Мотивация и её роль в повышении социальной и творческой активности персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что людские ресурсы играют более важную роль в развитии экономики, чем материальные ресурсы, что работа с персоналом - одна из основных функций управления и предпринимательской политики фирмы. Для того чтобы эффективно использовать имеющиеся в распоряжении организации людские ресурсы, необходимо создать для людей такие условия, в которых им хотелось бы работать с пользой для себя и организации. Для этого необходимо создать в организации систему побудительных мотивов, используя которые можно воздействовать на поведение и мотивы персонала организации, направляя поведение работников в нужном для организации направлении. Если выполняемая работа будет максимально удовлетворять потребности работников, то можно с полным правом рассчитывать на то, что они будут стремиться выполнять эту работу как можно более качественно, делая таким образом свой вклад в успешное функционирование организации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…...3
1. Сущность мотивации в системе управления………………………………...…5
2. Теории мотивации………………………………………………………………12
2.1.Содержательные теории мотивации…………………………….…….…..…12
2.2. Процессуальные теории мотивации………………………………................17
3. Анализ системы мотивации на ООО “Арс-Инвест”……….……..……….….21
3.1. Общая характеристика предприятия ООО “Арс-Инвест”……………........21
3.2. Анализ уровня мотивации в ООО “Арс-Инвест”……..................................22
3.3. Совершенствование мотивации на предприятии ООО “Арс-Инвест”........26
Заключение …………………………………………………………..……….…..34
Список использованной литературы………………………………………..…...36
Приложения………………………………………………………………….……37

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     Переменная  составляющая (А) обеспечивает оценку работника в его отношении  к делу, стремлении увеличить интенсивность, качество, инициативу и т.п. Она определяется на основании оценки непосредственным начальником по итогам года по шкале (0¸5) и начисляется в виде процента от оклада (КДУ), при этом увязывается с КДУ.

     В данном подходе, при прочих равных условиях, повышение зарплаты происходит больше для сотрудников с лучшей оценкой  и меньшим КДУ с целью стимулирования более качественного выполнения работы и стремлении получить более высокий КДУ.

     Переменная  составляющая (Б) определяется с целью  – увязать эффективную работу работника участка (отдела) и предприятия.

     Менеджмент  определяет процент от прибыли на формирование переменной (Б); определяет процент от выделенной суммы – участку, отделу на основе его вклада в достижение эффекта предприятия; руководитель отдела (участка) на основе корпоративных критериев и на основе мнений (непосредственный начальник, сотрудники участка (отдела), контрагенты (службы, потребители и т.п.)) определяет долю работника.

     Таким образом, переменная «Б» – это  процент от прибыли предприятия. Следовательно, материальный доход работника включает:

     1) Должностной оклад на основе  уровня исполнения или функционала;

     2) Оценку личного результата, влияющего  на общий итог деятельности  предприятия при выполнении задач,  связанных непосредственно с  зоной его полномочий;

     3) Оценку его вклада в конечный  результат хозяйственной деятельности предприятия на основе оценки вклада структурного подразделения и работника в составе данного подразделения (% дохода предприятия).

     Данная  система обеспечивает:

     1) Выполнение работником функциональных  обязанностей, что обеспечивает бесперебойную работу всего предприятия в плановых заданиях;

     2) Проявление инициативы, ответственности  работника с целью улучшения показателей в рамках его функционала;

     3) Заинтересованность работника в  проявлении инициативы, обеспечивающей эффективную деятельность подразделения и предприятия в целом для получения дивидендов.

     Таким образом, в целях создания эффективной  системы оплаты труда, необходимо осуществить  действия в следующих направлениях: Дифференциация оплаты труда: управленцы, то есть менеджмент; специалисты консалтинговых подразделений; основное производство. Гарантированная ставка (постоянная составляющая) обязательное условие. Решения об использовании системы оплаты труда должны приниматься на основе: возможностей изменений; перспектив развития изменений; определение приоритетов в оплате. Система оплаты труда должна рассматриваться, прежде всего, как мотивация персонала, следовательно, как подсистема общей системы стимулирования персонала. Любая система оплаты, ориентированная на повышение инициативы, ответственности, может быть эффективна только при наличии разработанной и эффективной системы мотивации персонала. В свою очередь, это возможно при наличии организационной культуры предприятия, как основы мотивационной системы.

     Анализ  оценки персоналом методов стимулирования показывает, что работники не удовлетворены тем, как менеджмент решает вопросы вовлечения в дела и решает проблемы предприятия, возможности самореализации. Следовательно, имеет место диспропорция между целями системы оплаты труда и реальными действиями менеджмента, что дает возможность предположить о проблематичности достижения целей данной системы оплаты и обоснованности наших предложений.

     Для достижения целей системы оплаты труда целесообразно использовать комплексный подход: Мотивация = å оплаты труда + методы стимулирования (экономические, целевые, коммуникационные, обогащение труда).

     Практика  мотивации сотрудников с помощью  подарков получила широкое распространение, но при условии, что подарки соответствуют своему назначению. Поводов для вручения подарков может быть множество. Хорошим стимулом будет подарок, приуроченный к окончанию работы или преследующий какую-то определенную цель. Особую радость может вызвать подарок просто так. Подарок уместен в случаях: день рождения сотрудника, годовщина его работы в компании или уход в отпуск; достижение командой какой-либо цели или выполнения очередного этапа работы над проектом; каждый раз, когда клиент выражает удовлетворение работой одного из ваших сотрудников; когда сотрудник делает сверх положенного, чтобы помочь коллеге.

     На  работе следует делать такие подарки: любое угощение, в том числе  пирожные, конфеты, фрукты, шоколад; компьютерные аксессуары: коврики для мыши, заставки для экранов и упоры для  запястья; настольные игрушки, блокноты; необычные визитные карточки или подставки для ручек; билеты культурные мероприятия; компакт-диски, книги.

     Моральное стимулирование  должно осуществляться по двум направлениям: поощрение (знаки, символы отличия, награды, благодарности в устной и письменной форме) и порицание. Эффективность порицания зависит от индивидуально психологических особенностей работника.

     Для использования такого фактора мотивации, как моральное стимулирование. Нужно хорошо знать коллектив. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому человеку, а также широкий спектр всевозможных мер стимулирования. В качестве мероприятий такого рода можно предложить проведение конкурсов профмастерства в масштабе фирмы, города, области; присваивать за достигнутые результаты звания лучшего бухгалтера, менеджера по продажам и т.д. Возможным вариантом морального стимулирования можно считать привлечение работников к привлечению управления организацией, планирования, создания стратегии и тактики.

     Положительный психологический настрой на трудовую деятельность создают условия труда. Когда условия труда достаточно хорошие, работники не акцентируют на этом свое внимание, если они плохие – это резко снижает мотивацию, т.е. внимание работников переключается на этот фактор. Чтобы сделать рабочее место интересным следует: развесить на видных местах картины; рабочие место с хорошим естественным и искусственным освещением; разрешать сотрудникам класть рядом с собой личные вещи; держать в рабочих помещениях живые растения; использовать для отделки стен не только белый или стандартный для деловых помещений зеленый цвет. Многочисленные исследования показали, что цвета влияют на настроение человека; правильное сочетание цвета позволяет создать атмосферу, благоприятную для концентрации внимания, усвоения информации и запоминания. Чтобы использовать цвет в офисе, можно найти различные декоративные элементы или же просто выкрасить стены.

     Таким образом, по третьей главе следует  сделать такие выводы. Для стимулирования труда работников руководство ООО «Арс-Инвест» использует экономические, социальные и административные методы мотивации.

     На  предприятии имеются проблемы в  мотивации своих работников. Основные методы стимулирования экономические, по мнению работников используется недостаточно эффективно. Цель системы оплаты труда,– стимулирование деятельности персонала, коррелирует с корпоративными целями. Работники не удовлетворены системой оплаты труда. Недостаточно развито на предприятии моральное стимулирование, отсутствует присваивание за достигнутые результаты званий, поощрение наградами и благодарностями в письменной форме, не проводятся конкурсы профессионального мастерства, работники не привлекаются к управлению организацией, требуется улучшение условий труда. Исходя из вышеуказанной концепции, мы предлагаем меры по совершенствованию системы мотивации ООО “Арс-Инвест”.

