Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:11, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть сущность, цели и инструменты монетарной политики, а также дать анализ монетарной политики проводимой сейчас в России.
Задачи исследования:
-Определить содержание и цели монетарной политики;
-Определить основные инструменты монетарной политики;
-Определить влияние монетарной политики на динамику национального производства;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие монетарной политики………………………………………………..6
1.1 Эволюция монетаризма....…………………………………………………….6
1.2 Цели и инструменты монетарной политики…………………………….…13
1.3 Регулирование денежной массы………………………………..…………..17
2. Влияние монетарной политики на динамику национального
производства…………………………………………………………………….20
2.1 Причины возникновения и основные постулаты монетаризма…………..20
2.2 Характер монетарной политики в России…………………….……………23
2.3 Проблемы монетарной политики в России………………………………27
2.4. Особенности реализации монетарной политики в зарубежных
странах…………………………………………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………...……..41
Список литературы………………………………………………………………43
Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа, зависит, с одной стороны, от предложения банковского сектора и, с другой стороны, от спроса на деньги, то есть стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.
В современных национальных экономиках совокупная масса предлагаемых денег состоит из банкнот центрального банка и денег коммерческих банков. Эти деньги выпускаются в обращение банковским сектором. Все виды денег рассматриваются как долговые обязательства по отношению к банкам.
Таким образом, небанковский сектор может располагать деньгами в виде металлических денег, банкнот и бессрочных вкладов как в центральном, так и в коммерческих банках. Эти деньги служат домашним хозяйствам и предпринимателям непосредственно для проведения многочисленных сделок в хозяйственном процессе. Сумма этих денег называется денежной массой Мо. Средства платежа в банковском секторе, например кассовая наличность коммерческих банков, не относятся к денежной массе, так как они не используются непосредственно для операций обмена.
Итак, денежная масса - это сумма находящихся в обращении наличных денег в небанковском секторе и бессрочных вкладов отечественного небанковского сектора в банках Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2000..
Денежная масса меняется в процессе непрерывной денежной эмиссии и изъятия денег из обращения. С точки зрения составления баланса эти изменения происходят по аналогии с банкнотами центрального банка и деньгами коммерческих банков. Но при этом речь идет только о сделках, которые совершаются между банковским сектором в целом (центральный банк и коммерческие банки), с одной стороны, и небанковским сектором (предприятия, государственные бюджетные учреждения, индивидуальные домашние хозяйства) - с другой.
Денежная масса изменяется только в том случае, если небанковский сектор имеет больше средств платежа в результате эмиссии денег или же меньше этих средств по мере изъятия денег из обращения.
Центральный банк сам не выступает в качестве покупателя на рынке товаров. Поэтому он лишь косвенным образом, через денежную массу, может регулировать совокупный спрос. Величина денежной массы зависит от спроса на деньги и их предложения.
Спрос на деньги со стороны небанковского сектора Центробанк регулирует посредством политики процентных ставок, а предложение денег со стороны коммерческих банков - с помощью мероприятий по обеспечению ликвидности.
Политика регулирования процентных ставок. Для учреждений небанковского сектора проценты суть затраты. Путем изменения процентных ставок имеется возможность регулировать сумму капиталовложений, потребительского и государственного кредиторов.
Политика обеспечения ликвидности. Предложение денег со стороны коммерческих банков зависит от их ликвидности, то есть от наличия у них денег, выпускаемых центральным банком. Путем изменения эмитируемой центральным банком денежной массы, которую центральный банк предоставляет в распоряжение коммерческих банков, он оказывает влияние на избыточные резервы отдельных коммерческих банков и эмиссию денег в банковской системе.
Величина денежной массы, находящейся в обращении в народном хозяйстве, оказывает существенное влияние на уровень цен, экономический рост и занятость. Поэтому денежную массу следует контролировать и регулировать, исходя из задач общего экономического развития.
Для выполнения этой задачи в распоряжении центрального банка имеются необходимые инструменты. К ним относятся рефинансирование, политика операций на открытом рынке, политика минимальных резервов.
2. Влияние монетарной политики на динамику национального производства
2.1 Причины возникновения и основные постулаты монетаризма
Выше указывалось, что регулировать экономическое развитие можно при помощи системы встроенных стабилизаторов, т.е. путем изменения государственных доходов и расходов, а также установлением пропорциональной системы налогообложения. Однако такая политика требует, во-первых, постоянного вмешательства государства, во-вторых, способно оказывать инфляционное воздействие (инфляцию спроса). Государство, вмешиваясь в экономику, не всегда ведет рационально, что приводит к значительным потерям для предпринимателей и потребителей. Кроме того, неэффективность такого вмешательства может сопровождаться государственным вторжением в иные сферы деловой активности, что также негативно воспринимается предпринимателями. Увеличивая спрос путем государственных закупок, государство подстегивает инфляцию, так как значительно возросшее количество денег используется для закупок примерно того же количества товаров.
Указанные выше недостатки кейнсианского подхода к экономическому регулированию (не умаляющие, тем не менее, значения самой теории и возможности ее практического применения) способствовали возникновению в последние десятилетия нового течения экономической мысли - монетаризма. По мысли последователей этой концепции, регулировать необходимо не напрямую спрос, а косвенно - путем установления тех или иных нормативов - денежную систему и обращение. При этом существует мнение, что регулированию подвергается в большей степени не спрос, а предложение - предложение денежных ресурсов.
Исходной посылкой монетаристов является утверждение о том, что "деньги значат" - 'money matters'. Некоторые из них идут далее, утверждая даже, что "деньги - это единственное, что имеет значение" - 'money is all that matters'. Действительно, если денежное обращение когда-то обслуживало поток товаров, то сейчас деньги сами по себе стали товаром. Более того, ранее деньги были привязаны к золоту, в то время как сейчас их роль возросла неоднократно. Следовательно, возросла роль денежного регулирования экономики. Это следует хотя бы уже из того, что количество денег в настоящее время не ограничено более или менее объективным фактором - количеством золота. Эмитировано может быть сколь угодно много денежных средств, что либо окажет стимулирующее влияние, либо погубит экономику. Эти обстоятельства побудили экономистов обратить свои взгляды на проблему денег и денежного обращения, а также возможности регулировать экономику посредством регулирования денежного обращения.
Каким же образом становится возможным подобное монетарное регулирование?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо сделать небольшое отступление и вкратце проследить развитие монетаризма. Он возник не самостоятельно, а во многом использовал положения классической денежной теории - которая известна под названием количественной теории денег. Впервые И. Фишер, американский ученый, предложил следующее уравнение для описания денежных процессов:
MY = PQ,
где:
M - количество денег;
Y - скорость денежного обращения;
P - цена реализованных товаров;
Q - количество реализованных товаров.
Это уравнение, получившее название "уравнения обмена", показывает зависимость денежного обращения от товарного. При этом, по мысли ученого, скорость денежного обращения, как и количество реализуемых товаров - показатели достаточно неизменные, поэтому приближенно M = P. Таким образом, количественная теория денег исходит из увязывания их количества с товарными ценами. Уравнение обмена получило свою модификацию в трудах "кембриджцев" - А. Пигу, А. Маршалла и др.:
M = kPQ, где
к представляет собой "психологический" коэффициент части дохода, который храниться в денежной форме. Но и Фишер, и "кембриджцы" указывают, что изменение количества денег является причиной изменения цен. Если сравнить эти математические выводы с указывавшимся выше утверждением о том, что money matters, становится понятным приверженность последователей Фишера и Пигу - монетаристов - к воздействию на количество денег. В интерпретации М. Фридмена - основоположника современного монетаризма - рыночная система устойчива и ее саму регулировать не следует, надо только оказывать косвенное влияние на денежную систему через различные инструменты кредитно-денежной политики.
2.2 Характер монетарной политики в России
Попытки быстрого перехода к либеральной рыночной экономике ввергла Россию в невиданный финансовый кризис. Подрываются основы жизнедеятельности страны не только на ближайшее время, но и на всю обозримую перспективу. Между тем финансовый кризис создан в значительной мере искусственно. Просто хозяйственный механизм, выстроенный реформаторами, не способен эффективно соединять имеющиеся ресурсы, обеспечивать на их основе максимум продукции и доходов.
Главной причиной свертывания промышленности и сельского хозяйства явилась убыточность предприятий в мировых ценах, их неконкурентоспособность на мировом рынке. К сожалению, денежно - кредитная сфера сегодня не в состоянии удовлетворительно выполнять главную свою функцию: обеспечение эффективного размещения ресурсов. Свидетельством этого является абсолютное доминирование на денежном рынке краткосрочных банковских кредитов, предоставленных к тому же под столь высокие и в номинальном, и в реальном выражении проценты, что их использование не в спекулятивных целях практически исключено. Если на денежные расчеты повышение процента повлияло в сторону ускорения (снижения потерь от утраченного дохода), то на неплатежи - в сторону замедления их обращения, поскольку предприятия вынуждены предпочитать дорогим банковским кредитам слабо индексируемую кредиторскую и дебиторскую задолженность.
При этом сама банковская система крайне неустойчива. Сохраняется опасность крупномасштабного ее “обвала”, чреватого самыми серьезными последствиями для всей страны.
На функционирование денежно - кредитной системы не может не сказываться проводимая властями текущая экономическая политика. Так, попытка решить все вопросы посредством ужесточения монетарной и фискальной политики неизбежно вызывает конфликт целей, выдвигаемых правительством: некоторые улучшения в ситуации в борьбе с инфляцией и стабилизация валютного курса рубля сопровождаются умением инвестиционного кризиса, угрозой эффективности экспортной деятельности, сужением внутрифирменного спроса при наличии значительных свободных мощностей. Тем самым политика рестрикций сама создает предпосылки для отхода от ее последовательного проведения.
Существуют конечно и проблемы связанные собственно с развитием российской банковской системы. Коммерческие банки оказались неподготовленными к работе в условиях низкой инфляции и стабилизации валютного курса рубля. Балансы многих банков обременены большим количеством “плохих долгов”, что создает серьезную долговременную угрозу их платежеспособности. Немалая часть этих долгов связана с безответственным финансовым поведением российской исполнительной власти, считающей возможным не оплачивать изготовленную по ее заказу продукцию, для производства которого были взяты банковские кредиты.
Весьма распространена ситуация, когда учредителями банков являлись крупные промышленные предприятия, пользующиеся этим для получения кредитов на льготных условиях. Такая практика, как правило, ведет к ухудшению балансов соответствующих банков, подталкивая их к принятию рискованных решений с целью компенсировать “недобор” средств от своих привилегированных клиентов. Все это ведет к нерациональному в масштабах общества размещению ресурсов.
Фактически альтернативой неплатежам и бартеру в экспортно-ориентированной экономике стала не национальная валюта, а американский доллар.
Однако, в последние годы обменный курс рубль/доллар в России является достаточно гибким и устойчивым, что является во многом заслугой монетарной политики ЦБ РФ (рис.1). Стабильности курса способствует растущий объем золотовалютных резервов страны, и возврат доверия населения к рублю, сопровождающийся притоком частных рублевых вкладов. В дальнейшем можно ожидать плавного снижения курса рубля к доллару США на 5-10% в год.
Альтернативный макроэкономический сценарий связан с восстановлением денежного оборота между предприятиями на основе банковского кредитования или соответствующего перераспределения денежных расходов государства от платежей по государственному долгу и социальным расходам к поддержке инвестиционных программ и внутреннего спроса Бартенев С.А. “Экономические теории и школы (история и современность): «Курс лекций”.- М.: Издательство Бек, 2000..
В течение трех кварталов 2001 года сохранялась тенденция к постепенному росту монетизации экономики - коэффициент монетизации увеличился за этот период с 12,5 до 13,8%.
Продолжилась положительная тенденция к снижению скорости обращения денег. По данным за девять месяцев 2001 года, скорость обращения денег в среднегодовом выражении, рассчитанная по денежному агрегату М2, снизилась на 10% - с 8 до 7,2 (рис. 2). Этому процессу способствовали сбалансированная политика Банка России на денежном и валютном рынках, улучшение состояния банковского сектора, рост доходов населения.
В то же время степень доверия к банковской системе еще полностью не восстановлена, а рост доходов населения не достиг того уровня, при котором возможен существенный рост личных сбережений. Это привело к тому, что по сравнению с прошлым годом в структуре денежной массы доля срочных депозитов практически не изменилась и составила к началу октября 2001 года около 24%. Такая динамика низколиквидных компонентов денежной массы сдерживает дальнейшее более существенное снижение скорости обращения денег. В то же время доля наиболее ликвидного компонента денежной массы - наличных денег - сохраняется на высоком уровне, а в отдельные периоды резко возрастает вследствие неравномерного расходования бюджетных средств на социальную сферу.
