Мотивация деятельности в организациях скс

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть вопрос, связанный с мотивацией деятельности в организациях СКС.
Задачи работы:
1. Рассмотреть генезис теории мотивации
2. Рассмотреть теории мотивации
3. Рассмотреть роль материальных и моральных стимулов работников в мотивации организаций СКС.

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

      Менеджеру необходимо знать, что для индустрии гостеприимства предпочтительней мотивированные работники, что вытекает из результатов исследования Дэвида Лея, в котором были проанализированы критерии подбора гостиничными и ресторанными цепями кадров среди выпускников колледжей, подготовленных по программам индустрии гостеприимства. Ответственное отношение к делу, энтузиазм и привлекательный внешний вид имели приоритет перед хорошими оценками в учебе, характеристиками с производственной практики, а также наличием дополнительных курсов обучения, прослушанных в период обучения. Такой подход вполне понятен, если учесть, что расходы по повышению квалификации оказываются заметно ниже, чем расходы, связанные со стимулированием производительного труда. Кроме того, клиенты предпочитают иметь дело с обслуживающим персоналом, который хотя и может по неопытности совершить какую-либо незначительную оплошность, но проявляет теплое и искреннее радушие и гостеприимство. [3]

1.6. Существующая практика и проблемы мотивации

      Предприятия и организации индустрии гостеприимства придают большее значение наличию у выпускников мотивации, нежели их способностям. И это обоснованно, поскольку сравнительно высокий уровень мотивации в конечном итоге приводит к лучшим результатам в работе.

      Парадокс существующей ситуации заключается в том, что в предприятиях и организациях индустрии гостеприимства не уделяется такого же внимания к мотивации при подборе на работу лиц, уже имеющих опыт работы. Знания (опыт предыдущей работы) в большей степени, чем мотивация, выступают в этом случае в качестве главного критерия.

      Большинство мотивационных программ представляют собой компенсационные программы, построенные на основе включения в них каких-либо стимулирующих интерес факторов, таких как поощрение за соответствующее позитивное поведение или, наоборот, отсутствие поощрения в негативных случаях. Существуют такие формы поощрения, как например, присуждение звания лучшего работника за месяц, премирование за продажу определенного количества спиртных напитков (для барменов и официантов), поощрение за качественное обслуживание, поощрение за поддержание безопасности, даже поощрение за улыбку. С этим связан ряд проблем, которые ограничивают эффективность этих поощрений с течением времени.

      Во-первых, организация может иметь такое несчетное число этих программ, что проконтролировать их выполнение на практике оказывается почти невозможно. А именно эти системы поощрений как раз и требуют постоянного контроля. В большинстве случаев руководство предприятия с течением времени охладевает к этим программам, и они становятся формальными и повторяющимися. Работники начинают рационализировать процесс получения таких поощрений. Скажем, “Джо получил поощрение в прошлом месяце, следующим в этом месяце, очевидно, будет Дик и Бетти”.

      Постепенно все подобные поощрения утрачивают свое значение. Более того, подобные “поощрения” становятся нормой, и если по какой-либо причине они вдруг прекращаются, это вызывает разочарование в коллективе.

      Если начать разбираться в причинах существования подобной практики, окажется, что в основе лежит низкий уровень мотивации. Для многих работников требуется пряник, чтобы они начали работать.

      Наоборот, если мы возьмем за основу идею о том, что большую часть коллектива должны составлять мотивированные и способные работники или, по крайней мере, просто мотивированные, то потребность в программах поощрения в значительной степени отпадает.

      С точки зрения теории управления, программы поощрения удовлетворяют потребности более низкого порядка. Различные системы мотивации, следовательно, не будут иметь продолжительных результатов, если ими будут компенсировать слабую работу при подборе кадров.

      Сравнительно большой, но не используемый в достаточной степени потенциал для мотивации работников заложен, следовательно, на ранних стадиях кадрового процесса, в частности, на уровне ориентации, официального назначения и обучения. Известно, что текучесть рабочей силы на многих должностях в индустрии гостеприимства не просто высокая, а высочайшая именно в первые месяцы назначения работников. Это вызвано незащищенностью, которую работник испытывает в первое время на новом месте, недостатком знаний применительно к данной работе, а также часто встречающимися несоответствием между представлениями о работе и самой работой. Поскольку считается, что знаниям при подборе кадров оказывается предпочтение перед мотивацией, именно этому компоненту на новом месте работы уделяется слабое внимание.

      Новым работникам нужны знания о Месте - функциональных обязанностях и требованиях к выполняемой работе, Коллективе - т.е. людях, окружающих работника, с которыми он будет вступать в контакт в повседневных делах, Политике - т.е. задачах компании и ожиданиях ее работников, и Продукте - т.е. товаре или комплексе услуг, с которыми компания выходит на рынок.

      Прекрасный пример глубокой перестройки личной мотивации и философии организации можно найти в классической статье “Think Strawberries: Evrybody Sells” (James Lavenson, 1974). В этой статье рассказывается, как работники гостиницы мирового класса, утратившие мотивацию из-за непонимания Места, Коллектива, Политики и Продукта, особенно Продукта, однажды осознали сущность своей организации, товаров и услуг, а главное, повысили свой профессиональный уровень. Появился интерес, что в конечном итоге привело к перерождению коллектива, превратившегося в сплоченный и грамотный союз единомышленников.

      Поскольку в индустрии гостеприимства ведется решительная борьба с такими проблемами, как низкий уровень мотивации, неплохо напомнить, что работники нуждаются как в информации, так и в возможности повышать свое профессиональное мастерство, которое позволило бы им эффективно работать на своем рабочем месте. Когда необходимая информация и возможность учиться предоставляются на ранней стадии их карьеры, налицо преимущества, которые дает мотивированная и квалифицированная работа. [4]

 

Глава 2. Нормативно – правовое обеспечение мотивации деятельности в организациях СКС.

2.1. Документы, мотивирующие деятельность организации

Таблица 1 «Документы, мотивирующие деятельность организации»

    Документ Смысл / содержание Рабочая функция
    1. Легенда  компании Отражает «душу» компании, ее прошлое, настоящее и будущее, определяет стратегию присутствия компании на рынке, вектор развития. Легенда наполняется ключевыми понятиями и словами, которые становятся основой внутрифирменных стандартов; критериев успешности сотрудников, критериев «идеального» сотрудника и пр. Общие мифы/легенды нужны для того, чтобы люди были объединены единой философией, иногда это называют корпоративной религией. Если ее не создавать и не поддерживать, она формируется хаотично и создается самостоятельно сотрудниками. Легенда нужна  для того, чтобы каждый сотрудник  понимал, что именно и для чего он делает. Т.е. Легенда дает обоснование  для всех сотрудников компании их присутствия на рабочем месте. Отвечает на вопрос: «почему мы существуем?». 
    Определяет стиль поведения.
    2. Миссия  компании Представляет  из себя «сухой остаток» Легенды (которая  обосновывает миссию). Может являться слоганом компании. Определяет социальное предназначение компании. Дает обоснование  смысла работы сотрудникам, Клиентам компании. Отвечает на вопрос: «зачем мы это делаем».  
    Определяет отношение сотрудников к компании, к рынку.
    3. Стратегическая  цель компании.  
    Стратегическая цель должна быть подкреплена стратегией присутствия компании на рынке. Стратегия содержит в себе понятия о динамике движения компании, о принципах компании.
    Определяет  «высшую» точку достижений компании. Дает понимание  сотрудникам и Клиентам компании – куда мы движемся. 
    Относительно стратегической цели определяется результативность сотрудников; определяются планы. 
    Фундамент для создания бизнес-планов; промежуточных целей, задач; 
    определения рабочих функций;  
    делает работу технологичной;
    4. Корпоративный  кодекс компании. 
     
    Объединенный  документ, содержащий:
    • Миссию компании;
    • Стратегию и стратегическую цель компании;
    • Ценности компании;
    • Принципы компании;
    • Правила (внешнего и внутреннего поведения) для всех сотрудников компании (это может называться стандартами). Допустимый стиль отношений (модели поведения);
    • Корпоративный стиль одежды;
    • Обоснованность жизнедеятельности каждого отдела и подразделения компании;
    • Определяет карьерный рост сотрудников (результаты при которых становится возможен рост)

    Каждый пункт  должен быть обоснован и оправдан. При составлении корпоративного кодекса важно помнить о том, что это документ, стимулирующий и мотивирующий сотрудников, а значит, в нем должно быть все понятно каждому.

    «Библия» для  сотрудников компании.  
    Поддерживает правила и одобренные модели поведения сотрудников компании. Мотивирует сотрудников на поддержание стандарта компании.  
    Отделяет личные предпочтения и комплексообразования от бизнес-процесса, делая бизнес-процесс значимее личных предпочтений.  
     
    Стандарты работы могут быть изданы отдельным документом, в этом случае в корпоративном кодексе делается ссылка.
    5. Структура  компании (графический и письменный вариант). Делает компанию, взаимодействия внутри и вне компании прозрачными. Определяет визуально  зоны ответственности каждого звена.  
    Наполняет деятельность сотрудников значимостью.
    Дисциплинирует  сотрудников. 
    Определяет место каждого в иерархии и структуре компании.
    6. Положения  по отделам компании. Определяет  цель и задачи деятельности каждого  отдела в контексте стратегической цели компании; 
    Развернутый вариант: определяет функции отдела для достижения цели и реализации задач.  
    Помогает сотрудникам отдела осознавать значимость своей работы в контексте деятельности компании. 
    Делает работу с персоналом технологичной.
    Дисциплинирует  сотрудников. 
    Минимизация времени на постановку задач (сотрудники понимают, что именно и зачем они делают). 
    Укрепляет корпоративную культуру. 
    Цементирует команду. 
    Деятельность и результат понятен для каждого сотрудника.
    7. Штатное  расписание. Перечень всех должностей необходимых для обеспечения  качественного бизнес-процесса с  указанием з/плат; распределением по отделам. Определяет  затраты на персонал. Если штатное  расписание составлено под стратегическую цель компании: Определяет работу с  кадровым резервом компании; 
    Определяет план подбора персонала. 
    Делает работу с персоналом технологичной. 
    Планомерная работа с персоналом.  
    Планирование персонала.
    8. Трудовые  договора (ТД). Определяет  юридические аспекты отношений  компании и сотрудника. Включает в  себя особенности работы компании. 
    Помогает сотруднику осознанно согласиться с внутренним распорядком компании.
    Страховка от «человеческого»  фактора; 
    ТД не должен быть типичным, он должен учитывать все нюансы и форс-мажоры работы в данной компании.
    9. Должностные  инструкции. Хорошо составленная ДИ минимизирует время на работу с  персоналом; 
    Помогает определить результативность должности; 
    Делает для сотрудника деятельность ясной, прогнозируемой, безопасной, измеримой; заставляет нести ответственность за результат своей работы в контексте стратегической цели компании.
    Определяет  цель и задачи должности; 
    Определяет подчиненность; 
    Функциональные обязанности для реализации цели должности; 
    Определяет полномочия и ответственность; 
    Определяет цель взаимодействий внутри и вне компании (если это предусмотрено должностью); 
    Может содержать информацию о системе материального стимулирования.
    10. Инструкции  по работе. 
    На некоторые функции необходимо создавать инструкции пошагово. Это относится к тем участкам, где наиболее часты форс-мажоры и сбои. Отдельные инструкции создаются на действия при форс-мажоре.
    Пошаговый алгоритм действий, взаимодействий, речевых модулей на конкретном участке работы. 
    Смысл: безопасность
    Помогает сотруднику «не думать», не принимать самостоятельных  решений, создает безопасность. 
    Сотрудник действует четко по заученной схеме.
    11. Критерии  успешности должности. Письменно описывает  критерии соответствия должности «идеалу». 
    Помогает сотруднику соответствовать критериям, делая их ясными и понятными. Определяет отношение сотрудников к успешности в рамках компании.
    Делает рост сотрудника безопасным. 
    Помогает при отборе сотрудников на вакантные должности; 
    Используется при проведении аттестаций.  
    Определяет план развития и обучения сотрудников.
    12.Компетенции должности. Письменно описывает  модели поведения; знания; навыки для  каждой должности. 
    Помогает сотрудникам определить свой уровень развития в компании.
    Помогает сотруднику выработать правильные модели поведения и самостоятельно определить развитие и обучение.
    13. Положение  о коммерческой тайне. Определяет, что именно является коммерческой тайной в данной компании. Позволяет сохранить  коммерческую тайну; ноу-хау; авторские  права.

2.2. Документы, использующиеся в работе туристской фирмЫ ООО «Мария»

      В туристской фирме ООО «Мария» используются в работе следующие виды основных внутренних документов: 
1. Организационные, в том числе: 
1.1. Структура организации  
1.2. Штатное расписание  
1.3. Правила внутреннего трудового распорядка или положение о персонале  
1.4. Положение о структурном подразделении  
1.5. Должностная инструкция  
1.6. Приказы руководителя юридического лица о распределении должностных обязанностей между руководящими работниками  
 
2. Распорядительные, в том числе: 
2.1. Приказ руководителя по основной производственно-хозяйственной деятельности  
2.2. Распоряжения 

3. Информационно-справочные [5]

Таблица 2 «Анализ основных нормативно-методических документов системы мотивации трудовой деятельности в турфирме ООО «Мария»

Форма нормативно-методического документа Основное содержание, показатели документа Положительные/ отрицательные моменты в практике использования документа
1.Положение  об оплате труда Принципы формирования системы оплаты труда; критерии оценки труда персонала; регламент (+) является  важным документом, который поддерживает  стабильность отношений в коллективе, основанном на справедливом вознаграждении за соответствующий труд

(-) после  утверждения, в течение года  требует изменений, корректировок,  о которых нужно всегда предупреждать  весь коллектив

2.Положение  о начислении бонусов работникам Принципы начисления бонусов, регламент (+) является  эффективным средством стимулирования  работников к эффективному труду
3.Положение  о предоставлении работникам  дополнительного свободного времени Принципы выделения  работникам свободного времени, регламент (+) является  эффективным средством стимулирования  работников к эффективному труду

(-) принципы  не всегда являются справедливыми

 

  

 

Глава 3.Мотивация трудовой деятельности на примере туристкой фирмы ООО «Мария» 

3.1. Образование туристской  фирмы ООО «Мария». Факторы, побуждающие персонал к действию

       Туристская фирма ООО «Мария» была образована в 1991 году. Фирма занимается турагентской деятельностью и действует на основании устава, государственной лицензии №0004309 и сертификата соответствия туристских услуг установленным требованиям.

       Предпосылками её создания явились профессиональные знания, начальный капитал учредителей.

       Одной из основных задач в наши дни является активизация внутреннего туризма – именно это направление выходит сегодня на первый план. В связи с этим, фирма разработала широкий спектр предложений по отдыху на Байкале и в России.

       Учитывая все запросы и предложения клиента, фирма также предлагает туры по Монголии,  Китаю, по странам Европы и Скандинавии, а также отдых на известных курортах Египта, Испании, Турции, Греции. 

       При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые

заставляют  человека действовать и усиливают  его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

Потребности можно удовлетворять вознаграждением, дав человеку то, что он

считает для себя ценным.

       «Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения, от дружеских отношений с коллегами.

«Внешнее» вознаграждение - это, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.

        Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: сознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения от его реализации, осуществление действия, получение вознаграждения, удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.

        Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

Информация о работе Мотивация деятельности в организациях скс