 

      Заключение

     Человек представляет собой сложную психологическую систему с трудно предсказуемым поведением. Действия любого человека определяются его решением. Даже когда его принуждают силой к тем или иным действиям, человек все же сам решает как поступить. У человека нет кнопок и рычагов, воздействие на которые может привести к ожидаемым реакциям, например как у автомобиля. Для управления человеком в организации используют методы мотивации, которые предназначены для провоцирования тех или иных действий подчинённого.

     Признание, благодарность, заработная плата, награды, уважение, доверие, удовлетворенность работой, делегирование ответственности, продвижение по службе и многое другое относят к мотивации. Невозможно однозначно описать процесс мотивации. В то же время на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

     Так называемые теории содержания мотивации  основное внимание уделяют тому, как  различные группы потребностей оказывают  влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями в этой группы являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную общность в мотивации человека к действиям.

     В основе мотиваций лежат потребности. Природу физиологических потребностей (голод, жажда, сон) поняли давно и  относят к генетически заданным. Но духовные потребности (творчество, желание быть понятым, быть уважаемым, любимым, иметь друзей, доминировать, лидировать и т.п.) являются источником загадок. В психологии давно ведется поиск источника духовных потребностей человека. По Маслоу, социальные потребности (любовь, принадлежность к группе, самоуважение, успех, статус и др.) вторичны, а физиологические (жажда, голод, безопасность, сон) — первичны. Мак-Келланд выделяет три ведущие потребности: власть, успех, признание. На активизацию деятельности человека влияние оказывают не только внутренние потребности, ощущаемые на подсознательном уровне, но и прогностическая функция сознания (Врум, Портер, Лоулер). Чем более вероятно ожидание желаемого результата, тем действия становятся активнее.

     Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория ожидания, теория справедливости и теория партисипативного управления, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.

    Люди  могут добиться большего лишь тогда, когда у них будет сильная  мотивация к этому, то есть желание, стремление добиться большего, чем они уже добились на сегодняшний день. Это стремление необходимо в них не только создать, но и найти нужные средства для его поддержания на высоком уровне. Какими средствами эта задача может быть решена в отношении работников - решать менеджерам и руководителям. Единого рецепта, подходящего для всех, нет.

 

     Список  использованной литературы

 

     Нормативные акты, локальные нормативные  акты

  1. Трудовой  кодекс Российской Федерации: по состоянию  на 15.05.07. М.: Проспект, 2007. -210с.
  1. Устав ООО “Арс-Инвест ”;
  1. Положение Об оплате труда работников  в ООО “Инком”.
 

     Учебники, монографии

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 296 с.
  2. Егоршин А.П. Управление персоналом. –Н.Новг.: Дело, 2003. - 720 с.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб.:Питер, 2002. – 514с.
  4. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. –Спб.: Фирма, 2005. - 301с.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПБ.:Евразия, 1999. –  115с.
 

     Периодические издания

  1. Блинов А.А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг.- 2001.- № 1. - С. 88-101.
  2. Комарова Н. Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд, №10, 1997.

 

      Приложения

 

     Приложение 1

 

     Оценка  персоналом методов стимулирования, используемых руководством ООО “Арс-Инвест”13

 
Метод Оценка, средний балл
Рабочие Специалисты
Создание  условий труда 4 4,4
Вознаграждения:  
 

Зарплата

Нематериальные  выгоды

Соц. проблемы (решение)

удовлетвор.

стимул

исполь-

зование стимула

удовлетвор.

стимул

исполь-

зование стимула

0,5

1,5

2

4,2

3,0

2,4

1,5

1,5

2,5

4,3

3,6

2,5

Безопасность:

риск  стать лишним

уважение

стиль управления

 
4,5

4,0

3,6

 
4,7

4,1

4,0

Вовлечение  в дела:

знания  целей, задач

- коммуникации

участие в решении проблем предприятия

отношение в коллективе

2,1

3,0

 

1,4

4,3

3,1

3,2

 

2,6

4,1

Способность самореализации:

карьера

обучение

рост  мастерства

 
2,1

2,1

3,2

 
3,5

2,0

3,8

Интерес к работе:

управление  по целям

самостоятельность

ответственность

 
3,9

4,2

4,4

 
4,1

4,1

4,1

Информация о работе Мотивация и её роль в повышении социальной и творческой активности персонала предприятия