Модель специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:23, научная работа

Описание работы

В работе представлены: понятие и значение интеллектуального капитала в организации и разработана модель специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие интеллектуального капитала в экономике знаний. 5
2 Разработка модели специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала. 14
3 Реализация модели специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Модель специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала.doc

— 77.42 Кб (Скачать)

      На  основе рассмотренных точек зрения можем выделить наиболее существенные и важные составляющие ИК. Понятия  «интеллектуальный капитал»  и  «нематериальные активы» будем  рассматривать как пересекающиеся, но не поглощающие друг друга. Отношения  и взаимодействия элементов интеллектуального  капитала и нематериальных активов  представим схематично (рисунок 2).

      Как показано на рисунке, база знаний корпорации является ядром, в котором сосредоточены  все значительные элементы интеллектуального  капитала. Между интеллектуальным капиталом  и финансовыми показателями деятельности компании существует связь.  С одной  стороны,  без финансовых инвестиций собрать команду квалифицированных  специалистов или создать качественную инфраструктуру в организации невозможно.  С другой стороны,  эффективно работающий,  интеллектуальный капитал становится источником финансового благополучия компании в долгосрочной перспективе.[6]

 

      

Рисунок 2 - Взаимодействие элементов интеллектуального  капитала и нематериальных активов («корабль ИК»).

      Представим  понятие интеллектуального капитала как некий «корабль» (рисунок 2), где как и у любого судна существуют отсеки, которые взаимодействуют друг с другом: организационный капитал, потребительский капитал и клиентский капитал. Это три отделения нашего корабля. Естественно основой судна является сам интеллектуальный капитал. Сектор инвестиции играет очень важную роль, без которой наш корабль никогда не сможет выйти в плавание. Это капитан корабля. Он управляет, координирует, формирует и прокладывает путь.

      Но  как же корабль без паруса? Это  все нематериальные активы, которые  помогут при движении: выгодное позиционирование интеллектуальных продуктов, благоприятная  конъюнктура рынка инновационных  технологий, устойчивое положение признанного  лидера производителя интеллектуальных продуктов на рынке. Всю конструкцию  объединяет одно – это база знаний, которая выступает в роли водного  пространства. 1,4087 млрд. куб. километров занимает вода на планете Земля- это необъятный ресурс, которой постоянно изменяется, является непредсказуемым и движется. Так же и база знаний, которая состоит из патентов,  полезных моделей ноу-хау, репутации конкурентоспособного менеджмента и растущей торговой марки.

      Таким образом, рассмотренные определения  интеллектуального капитала дают достаточно полное представление о данной экономической  категории.  Интеллектуальный капитал  – это система элементов, состоящих  из организационного, человеческого  и потребительского капиталов, находящихся  в отношениях и связях друг с другом, которые образует определённую целостность  и не могут существовать без инвестиций. Основными подсистемами предлагаемой модели интегрированной системы  управления корпорации являются:  руководитель и команда единомышленников управляющей  компании,  как важные элементы подсистемы управления знаниями.

      В результате зададимся вопросом, в  чем же его значение для современной  экономики? В течение последних  двух десятилетий произошел настоящий  прорыв в ключевых областях науки  и техники, включая информационные технологии, СМИ и коммуникации. Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего  новой структурой капитала. Современная  компания это, прежде всего, интеллектуальный капитал, который не имеет материальной формы, но оказывает огромное влияние  на стоимость компании и на ее конкурентные преимущества. Данный факт является признанным во всем мире, но необходимо еще много  исследований и теоретических работ, чтобы интеллектуальный капитал  вписался в современную экономическую  теорию.

 

     2 Разработка модели специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала.

 

       В настоящее время часто используется такое понятие, как «уникальный интеллектуальный капитал (УИК)». На основе изученных подходов, можно сказать, что УИК - это сложная система, состоящая из элементов, оказывающих опосредованное влияние друг на друга. Эти элементы, в свою очередь, состоят из ресурсов (биофизических, социальных и интеллектуальных). УИК соединяет в себе высшие формы проявлений человеческого, организационного и клиентского капиталов, которые постоянно взаимодействую между собой; это уникальные знания, опыт, профессионализм, талант, которыми обладает далеко не каждый человек.

