Модели и методы принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Результаты управленческих решений, особенно в крупных организациях, определяют судьбу порой десятков и сотен тысяч людей. Поэтому ответственность за принятие решения ложится на руководителя. Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путём совершенствования процесса принятия решений. Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает всё, что делает менеджер, формируя цели и добиваясь их достижения.

Содержание

Введение 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 5
1.1.Решения, их классификация и требования к ним 5
1.2.Запраграмированные и незапрограммированные решения 9
1.3.Процесс принятия решений 11
2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 15
2.1. Модели принятия решений 15
2.2. Методы принятия решений 17
2.3. Индивидуальные стили принятия решений 20
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕ-
СКОГО РЕШЕНИЯ 23
3.1. Анализ рентабельности предприятия 23
3.2. Каткая характеристика ООО «Металлснаб» 25
3.3. Реализация управленческих решений и их оптимизация на примере
ООО «Металлснаб» 27
Заключение 33
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовой.lllll.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

     Факторы, определяющие качество управленческих решений, делятся на внутренние и внешние. К внутренним факторам, связанным с управляющей и управляемой системами, можно отнести квалификацию управленческого персонала технологию и методы управления, культуру управления, устойчивость системы управления, её восприимчивость к управленческим решениям и т. д.

     К числу внешних факторов, характеризующих влияние окружающей среды, относятся:

     ▪   законодательная, политическая, социально-экономическая среда;

     ▪   нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности;

     ▪  ограничения по ресурсообеспеченности процесса принятия решения (время, количество экспертов и др.);

     ▪   организационные формы производства и управления;

     ▪  согласованность управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав исполнительских кадров, состояние исполнительской дисциплины и т. д.);

     ▪ система оценок уровня качества и эффективности управленческих решений;

     ▪   качество прогнозирования как социально-экономических процессов в целом, так и развития производственной системы.

     В переходных условиях, характеризующихся  нестабильностью политической и социально-экономической обстановки, внешние факторы являются доминирующими в определении качества и эффективности управленческих решений. 

     1.2. Запрограммированные  и незапрограммированные  решения 

     Определённый  интерес представляет классификация  управленческих решений, данная М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури которые выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения.

     Организационное решение – это выбор, который  должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Организационные решения можно классифицировать, как запрограммированные и незапрограммированные – [там же, с. 195].

     Запрограммированные решения принимаются, как правило, в повторяющихся, стандартных ситуациях и представляют собой результат определённой последовательности шагов или действий. При этом как сама проблема, так и принимаемое для её разрешения решение являются хорошо структурированными и форматизированными. Выбор решения должен быть сделан из ограниченного числа вполне определённых вариантов с помощью стандартной процедуры.

     Например, если необходимо решить, куда инвестировать  свободный капитал: вложить в депозитные сертификаты, в государственные облигации или в акции какой-либо компании, то выбор определяется простым расчётом величины прибыли для каждого варианта и их сравнением.

     Незапрограммированные решения принимаются в ситуациях  новых, плохо структурированных, сопряжённых с неизвестными факторами, с неполной и недостоверной информацией. Выбор решения должен быть сделан из множества вариантов, причём сам набор вариантов не может быть полным. Это не позволяет находить решение путём построения адекватных математических моделей и требует разработки соответствующих процедур, ведущих к решению задачи. В этом случае большую роль играют квалификация, опыт, интуиция, творческий потенциал руководителя. При принятии сложных незапрограммированных решений могут применяться на отдельных этапах формальные модели и процедуры.

     Незапрограммированными  являются решения по определению  целей организации, стратегии её развития, изменению её структуры, прогнозированию рыночной конъюнктуры и т. п. Количество таких решений возрастает с увеличением размеров и сложности организаций, числа их внешних связей.

     Соотношение между запрограммированными и незапрограммированными решениями в организации разное на разных уровнях управления. На верхних уровнях преобладает доля незапрограммированных решений, которая уменьшается по мере понижения уровня управления. В низовом звене преобладают решения, принятие которых осуществляется по заранее разработанным правилам и процедурам.

     Способ  обоснования решения характеризуется  соотношением интуиции и логики в  процессе его принятия и отражает психологические особенности лица, принимающего решение.

     Процесс принятия организационных решений  весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом. 

1.3. Процесс принятия  решений 

     В управленческой практике сложились  два основных подхода к принятию решений: индивидуальный и групповой.

     В рамках индивидуального подхода  наибольшую значимость приобретает  централизация принятия решений. Имеется в виду, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров. Т.е. при централизованном подходе акцент стараются делать на то, чтобы решения принимались высшим звеном управления.

     При групповом подходе к принятию решения менеджер любого управленческого уровня привлекает служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия на самый низкий управленческий уровень. Этот подход защищает главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть передаются работникам более низких уровней управления, что увеличивает эффективность принятого решения, ибо оно напрямую затрагивает их интересы – [там же, с. 196].

     Принятие  решений психологический процесс  и способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируются от спонтанных до высокологических. Отсюда можно утверждать, что процесс принятия решения имеет интуитивный, основанный на суждениях, и рациональный характер.  

     Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием "за" и "против" по каждой альтернативе и не нуждается в глубоком анализе ситуации. Просто человек делает выбор (то, что называют озарением или шестым чувством, и есть интуитивное решение). Интуитивные решения играют большую роль, особенно для руководителей высшего звена. Однако необходимо иметь в виду, что в основе хорошего решения, базирующегося на интуиции, лежит большой опыт, правильное понимание ситуации и глубокие профессиональные знания руководителя. Чисто интуитивный подход к принятию решений сопряжен с определенным риском принятия ошибочного решения.

     Рациональное  решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективных аналитических действий, основанных на использовании информации, всесторонне описывающей проблемную ситуацию и возможные последствия альтернативных вариантов решения. Такие решения являются, как правило, запрограммированными и могут разрабатываться с использованием технических средств автоматизированной обработки информации.

     Большинство управленческих решений, принимаемых  в организациях, основаны на комбинации рассмотренных подходов к их разработке: интуитивного, основанного на рассуждениях и рационального.

     Процесс принятия решений включает ряд стадий и операций. Вопрос о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, - спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации.

     Классический  подход к принятию управленческого  решения состоит в соблюдении определённой процедуры и выполнении обязательных действий.

       Выявление, формулировка и обоснование проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Обнаружение проблемы  - это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Оценка проблемы – установление её масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена. Определения масштабов проблемы не означает нахождение её причины и источника. Речь идёт лишь об оценке размера средств для её решения и степени её серьёзности.

     Выявление ограничений и  определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не может изменить. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы.

     Принятие  решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, даётся оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

     Реализация  решения. Стадия разработки плана реализации решения, доведение его до исполнителей.

     В качестве ключевых моментов в организации  исполнения можно выделить следующие:

     Подбор  исполнителей по количеству и квалификации. Доведение до них принятого решения с разъяснениями его сути и значимости. Разработка системы стимулирования. Распределение прав и обязанностей.

       Организация оперативного руководства  реализацией решения для координации действий всех участников. Построение оптимальной схемы коммуникаций.

       Обозначение целей и задач  для всех участников реализации  решения в виде дерева целей  или матрицы целей.

       Выбор средств и методов реализации  решения, адекватных поставленным целям.

     Контроль  за исполнением решения. В процессе контроля выявляются и вносят поправки, помогающие реализовать  решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системой. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

     Руководители  начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они  сформулировали цели и задачи и  создали организацию. Контроль очень важен, для того чтобы организация функционировала успешно.

     Функция контроля - это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.2

     Одна  из важнейших причин необходимости  осуществления контроля состоит  в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью, вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

     Существует  три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. В процессе принятия и реализации управленческих решений важны все три вида контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МОДЕЛИ  И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
 

    2.1.Модели  принятия решений 

     Особенности науки управления – использование моделей. Моделирование часто необходимо в силу сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни. Некоторые модели, используемые наукой управления, настолько сложны, что без компьютера обойтись невозможно.

       Модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Модель помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждениями экспертов.

       Существуют различные типы моделей.

     Физическая  модель – то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Пример физической модели - уменьшенный в определённом масштабе чертёж проектировщика.

     Аналоговая  модель – представляет собой исследуемый объект аналогом, который ведёт себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Это графики, схемы и т.д. пример аналоговой модели – организационная схема.

     Математическая (символическая)  модель – модель, в которой используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Пример такой модели – формулы.

Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений