Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:20, реферат
Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации
Введение 3
1. Что такое мотивация 5
2. Мотивационный процесс 10
3. Оплата труда 13
Заключение
Реакция
на конкретные стимулы не
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.
Однако
очень важно учитывать
ситуацию, в которой материальное
стимулирование осуществляется,
и стараться избрать преувеличения
его возможностей, так как человек
имеет очень сложную и не однозначную
систему потребностей, интересов,
приоритетов и целей.
Стимулирование
принципиально отличается от мотивирования.
Суть этого отличия состоит в том, что
стимулирование - это одно из средств,
с помощью которого может,
осуществляется мотивирование. При
этом, чем выше уровень развития отношений
в организации, тем реже в качестве средств
управления людьми применяется стимулирование.
Это связано с тем что воспитание и обучение
как один из методов мотивирования
людей приводят к тому что члены
организации сами проявляют
заинтересованное участие в делах
организации, Осуществляя необходимые
действия не дожидаясь или же вообще
не получая соответствующего
стимулирующего воздействия.
Если
посмотреть, на что в деятельности
человека оказывает воздействие
мотивация, то выяснится что
это следующие характеристики
деятельности:
Одну
и ту же работу человек может
делать, затрачивая различные усилия.
Он может работать в полную
силу, а может работать в полсилы.
Также он может стремиться
брать работу полегче, а
может браться за сложную
и тяжелую работу, выбирать
решение попроще, а может искать и браться
за сложное решение. Все это отражает
то, какие усилия
готов затрачивать человек. И зависит
это от того, на - сколько он
мотивирован на затрату больших усилий
при выполнении своей работы.
Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может быть 6езразлично качество его труда, другой может стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей работать и взаимодействовать с организационным окружением.
Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело. Это очень важная характеристика деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели очень хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на существенно более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости сказывается также негативно на доведении дела до конца. Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации упущенными возможностями.
Добросовестность при исполнении работы, означающая ответственное осуществление работы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм, для многих работ является важнейшим условием их успешного выполнения. Человек может обладать хорошей квалификацией и знанием, быть способным и созидательным, много работать. Но при этом он может относиться к своим обязанностям “спустя рукава”, безответственно. И это может сводить на нет все положительные результаты его деятельности. Руководство организации должно хорошо представлять себе это и стараться таким образом строить систему мотивирования, чтобы она развивала у сотрудников эту характеристику их поведения.
Направленность как характеристика
деятельности человека указывает на то,
к чему он стремится, осуществляя определенные
действия. Человек может выполнять
свою работу, потому что она приносит
ему определенное удовлетворение
(моральное или материальное), а
может делать ее потому, что он стремиться
помочь своей организации добиться ее
целей. Для управления очень важно знать
направленность действий человека, однако
не менее важно также уметь, если надо,
с помощью мотивирования ориентировать
эти действия в направлении определенных
целей.
3.
МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.
Мотивация, рассматриваемая
Естественно,
такое рассмотрение процесса носит
достаточно условный характер, так как
в реальной жизни нет столь четкого
разграничения стадий и нет
обособленных процессов мотивации.
Однако для уяснения того, как
разворачивается процесс мотивации,
какова его логика и составные
части, может быть приемлема
и полезна ниже приводимая модель.
Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие- то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно можно разбить на три группы:
Вторая стадия - поиск путей устранения потребности.
Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия - определение
целей (направления)
действия- Человек фиксирует, что и какими
средствами он должен делать, чего добиться,
что получить для того, чтобы устранить
потребность. На данной стадии происходит
увязка четырех моментов:
Четвертая стадия -
осуществление
действия. На этой
стадии человек затрачивает усилия
для того, чтобы осуществить
действия, которые, в конечном
счете, должны предоставить
ему возможность получения чего-то,
чтобы устранить потребность.
Так как процесс работы оказывает
обратное влияние на мотивацию,
то на этой стадии может происходить
корректировка целей.
Пятая
стадия - получение
вознаграждения за
осуществление действия. Проделав
определенную работу, человек
либо непосредственно получает
то, что он может использовать
для устранения потребности, либо
то, что он может обменять на
желаемый для него объект. На данной
стадии выясняется то, насколько выполнение
действий дало желаемый результат. В зависимости
от этого происходит либо ослабление,
либо сохранение, либо же усиление мотивации
к действию.
Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, называет устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным факторы является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно.
Следующим
важным фактором является
Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.
Процесс
мотивации очень сложен и
5. Оплата
труда
«Заработная плата – это мера труда (трудового вклада), выраженная в денежных единицах, которая одновременно является мерой стоимости рабочей силы и мерой результативности труда».
Оплата труда работника – это:
Таким
образом, заработная плата – денежный
эквивалент трудового вклада в получение
продукта и стоимости рабочей силы работника,
выплачиваемый работнику.
Экономическая компенсация энергетических (физических, интеллектуальных и т.п.) ресурсов работника
Рис.
1
Размер заработной платы должен превышать объем финансовых средств нужных работнику для восстановления затраченных на работу работником энергетических (физических, интеллектуальных и т.п.) ресурсов (см. Рис. 1). Если объем средств недостаточен для восстановления затраченных энергетических ресурсов и на общее поддержание своей индивидуальной жизни, то в работнике будет укрепляться неудовлетворенность и негатив по отношению к работе, что неминуемо скажется на результатах его труда. Это ограничения со стороны работника.