2.3 Проблемы монетарной политики в России
За 2007 г. рублевая денежная масса возросла на 47,5% (в том числе в IV квартале — на 15,5%), что меньше, чем за 2006 г. (48,8 и 16,1% соответственно). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило увеличение рублевой денежной массы в реальном выражении за истекший год на 31,8% (за 2006 г. — на 36,5%).
Рост объема наличных денег в 2007 г., как и в предыдущие годы, в значительной степени был связан с продолжающимся увеличением денежных доходов населения. В то же время на фоне более низких темпов роста денежных доходов населения темпы роста денежного агрегата М0 в 2007 г. замедлились и составили 32,9% против 38,6% в 2006 г. (14,9% в IV квартале 2007 г. против 16,0% в аналогичный период 2006 года). Вместе с тем в 2007 г. операции населения по приобретению наличной иностранной валюты в меньшей степени по сравнению с 2006 г. сдерживали рост наличных рублевых средств (нетто-продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками через обменные пункты составили 3,3 млрд. долл. США в 2007 г. против 7,0 млрд. долл. США в 2006 г.).
Безналичная компонента денежного агрегата М2 увеличилась за 2007 г. на 54,1%, в том числе в IV квартале — на 15,7% (в целом за 2006 г. — на 53,9%, в IV квартале — на 16,1%).
Рост депозитов физических лиц в национальной валюте в 2007 г. происходил в условиях повышения реальных доходов населения, а также укрепления рубля к доллару США. Вместе с тем темпы прироста депозитов населения сократились с 51,6% за 2006 г. до 41,3% за 2007 год.
В результате увеличения объемов банковского кредитования и повышения доходов нефинансовых организаций общий объем средств на их счетах в коммерческих банках возрос за 2007 г. на 67,9% (за 2006 г. — на 56,4%). При этом депозиты "до востребования" увеличились на 53,4%, а срочные депозиты — более чем в 2 раза (за 2006 г. — на 48,8 и 82,1% соответственно).
В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.01.2008 сократилась относительно 1.01.2007 на 3,1 процентного пункта (до 27,9%), удельный вес депозитов "до востребования" повысился на 1,0 процентного пункта (до 32,3%), а срочных депозитов — на 2,1 процентного пункта (до 39,8%).
Темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в долларовом выражении) составили за 2007 г. 26,8% (за 2006 г. — 7,2%) и были вдвое ниже темпов прироста депозитов в национальной валюте (54,1%). Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы по методологии денежного обзора сократился с 11,4% на 1.01.2007 до 9,3% на 1.01.2008.
Темпы прироста денежной массы по методологии денежного обзора за 2007 г. составили 44,2% (за 2006 г. — 40,5%). В 2007 г. сохранялось значение чистых иностранных активов и внутренних требований как источников роста денежного предложения. При увеличении денежной массы на 4,5 трлн. руб. прирост чистых иностранных активов составил 3,0 трлн. руб., а внутренних требований — 2,5 трлн. руб. (за 2006 г. — 2,9; 2,1 и 1,3 трлн. руб. соответственно).
При этом в 2007 г. усилилось значение банковских кредитов нефинансовым организациям и населению как источника денежного предложения. Требования к этой группе заемщиков за 2007 г. возросли на 4,3 трлн. руб. (за 2006 г. — на 2,7 трлн. рублей). Вместе с тем сдерживающее влияние на рост денежной массы продолжало оказывать накопление средств на счетах органов государственного управления в Банке России, главным образом на счетах Стабилизационного фонда Российской Федерации.
Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за 2007 г. на 18,8% (за 2006 г. — на 13,2%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за истекший год увеличился с 26,1 до 32,2%.
Денежный мультипликатор увеличился с 2,182 на 1.01.2007 до 2,407 на 1.01.2008, или на 10,3% (за 2006 г. — на 5,2%).
За 2007 г. денежная база в широком определении увеличилась на 33,7% (за 2006 г. — на 41,5%). Основным источником роста денежной базы в 2007 г., как и в 2006 г., были покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования выросли за 2007 г. на 3,7 трлн. руб. (за 2006 год — на 2,8 трлн. руб.). Рост денежного предложения сдерживался Банком России путем увеличения объемов абсорбирования ликвидности. Прирост депозитов органов государственного управления в Банке России за 2007 г. составил 2,0 трлн. руб., превысив аналогичный показатель 2006 г. (1,5 трлн. рублей).
Структура денежной базы в широком определении за 2007 г. изменилась следующим образом. Доля наличных денег выросла с 74,3% на 1.01.2007 до 74,7% на 1.01.2008. Удельный вес средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизился с 15,5 до 14,6%. Доля средств на счетах обязательных резервов сократилась с 5,3 до 4,0%. Удельный вес облигаций Банка России у кредитных организаций понизился с 2,5 до 1,8%, а удельный вес депозитов кредитных организаций в Банке России возрос с 2,4 до 4,9% на соответствующие даты.
В январе—июле 2007 г. банки располагали достаточными свободными резервами и даже имели избыток ликвидности. Нестабильная ситуация, возникшая на мировых финансовых рынках летом 2007 года в результате проблем на ипотечном рынке США, обусловила ухудшение условий внешних заимствований для российских экономических агентов и как следствие — уменьшение степени участия Банка России на внутреннем валютном рынке. На фоне продолжающегося роста остатков средств на счетах органов государственного управления в Банке России это привело со второй половины августа 2007 г. к сокращению ликвидных рублевых денежных средств у банков. При этом сильный дефицит ликвидности банки испытали в октябре—ноябре 2007 года. В то же время сезонная потребность кредитных организаций в свободных резервах в декабре в большей степени была удовлетворена за счет перечислений денежных средств из бюджета, что в итоге привело к уменьшению напряжения на денежном рынке.
Средний дневной объем совокупных банковских резервов1 в IV квартале 2007 г. был равен 1041,1 млрд. руб., что почти на 33% меньше, чем в III квартале (в целом за год — 1387,4 млрд. руб.). При этом в конце октября и в течение ноября совокупные банковские резервы снижались до уровня в 760—790 млрд. рублей.
Вместе с тем средние дневные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России в IV квартале 2007 г. составили 569,8 млрд. руб. и были примерно на 23% больше, чем в предыдущем квартале, что обусловлено действием сезонных факторов конца года (за 2007 г. — 493,7 млрд. руб.).
Небольшой объем совокупных банковских резервов в IV квартале 2007 г. послужил причиной сохранения на протяжении большей его части высокого уровня ставок на рынке МБК. Средняя ставка по размещенным российскими банками однодневным рублевым МБК в IV квартале составила 5,4% годовых против 4,9% годовых в III квартале 2007 года.
На протяжении октября—ноября дневные ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам на московском рынке (MIACR) колебались в широком диапазоне — от 4,0 до 8,3% годовых. В начале декабря последовало значительное снижение ставки MIACR, сопровождавшееся сужением диапазона ее колебаний до 2,6—5,0% годовых. В целом по итогам IV квартала диапазон колебаний дневной ставки MIACR сузился до 5,7 процентного пункта (7,9 процентного пункта в III квартале). В IV квартале сохранялась традиционная для ставок межбанковского рынка внутримесячная цикличность, когда в последние дни месяца отмечался рост ставок, связанный с проведением обязательных платежей банками и их клиентами. При этом в рассматриваемом квартале каждый последующий внутримесячный максимум был ниже предыдущего. Пиковые значения ставок в конце месяцев были несколько ниже пиковых значений предшествующего квартала.
В IV квартале 2007 г. кредитные организации более активно по сравнению с III кварталом использовали операции Банка России по предоставлению ликвидности при сохранении невысокого спроса на операции по ее абсорбированию.
Общий объем средств, предоставленных посредством операций прямого РЕПО, в IV квартале 2007 г. составил 5,1 трлн. руб., что является максимальным квартальным показателем с начала проведения указанных операций (в целом за 2007 г. — 7,7 трлн. руб.). При этом большая часть операций прямого РЕПО (99,85% от общего объема) была проведена на срок 1 день в форме аукционов, средневзвешенные ставки по итогам которых варьировали от 6,03 до 6,70% годовых. Средневзвешенные ставки, сложившиеся на четырех аукционах прямого РЕПО на срок 7 дней, находились в диапазоне от 6,55 до 6,85% годовых. С 28.11.2007 Банк России начал проводить сессии прямого РЕПО по фиксированной ставке: на 1 день — по ставке 8% годовых и на 7 дней — по ставке 7% годовых. На этих условиях в ноябре—декабре 2007 г. Банк России предоставил кредитным организациям 4,3 млрд. руб. на срок 1 день и 2,3 млрд. руб. на срок 7 дней.
Совокупный объем сделок "валютный своп" по операциям рубль/доллар США в октябре—ноябре 2007 г. составил 5317,9 млн. долл. США, по операциям рубль/евро — 115,1 млн. евро. Сделки "валютный своп" в 2007 г. заключались также в августе и сентябре, их объем составил 2311,3 млн. долл. США и 40,1 млн. евро. Банк России с 11.10.2007 снизил процентную ставку по рублям, применяемую для целей заключения сделок "валютный своп", с 10 до 8% годовых.
Банк России провел операции по покупке ценных бумаг в собственный портфель в октябре 2007 г. в объеме 51,0 млрд. рублей. В 2007 г. такие операции были проведены также в сентябре в размере 51,1 млрд. рублей.
Объем ломбардных кредитов за IV квартал 2007 г. составил 13,3 млрд. руб. (в целом за 2007 г. — 24,2 млрд. руб.). При этом 12,3 млрд. руб. Банк России предоставил кредитным организациям на срок 1 неделя по фиксированной ставке, тогда как около 1 млрд. руб. было предоставлено на срок 2 недели на ломбардных кредитных аукционах. Из проведенных Банком России за IV квартал 13 ломбардных кредитных аукционов 9 были признаны состоявшимися. Фиксированная ставка на протяжении октября—декабря 2007 г. устанавливалась на уровне 7% годовых соответственно средневзвешенным процентным ставкам, сложившимся по итогам аукционов. С 28.11.2007 Банк России начал предоставлять ломбардные кредиты на срок 1 день по фиксированной ставке 8% годовых.
В целях бесперебойного осуществления платежей за IV квартал 2007 г. Банк России предоставил внутридневные кредиты в объеме 4,3 трлн. руб. (в целом за год — 13,5 трлн. руб.). Объем предоставленных Банком России кредитов "овернайт" в рассматриваемый период составил 61,0 млрд. руб. (за 2007 г. — 133,3 млрд. руб.). В IV квартале установленная Банком России ставка рефинансирования, а также процентная ставка по кредитам "овернайт" составляли 10% годовых (в 2007 г. указанные ставки снижались дважды на 0,5 процентного пункта).
По состоянию на 1.01.2008 рыночная стоимость заблокированных кредитными организациями ценных бумаг для обеспечения кредитов Банка России составила 173,2 млрд. руб. и увеличилась по сравнению с 1.10.2007 на 12% (за год — на 34,6%). На начало 2008 г. в структуре портфеля 72,0% составляли облигации Российской Федерации.
В целях расширения доступа кредитных организаций к инструментам предоставления ликвидности Банк России в рассматриваемый период продолжил работу по увеличению перечня активов, принимаемых в обеспечение при предоставлении кредитов Банка России и при проведении операций прямого РЕПО.
В октябре вступило в силу Указание № 1883-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 28 июля 2004 года № 1482-У "О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России", в соответствии с которым на две ступени были снижены требования к уровню международного рейтинга эмитента (выпуска) облигаций. Указанная мера позволила до конца года включить в Ломбардный список Банка России более 50 новых выпусков ценных бумаг и увеличить объем потенциального обеспечения по операциям рефинансирования.
В ноябре вступило в силу Указание № 1897-У о внесении изменений в то же Указание № 1482-У, устанавливающее возможность включения в базу обеспечения по кредитам Банка России и использования в операциях прямого РЕПО ценных бумаг, выпущенных юридическими лицами — нерезидентами. Целью его принятия стало решение Банка России о начале проведения операций внебиржевого прямого РЕПО, в которых будут использоваться облигации, выпущенные в соответствии с европейским правом под гарантии российских корпораций.
Кроме того, Банк России повысил поправочные коэффициенты для расчета стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, а также снизил дисконты по ценным бумагам, используемым при заключении сделок прямого РЕПО с Банком России.
