслоу6
Маслоу выдвинул гипотезу,
что в каждый конкретный момент поведение
человека определяется самой сильной
из неудовлетворенных
Самая высокая потребность
- потребность самовыражения и
роста человека как личности - никогда
не может быть удовлетворена полностью,
поэтому процесс мотивации
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Концепция Маслоу получила широкую популярность, особенно среди практических менеджеров. Она соответствовала их интуитивному пониманию проблемы мотивации и была проста для понимания. К сожалению, эмпирические исследования не подтверждали абсолютную применимость этой теории в практических ситуациях.
Так же, как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три:
- потребности существования;
- потребности связи;
- потребности роста.7
Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.
Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п. (Рис. 3).