Мотивация и компенсация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:20, реферат

Описание работы

Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации

Содержание

Введение 3
1. Что такое мотивация 5
2. Мотивационный процесс 10
3. Оплата труда 13
Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

 
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования                                                                                                            

сибирский федеральный Университет

(СФУ)

политехнический институт 
 

       Кафедра «Экономика и менеджмент» 
 
 
 

 

Реферат на тему: 

«Мотивация  и компенсация» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка гр.64-1

Федорцева Л. И.

Проверил: Ильина Н.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2007 
 
 

Содержание. 

  1. Введение______________________________________________________3
  2. Что такое мотивация____________________________________________5
  3. Мотивационный процесс________________________________________10

4. Оплата труда__________________________________________________13

Заключение_____________________________________________________15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ВВЕДЕНИЕ  

  Понятие  мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным  периодом,  выдвигают  и  новые  требования  к персоналу. Это не только подбор,  обучение и  расстановка кадров, но  и  формирование  нового  сознания, менталитета,  а, следовательно, и методов мотивации.                                

В настоящее  время, при  переходе к  рыночным отношениям, основным   мотивирующим   фактором  работников   является желание  иметь  гарантированную  заработную  плату.  При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает  желание  иметь  спокойную  работу с небольшим,  но гарантированным  заработком,  нежели   интенсивную  работу  с  высокой оплатой.                                                

  Вместе  с тем,  на рынке  труда  появляются  работники, обладающие  достаточным профессионализмом  и новым трудовым сознанием, т.  е. люди  с хорошей  нравственной основой  и пониманием  труда.  Однако  шансов  наши  хорошую  работу  у них немного из-за возрастного барьера (до и более 50 лет) или отсутствия рекомендаций (в основном у молодых специалистов).

  Таким  образом, и потребности, и мотивация большинства работников  нуждаются  в  дальнейшем  изучении и систематизации. Что же такое мотивация?                             

Мотивация - это процесс побуждения каждого  сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Основные  задачи мотивации:

  • ·     формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • ·     обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
  • ·     формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения  этих задач необходим анализ:

  • ·     процесса мотивации в организациях
  • ·     индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними
  • ·     изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

 Для  решения указанных задач применяются   различные методы мотивации, сущность которых рассмотрим ниже.

Самым  первым  и   наиболее  распространенным   методом  был метод   наказания  и   поощрения,  так   называемая  политика «кнута и  пряника». Этот  метод использовался  для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго  в условиях  административно-командной   системы.    Постепенно   он трансформировался  в  систему  административных  и экономических санкций и стимулов.                                   

  Такой   метод  был  эффективен  при  повторяющихся рутинных операциях, незначительной содержательной части  работы, невозможности поменять место работы (по разным причинам), а также в условиях бригадных и  коллективных подрядов,  где действовали регламентированные надбавки и удержания.          

  С   повышением  роли  человеческого   фактора  появились  психологические  методы  мотивации. В  основе  этих  методов лежит утверждение,   что   основным  модифицирующим   фактором  являются не  только  материальные  стимулы, но  и  нематериальные мотивы, такие, как самоуважение,  признание со  стороны окружающих  членов  коллектива, моральное  удовлетворение работой и гордость  своей фирмой.  Такие методы  мотивации базируются на изучении потребностей человека,  т. е.  осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и  служит средством удовлетворения потребностей.          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ЧТО  ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ?  

В самом  общем виде мотивация человека к  деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые  воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая  во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение  человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

 Для  того чтобы всесторонне раскрыть  понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

  • ·     что в деятельности человека находиться в зависимости от мотивационного воздействия.
  • ·     каково соотношение внутренних и внешних сил;                   
  • ·     как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.                                                         
 

 

 Прежде  чем  приступить  к  рассмотрению  этих   вопросов, 

 остановимся   на  уяснении  смысла  основных  понятий,  которые будут использованы  в дальнейшем.                                                

    Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей,  но в то же  время имеет определенное  индивидуальное  проявление  у каждого   человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует,  она дает  о себе  знать и  “требует” своего

устранения.  Люди  по-разному  могут  пытаться  устранять потребности, удовлетворять  их, подавлять или не  реагировать  на  них. Потребности могут  возникать как осознанно, так и неосознанно.  При этом не  все потребности осознаются  и осознанно устраняют.  Если потребность не  устранена, то  это не  предполагает, что она устранена навсегда.   Большинство   потребностей   периодически  возобновляются, хотя при  этом они  могут менять  форму своего  конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.       

  Мотив  -  это то, что вызывает определенные  действия человека. Мотив находится “внутри”  человека,  имеет “персональный”  характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к  человеку  факторов,  а  также  от  действия других,  возникающих параллельно  с  ним  мотивов. Мотив  не только  побуждает человека  к действию, но и определяет,  что надо  сделать и  как будет  осуществлено это  действие.  В  частности  если  мотив  вызывает  действия по устранению потребности  то  у  различных людей  эти действия  могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на  свои  мотивы,  приглушая  их  действие  или   даже  устраняя их  из своей мотивационной совокупности.                                    

 Поведение   человека  обычно  определяется  не  одним  мотивом, а   их совокупностью,  в которой мотивы  могут находиться   в определенном отношении друг  к другу по  степени их  воздействия   на  поведение человека. Поэтому мотивационная структура человек может рассматриваться как основа   осуществления им   определенных  действий.

Мотивационная   структура   человека  обладает определенной  стабильностью.  Однако  она  может  меняться,  в  частности,   сознательно  в процессе воспитания человека, его образования.                                                                                           

 Мотивирование  - это процесс воздействия на  человека с целью побуждения  его к определенным действиям  путем пробуждения в нем определенных  мотивов. Мотивирование составляет  сердцевину и  основу управления  человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от  того,  насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

  В  зависимости от того, что преследует  мотивирование, какие задачи оно  решает можно выделить два  основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека   вызываются   к   действию  определенные   мотивы,  которые побуждают человека  осуществлять  определенные   действия,  приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу”. Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться. Второй  тип  мотивирования своей основной  задачей имеет формирование   определенной   мотивационной   структуры   человека.  В этом  случае основное внимание  обращается на  то, чтобы  развить и усилить  желательные  для  субъекта  мотивирования  мотивы  действии человека,  и наоборот,  ослабить те  мотивы, которые  мешают эффективном  управлению  человеком.  Этот  тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы  и часто не связан с какими-то  конкретными действиями  или   результатами,  которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй  тип мотивирования требует гораздо больших усилий,  знаний и способностей  для  его  осуществления.  Однако  и его  результаты в целом  существенно  превосходят  результаты  первого  типа мотивирования. Организации, освоившие  его и использующие в  своей практике, могут гораздо  успешнее и  результативнее управлять  своими членами.                                                             

  Первый  и  второй типы  мотивирования  не  следует противопоставлять,  так как в современной  практике  управления  прогрессивно управляемыми  организации  стремятся сочетать  оба эти типа мотивирования.                                                            

  Стимулы   выполняют  роль   рычагов   воздействия   или  носителей  “раздражения”,  вызывающих  действие  определенных  мотивов.  В качестве  стимулов могут выступать  отдельные предметы,  действия других людей, обещания, носители обязательств и  возможностей, предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы  получить в результате определенных действий. Человек  реагирует на многие  стимулы  не обязательно  сознательно. На  отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.

Информация о работе Мотивация и компенсация