Банк России в IV квартале 2007 г. предоставил 32,8 млрд. руб. других кредитов — кредитные организации с октября смогли воспользоваться возможностью получить рефинансирование Банка России на срок до 180 дней под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций в соответствии с Положением Банка России от 14.07.2005 № 273-П. За октябрь—декабрь заключено 8 договоров с 7 кредитными организациями в 4 территориальных учреждениях Банка России. Из общего объема выданных за рассматриваемый период других кредитов на срок до 90 дней предоставлено 8,7 млрд. руб., на срок от 91 до 180 дней — 24,1 млрд. рублей. Средневзвешенная процентная ставка по другим кредитам составила 7,72% годовых.
Общий объем осуществленных Банком России депозитных операций за IV квартал 2007 г. составил 2,2 трлн. руб. (в целом за год — 45,1 трлн. руб.). Среднедневной остаток средств кредитных организаций на депозитных счетах в Банке России в рассматриваемый период был равен 156,9 млрд. руб. (в 2007 г. — 424,8 млрд. руб.). Основную долю в структуре задолженности Банка России по депозитам кредитных организаций в последнем квартале занимали средства, размещенные на стандартном условии "до востребования", — около 60% от общего объема депозитов. В целом за год в структуре задолженности примерно по 30% пришлось на депозиты на условиях "1 неделя" и "спот-неделя" и на депозиты на условиях "том-некст" и "спот-некст".
В IV квартале 2007 г. фиксированные процентные ставки по депозитным операциям, проводимым на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст" и "до востребования", составляли 2,75% годовых, на стандартных условиях "1 неделя", "спот-неделя" — 3,25% годовых (в 2007 г. указанные ставки повышались дважды на 0,25 процентного пункта). В рассматриваемый период средневзвешенные процентные ставки по депозитным аукционам на срок 4 недели находились в диапазоне 4,01—4,19% годовых, а на срок 3 месяца — 4,90—4,95% годовых (в целом в истекшем году — 3,20—4,76 и 3,79—5,10% годовых соответственно).
Объем операций по продаже ОБР в IV квартале 2007 г. составил 94,3 млрд. руб. по рыночной стоимости (в целом за 2007 г. — 662,1 млрд. руб.). При этом объем продаж облигаций в ходе аукционов (93,4 млрд. руб.) существенно превысил объем продаж на вторичном рынке (0,9 млрд. рублей). Средневзвешенная доходность на прошедших в октябре—декабре аукционах составляла от 5,06 до 5,30% годовых (в 2007 г. — от 4,14 до 5,36% годовых). В октябре Банк России осуществил досрочный выкуп ОБР № 4-02-21BR0-7 в объеме 132,0 млрд. руб., в декабре при реализации опциона "пут" выкупил остаток этого выпуска на сумму 12,4 млрд. руб. по номинальной стоимости. Среднедневная задолженность Банка России по ОБР перед кредитными организациями в последнем квартале 2007 г. составила 66,5 млрд. руб. (в целом в 2007 г. — 217,1 млрд. руб.).
В октябре 2007 г. Банк России осуществил продажу ценных бумаг из собственного портфеля в объеме 13,6 млрд. рублей.
В IV квартале 2007 г. в связи со сложившейся ситуацией с банковской ликвидностью Банк России принял решение о временном снижении на 1 процентный пункт нормативов обязательных резервов, и в период с 11.10.2007 по 14.01.2008 они составляли:
— по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте — 3,5%;
— по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации — 3,0%;
— по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте — 3,5%.
В 2007 г. решение об изменении нормативов обязательных резервов также принималось во II квартале. С 1 июля они были дифференцированы и повышены на 0,5 или 1 процентный пункт в зависимости от вида обязательств.
С 1.11.2007 коэффициент для расчета усредненной величины обязательных резервов был повышен с 0,3 до 0,4, что, в частности, обусловило рост суммы обязательных резервов, в среднем поддерживаемых кредитными организациями на корреспондентских счетах и корреспондентских субсчетах в Банке России с 96,8 млрд. руб. в октябре до 124,1 млрд. руб. в декабре (в январе 2007 г. — 46,5 млрд. руб.). Кроме того, количество кредитных организаций, которым предоставлено право на усреднение обязательных резервов, в течение года постоянно увеличивалось и в декабре 2007 г. составило 767, или 67,2% от общего числа действующих кредитных организаций.
Информация о работе Монетарная политика и принципы ее проведения: мировой опыт и проблемы России