Мотивация и стимулирование труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если менеджер владеет необходимыми знаниями в области мотивации персонала и успешно применяет их на практике.

Содержание

Введение .
I. Мотивация и стимулирование труда .
1.1. Характеристика потребностей человека .
1.2. Сущность мотивации .
1.3. Теории мотивации .
1.3.1. Теории содержания мотивации .
1.3.2. Процессуальные теории мотивации .
1.4. Стратегии управления человеческими ресурсами фирмы .
1.5. Сущность стимулирования труда .
1.5.1. Экономические методы стимулирования и мотивации .
1.5.2. Моральное стимулирование труда .
II. Решение проблемы, связанной с высвобождением работающих на предприятии ОАО «Теплоконтроль» .
Заключение .
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что снижение себестоимости – важный источник развития предприятия. В настоящее время ОАО «Теплоконтроль» переживает нелучшие времена и снижение себестоимости играет важную роль в производственной деятельности организации, так как лежит в основе увеличения общей суммы прибыли. Но зачастую в погоне за прибылью руководство ставит на первое место производственные проблемы, отодвигая на второй план проблемы персонала. В обеспечении эффективности функционирования производственного предприятия ключевая роль принадлежит человеческому фактору – работающим на нем людям.

Данная проблема является локальной, так как имеет место на кузнечном участке заготовительного цеха. По степени срочности является срочной и должна быть решена как можно быстрее, так как предприятие теряет часть прибыли из-за высокой себестоимости продукции. Проблема связана с высвобождением персонала, а значит является кадровой и решаемой Отделом профессионального обучения и переподготовки, руководством предприятия и начальником заготовительного цеха. Возникшая проблема хорошо структурируется, так как содержит очевидные цели, альтернативные пути их достижения, представления о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов.

Важность этой проблемы очевидна, так как люди – это достояние производственной организации, это ресурс, который необходимо эффективно использовать для достижения целей предприятия. Кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность производства зависит от квалификации рабочих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже увеличились. При этом человек стал не только ключевым и самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Качество трудовых ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности фирмы и является одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ. Хорошая организация должна стремиться максимально эффективно использовать своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и интенсивного развития их потенциала.

 

Для руководителя принятие решений не является самоцелью. Главное, что должно заботить менеджера, - не сам выбор альтернативы, а разрешение определенной управленческой проблемы. Для этого очень часто требуется не единичное решение, а определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение – это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего определенную структуру. Управленческое решение можно определить как команду, которая должна быть исполнена или как результат управленческой деятельности, связанной с выбором оптимального варианта действий. Качественное управленческое решение должно отвечать таким требованиям, как целевая направленность; своевременность; комплексный подход; научная обоснованность; правомочность; директивность; адресность; согласованность решений.

Решение данной проблемы бинарно, то есть руководство должно решить вопрос об увольнении работающих или о предоставлении им других рабочих мест.

Самое простое – это увольнение работников данного участка в соответствии с пунктом 2 статья 81 Трудового Кодекса РФ. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по пункту 2 статьи 81 ТК РФ производиться с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа этого предприятия в соответствии со статьей 373 данного Кодекса. Но такое решение неприемлемо для руководства в связи с содержанием кадровой политики предприятия, которая ориентирована на приоритет социальных ценностей, социальную политику и благополучие каждого сотрудника. Предприятие ОАО «Теплоконтроль» смотрит на человека не как на работника, выполняющего конкретную работу, а как на члена организации, стремящегося совместно с остальными ее членами привести организацию к достижению ею своих целей. Данное предприятие придерживается следующих принципов при управлении персоналом:

1. Научность – использование достижений научных дисциплин, имеющих в качестве объекта исследования человека, труд, организацию;

2. Системность восприятия объектов исследования и управления, и факторов, влияющих на поведение объектов;

3. Гуманизм, основывающийся на концепциях гуманизма современного человеческого общества, на индивидуальном подходе, восприятии персонала как главного достояния организации, а каждого сотрудника как уникальной личности, обладающей большим и многообразным потенциалом.

 

Трудовые ресурсы являются главным ресурсом предприятия, от качества и эффективности которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли. Персонал предприятия является той основой, на которой строиться его эффективная деятельность. Первичны работники предприятия, вторичны финансовые и материальные ресурсы.

 

Возможно оказать содействие в трудоустройстве данных работающих на предприятия, имеющие подобное производство, например ОАО «СЭЗ». Но тогда «Теплоконтроль» потеряет высококвалифицированных рабочих кузнечного участка, ухудшится морально-психологический климат в заготовительном цехе.

Чтобы этого избежать руководством предприятия было отдано распоряжение отделу профессионального обучения и переподготовки решить вопрос об обучении необходимых работающих дополнительным профессиям (Раздел 9. ТК РФ). Работники имеют право на профессиональную подготовку и, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Это право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Так как предприятие уже сталкивалось с проблемой высвобождения кадров, то управленческое решение является традиционным. Решение по данной проблеме способствует достижению цели более высокого порядка (снижение себестоимости и рост прибыли предприятия) значит оно является тактическим. Результат решения скажется на нескольких подразделениях предприятия и его можно считать локальным. Решение является краткосрочным, так как между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок. Управленческое решение по данной проблеме в процессе реализации может корректироваться с целью учета новых факторов, то есть является корректируемым. Решение принимается в условиях определенности, так как имеется полная и достоверная информация по данной проблеме, что позволяет точно знать результат каждого из альтернативных вариантов решения. Значит управленческое решение по характеру используемой информации относится к детерминированному. Решение проблемы высвобождения кадров – сложная задача, так как необходимо учесть интересы всех сторон. Оно вырабатывается руководством предприятия, а также Отделом профессионального обучения и переподготовки.

Создание конкурентоспособного производства всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют конечно же важную роль, но реализация всех возможностей, заложенных в новых методах управления, зависит уже от конкретных людей, от их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.

Компетентность требуется работнику, занимающемуся разработкой новых  изделий или оборудования, хотя бы потому, что создание новой хорошей техники требует, как минимум, знания того, как работают старые машины и оборудование. Но для предприятия, которое решило сегодня преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо, чтобы каждый работник обладал весьма обширными знаниями.

Данное предприятие имеет учебный центр, в котором проходит обучение, подготовка и переподготовка персонала. Рабочие ОАО «Теплоконтроль» могут получит дополнительную профессию без отрыва от производства. Они могут использовать богатый библиотечный фонд, имеющий необходимую техническую и  экономическую информацию. Обучение, подготовка и переподготовка кадров в ОАО «Теплоконтроль» связаны с необходимостью обеспечения максимального соответствия способностей и возможностей работника характеру и содержанию работы, а также с необходимостью максимального использования и развития всех способностей работника. Занятые на данном предприятии работники постоянно находятся в процессе обучения, поскольку появляется новое оборудование, применяются новые технологические процессы, осуществляется реорганизация производства и управления и т.д. Главное достоинство обучения персонала непосредственно на производстве заключено в возможности предприятия быстро реагировать на изменение потребностей в кадрах и их структуре.

Деятельность учебного центра находиться в ведении отдела профессионального обучения и переподготовки, который занимается организацией и контролем производственного обучения, включающего инструктаж работников; формированием учебных материалов; заключает договора с учебными заведениями на подготовку работников. Руководителем этого отдела было отдано распоряжение начальнику заготовительного цеха о проведении собрания рабочих кузнечного участка 15.11.2005 г. с целью выяснения их желания получить дополнительную профессию. Представитель отдела профессионального обучения и переподготовки менеджер по персоналу должен присутствовать на собрании. Он выступает в роли защитника интересов работника, советника по проблемам отношений между работниками; координатора взаимодействия персонала, профсоюзов и администрацией.

Менеджер по персоналу проводит анкетирование среди работающих кузнечного участка, которые в письменном виде отвечают на ряд вопросов : Ф.И.О., пол, возраст, образование, опыт работы, награды, занимаемая должность, владение профессиями, заработная плата, желает ли получить дополнительную профессию, какой профессии желает обучиться.

Отдел кадров располагает информацией о следующих вакантных рабочих местах:

1.      Токарь-расточник (обрабатывающий цех) – 2 свободные вакансии;

2.      Газоэлектросварщик (ремонтно-механический цех (РМЦ)) – 3 свободные вакансии;

3.      Слесарь-ремонтник (ремонтно-механический цех ) – 3 свободные вакансии;

4.      Фрезеровщик (обрабатывающий цех) - 3 свободные вакансии;

5.      Грузчик (склад готовой продукции) - 4 свободные вакансии;

6.      Стропальщик (склад готовой продукции) - 4 свободные вакансии;

7.      Рабочие участка металлопокрытий и окраски (гальванический цех) - 2 свободные вакансии;

8.      Термист (термический цех) - 1 свободная вакансия;

9.      Мастер механического участка (механосборочный цех) – 1 свободная вакансия;

10. Инженер ОТК (механосборочный цех) - 1 свободная вакансия;

11. Механик (литейный цех) - 1 свободная вакансия;

12. Заместитель главного механика (отдел главного механика) - 1 свободная вакансия.

 

Каждый работающий должен быть ознакомлен с этими сведениями и в течение 2 дней обдумать предложение отдела профессионального обучения и переподготовки.

Менеджер по персоналу должен проанализировать анкеты и характеристики работников, провести беседу с каждым из них. С учетом желаний работающих он принимает решение об их направлении на обучение, после завершения которого работающим гарантируется заработная плата не ниже прежней и те же социальные льготы.

Таким образом менеджер по персоналу принимает решение направить рабочих кузнечного участка на обучение по следующим профессиям :

 

1. Токарь (обрабатывающий цех) – 2 человека.

Обучение индивидуальное, то есть учеников прикрепляют к высококвалифицированным рабочим или мастерам.

Период обучения с 14.12.2005 по 24.03.2006.

 

2. Фрезеровщик (обрабатывающий цех) – 3 человека.

Обучение индивидуальное.

Период обучения с 14.12.2005 по 24.03.2006.

 

3. Стропальщик (склад готовой продукции) – 4 человека.

Обучение бригадное, то есть учеников объединяют в специальные ученические бригады, в которых они под руководством инструкторов выполняют работы в соответствии с учебным планом и программами.

Период обучения с 16.12.2005 по 26.02.2006.

 

4. Газоэлектросварщик (РМЦ) – 3 человека.

Обучение бригадное.

Период обучения с 16.12.2005 по 26.02.2006.

 

После успешной сдачи экзаменов специальной аттестационной заводской комиссии, которая оценивает результаты обучения, каждому рабочему присваивается соответствующая специальность.

 

Двое рабочих кузнечного участка уже имеют вторую профессию слесарь-ремонтник и переводятся в РМЦ.

Мастер кузнечного участка оформляется на должность мастера механического участка в механосборочный цех с учетом приобретенного ранее опыта работы.

Два инженера по контролю качества продукции кузнечного участка переводятся на должность инженеров ОТК в механосборочный цех.

Механик кузнечного участка переведен на должность механика в литейный цех.

Перевод на каждую должность оформляется соответствующим приказом. При согласии сторон происходит заключение трудовых договоров и назначение на должность. Таким образом по степени фиксации выработанное управленческое решение является документированным.

Контроль за исполнением решения осуществляет отдел профессионального обучения и переподготовки.

 

Организации имеют постоянную потребность в повышении производительности труда своих работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого недостаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.

Информация о работе Мотивация и стимулирование труда