       Носителем интеллектуального капитала можно назвать профессионала, наделенного уникальным и трудно заменимыми способностями и знаниями, значимость которых для общества лучше всего оценивается в условиях рынка. Такие знания требуют вложения больших инвестиций, они редки и уникальны, их ценность – в их уникальности.

       Макроэкономическая  статистика показывает нам уровень инвестиций в развитие науки, а следовательно и в ИК страны. Вот интересные результаты обзора, касающиеся состояния нашей науки и подготовки кадров для нее. За период 2000-2010 годов финансирование науки выросло в 1,8 раза и достигло 485,8 миллиарда рублей (26,6 миллиарда долларов). Сейчас по этому показателю Россия занимает восьмое место в мире, уступая, в частности, США (398 млрд долл.), Японии (149), Китаю (121), Германии (79), Корее (45). Куда хуже мы выглядим с точки зрения приоритетов в структуре экономике. Здесь лидер Израиль, у которого вложения в науку составляют 4,86 процента ВВП, за ним следуют Финляндия - 4, Швеция - 3,75, Япония - 3,42, на седьмом месте США - 2,77, на 23-м Китай - 1,54 и только на 29-м Россия - 1,24, отставая от Эстонии и опережая Новую Зеландию. Главный критерий состояния науки - публикации в научных изданиях. Из 240 тысяч статей наших ученых лишь 10 процентов попадают в международные индексы цитирования. Вообще, число наших публикаций в ведущих научных изданиях за последнее время уменьшается, и сейчас мы находимся между Тайванем и Голландией, опустившись с 9-го на 14-е место. И, наконец, интегральный показатель состояния науки, образования, инновационной системы страны - экспорт наукоемкой высокотехнологичной продукции. Доля России на этом рынке в 2009 году составила 0,25 процента, а объем около 0,6 миллиарда долларов. Для сравнения Китай имеет 16,3 процента, США - 13,5, Германия-7,6.

       Итак, исходя из статистики, можно сделать вывод: чем больше инвестиций вкладывается в ИК, тем ценнее он становится, знания получают «статус» редких и уникальных, и тем сильнее и больше идет отдача от вложений. В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т.е. все субъекты рыночных отношений. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать – вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны. В современном мире фирма или организация – это производитель не столько товаров, сколько знаний. Это означает, что работники занимаются производством знаний, организации становятся обучающимися, инновации становятся источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал, становится устойчивым конкурентным преимуществом.

       Важно иметь в виду, что эффективность  и ценность интеллектуального капитала являются не всеобщими универсальными категориями: они определяются и  самовозрастают только в контексте  конкретной стратегии развития компании и при иной стратегии имеющиеся интеллектуальные ресурсы могут быть малопригодны. Потому-то наши производства, ориентированные на оборону, так трудно (часто - и не способны) адаптируются к требованиям потребительского рынка - их интеллектуальный капитал часто вообще не применим ко многим видам гражданской продукции, ее товарному циклу. Наиболее успешно интеллектуальный капитал может развиваться в русле целенаправленной деятельности по созданию новой продукции и организационно-структурных мероприятий для освоения новых ниш на товарных рынках. Развитие зависит от того, насколько масштабно компания может для этого организовать исследования и разработки, сконцентрировать необходимые интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы. Причем интеллектуальный ресурс нуждается в долговременности и системности своего структурного построения. Эпизодические усилия типа "мозговой атаки" приглашенных специалистов не увеличивают интеллектуальный капитал компании. А нетворческий и неквалифицированный труд собственных сотрудников компании в принципе не способен создавать или использовать интеллектуальный капитал.

       Компании  и организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью. Они владеют  им совместно с наемными работниками (если речь идет о человеческом капитале), и совместно с потребителями  и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале).

       Представим  ИК в виде человека-шкалы, разбитой на три уровня: базовый (низкий) уровень, средний и высокий уровни ИК. (рис. 1.) На каждом из таких уровней имеется свое определенное сочетание элементов и ресурсов ИК.

 

       

         
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3. Разделение интеллектуального капитала на уровни

 

        Нижний уровень (базовый) составляют преимущественно биофизические ресурсы — это жизненные ресурсы личности, ее физический и психологический потенциал, рассматриваемые в контексте способности к созданию стоимости. Также задействованы социальные и интеллектуальные ресурсы, но не в полном объеме. В этот список относятся: образование(среднее и высшее), базовые знания касающиеся данной (определенной) сферы деятельности, физическая выносливость, высокий уровень взаимодействия с людьми различного плана, внимательность, собранность, способность к обучению, расширенный кругозор, склонность к идеализму, самодисциплина, энергия , упорство, целеустремленность, коммуникабельность, инициативность, целеустремленность и так далее.       

       Средний уровень включает в себя базовый  и дополняется более сложными интеллектуальными ресурсами (опыт в данной области деятельности, профессионализм), также, более полным становится список социальных ресурсов (гибкость и отзывчивость, способность к общению с клиентами и др.). В состав этого списка входят: общая и профессиональная подготовка, компетентность, способность к самообучению, опыт в данной области деятельности, квалификация, профессионализм, способность к общению с клиентами, способность к изучению и обработке информации, психологические навыки, способность принятия ответственности, инициативность, гибкость и отзывчивость, умение объяснять и доказывать, способность творчески мыслить, умение отстаивать свою точку зрения, скорость мысли, способность к самокоррекции, творческое мышление, стремление к новому, и другие схожие качества.

       Ну  и на третьем, высоком уровне, мы можем говорить о понятии «уникальный  ИК». Этот уровень отличается от других особыми, уникальными знаниями, навыками, появление которых в человеке требует больших усилий и затрат. Третий уровень соединяет в себе два предыдущих и также дополняется  новыми социальными и интеллектуальными  ресурсами (талант, лидерские качества, высокий профессионализм и т.д.). Этот список составляют: наличие таланта в своей сфере деятельности, наличие “великой идеи” в голове, способность вести за собой, высокий уровень профессиональной подготовки, повышение квалификаций, дополнительное обучение, уверенность в себе, способность предвидеть ситуацию, социальный статус, многолетний опыт, отличный психологические способности, креативное мышление

       Основной  задачей современных предприятий  является организация максимального  использования ИК своих специалистов, которые, обладая личным, т.е. собственным  ИК, должны «отдать» его, переведя в  «собственный интеллектуальный капитал  организации».

       Чем выше оценка уровня творческой энергии  человека, тем более уникален его  ИК и, как следствие, более ценен  и востребован сотрудник.

 

     3 Реализация модели специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала

 

     Для того, что бы увидеть, как применяется  уникальный интеллектуальный капитал  на практике, было проведено исследование. Суть этого исследования заключалась  в том, что данная статья была представлена в компании, занимающиеся различными видами деятельности. Было дано 3 дня  на ознакомление, затем мы узнали мнения респондентов о роли человеческого  капитала в их бизнесе.

     Организации - респонденты:

     - ООО «Геккон» (рекламная компания);

     - ЗАО «АЛГЕН» (компрессорный завод)

     - ЗАО «Минераловодское Предприятия  Оптовой Торговли КПК Ставропольснаб» (металлобаза)

     На  предприятиях производственного типа (компрессорный завод) роль ЧК не так  велика, как в предприятиях, предоставляющих  различные виды услуг (например, рекламные  агентства), где, зачастую, успех во многом зависит от навыков и способностей конкретно взятых менеджеров. В то же время, на производстве основное значение имеют такие характеристики ЧК как  опыт, квалификация и т.п. Для сферы услуг к этим характеристикам добавляются индивидуальные качества конкретно взятого специалиста.

Информация о работе Модель специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала