Мотивация персонала на примере компании IBM

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ различных мотивационных моделей, в том числе модели мотивации, используемой в компании IBM.
Задачи исследования:
Изучить различные аспекты мотивации деятельности в менеджменте
Рассмотреть основные мотивационные теории
Проанализировать систему мотивации, используемую компанией IBM

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 69.03 Кб (Скачать)

 

Введение

Все ресурсы, в том числе  и трудовые, ограничены, и потому эффективность их использования во многом определяет эффективность функционирования организации в целом.

Совершенствование управления персоналом – одна из важнейших  проблем современного менеджмента. Мотивационный аспект в рамках данной проблемы играет важнейшую роль, ведь хорошо продуманная система мотивации  сотрудников способна значительно  повысить один из важнейших показателей  – производительность труда при  относительно малых затратах. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов,  мобилизации имеющегося кадрового потенциала.

Основная цель процесса мотивации  – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся  трудовых ресурсов, что позволяет  повысить общую результативность и  прибыльность деятельности предприятия.

Актуальность данной работы заключается в том, что мотивация  деятельности является одним из главных способов раскрытия потенциала сотрудников и, как следствие, наращивания прибыли предприятий.

Объект исследования - мотивация деятельности в менеджменте.

Предмет исследования – системы мотивации персонала.

Цель работы – анализ различных мотивационных моделей, в том числе модели мотивации, используемой в компании IBM.

Задачи исследования:

  1. Изучить различные аспекты мотивации деятельности в менеджменте
  2. Рассмотреть основные мотивационные теории
  3. Проанализировать систему мотивации, используемую компанией IBM

В ходе написания работы были использованы такие источники  информации как книжные издания, авторские статьи и электронные  документы. При написании первой главы было использовано несколько  монографических изданий, а также  статьи из различных периодических  изданий. В основу второй главы легли достаточно объёмные работы по менеджменту, авторами которых являются Герчикова И.Н., Драчева Е.Л. и Смолкин А.М.. В третьей, практической главе были использованы электронные источники и журнальные статьи, а также работа Д. Мерсера под названием «Управление в самой преуспевающей компании мира», которая и стала основой для написания данной главы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие сведения о мотивации деятельности
    1. Понятие и аспекты мотивации

Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.1

Мотивы могут  быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот — избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а, следовательно, стремлением от него избавиться. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение и он зачастую готов трудиться почти даром; в противоположном случае он согласен на все, лишь бы от этой работы избавиться.

Мотивы, формирующиеся  у человека под воздействием множества внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов, появляются под влиянием стимулов. В качестве стимулов могут выступать материальные предметы, действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды и пр.

По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. В свою очередь последние делятся на организационные и моральные.2 Однако четкой грани между ними не существует; на практике они тесно переплетены, обусловливают друг друга, а зачастую взаимопереходящи, так что их просто невозможно разделить.

Применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов, называется стимулированием.

Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия, в зависимости от того, как он выполняет, порученную работу.3 Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих при отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию, или заслужить поощрение, он сохраняет стабильность поведения или изменяет его в требуемую сторону.

Соотношение различных  мотивов, обусловливающих поведение  людей, образует его мотивационную структуру, являющуюся достаточно стабильной, хотя и поддающейся целенаправленному формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обусловливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией; должностью, ценностными ориентациями и пр.

 

    1. Мотивационный процесс

Мотивация, рассматриваемая  как процесс, теоретически может  быть представлена в виде шести следующих  одна за другой стадий.4 Графически процесс мотивации представлен в приложении1. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.

Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать.

Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность.

Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие  мотивы действуют, но в явном виде их «вычленить» невозможно. Требуются  длительные наблюдения для того, чтобы  попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются движущими в мотивационном процессе человека.

Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности  инициируют его. Однако сами потребности  находятся между собой в сложном  динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу, либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей. При этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя  направленность и характер действия мотивов.

Еще одним фактором, делающим мотивационный  процесс каждого конкретного  человека, уникальным и не на сто  процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных  людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная  степень зависимости действия одних  мотивов от других.5

1.3. Экономические мотивы деятельности  людей

Суть экономических мотивов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).

Основными формами денежных доходов, связанных с трудовой деятельностью, является заработная плата, предпринимательская прибыль, различного рода выплаты и льготы. Обычно заработная плата зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, количества и качества затраченного труда. По форме она может быть повременной, зависящей от количества затраченного времени, и сдельной, определяемой объемом выполненной работы.

Помимо основной заработной платы важную роль в деле стимулирования производительного труда играет дополнительная, в форме различного рода доплат за профессионализм, квалификацию, деловые навыки, носящих в основном компенсационный характер.

Уровень основной и дополнительной заработной платы дает формальную оценку вкладу работника в конечные результаты, исполнительности, профессионализму, квалификации, поэтому должен возрастать вместе с ними. Однако более действенным стимулирующим средством он становится при дополнении другим не менее важным элементом экономической мотивации — системой итогового вознаграждения.

Кроме заработной платы и  премий, за последнее время для  сотрудников коммерческих организаций  все большее распространение  получает еще один вид денежного  вознаграждения — участие в прибылях. Прежде всего это относится к  дополнительной прибыли, до 75% которой может доставаться персоналу.6 Осуществляются такие выплаты обычно ежемесячно, чтобы люди могли наглядно видеть конкретные результаты своих усилий

Остановимся на косвенной экономической мотивации, то есть мотивации свободным временем.7 Ее конкретными формами являются; сокращенный рабочий день или увеличенный отпуск, призванные компенсировать повышенные физические или нервно-эмоциональные затраты организма (например, на транспорте, горных работах, в сфере образования и пр.); скользящий или гибкий график, делающие режим работы более удобным для человека, что позволяет ему дополнительно заниматься другими делами; предоставление отгулов за часть сэкономленного при выполнении работы времени, пока не получившее в отечественной практике достаточного распространения.

1.4. Неэкономические способы мотивации

К неэкономическим  способам стимулирования относятся организационные и моральные.8 Организационные способы включают в себя мотивацию целями, привлечением к участию в делах организации, обогащением труда.

Мотивация участием в делах организации предполагает, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, прежде всего социального характера; они вовлекаются в процесс коллективного творчества, консультирования по специальным вопросам; им делегируются права и ответственность.

Мотивация обогащением  труда заключается в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда.

К моральным методам стимулирования относится, прежде всего, признание, которое может быть личным и публичным.9

Суть личного  признания состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству организации, представляются ему, получают право подписывать документы, в разработке которых они принимали участие, персонально поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных дат

Публичное признание состоит в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах ("досках Почета"), награждение особо отличившихся людей почетными знаками, грамотами, внесение их имен в специальные книги.

Специфическими  моральными методами мотивации являются похвала и критика.10 Похвала должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей и даже самыми незначительными результатами, полученными ими, но обязательно конкретными и способствующими достижению целей организации. Критика, то есть отрицательная оценка окружающими недостатков и упущений в работе, должна быть, прежде всего, конструктивной, стимулировать действия человека, направленные на их устранение и указывать на их возможные варианты.

Информация о работе Мотивация персонала на примере компании IBM