Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:23, научная работа
В работе представлены: понятие и значение интеллектуального капитала в организации и разработана модель специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие интеллектуального капитала в экономике знаний. 5
2 Разработка модели специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала. 14
3 Реализация модели специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 27
На
основе рассмотренных точек зрения
можем выделить наиболее существенные
и важные составляющие ИК. Понятия
«интеллектуальный капитал» и
«нематериальные активы» будем
рассматривать как
Как
показано на рисунке, база знаний корпорации
является ядром, в котором сосредоточены
все значительные элементы интеллектуального
капитала. Между интеллектуальным капиталом
и финансовыми показателями деятельности
компании существует связь. С одной
стороны, без финансовых инвестиций
собрать команду
Рисунок 2 - Взаимодействие элементов интеллектуального капитала и нематериальных активов («корабль ИК»).
Представим
понятие интеллектуального
Но
как же корабль без паруса? Это
все нематериальные активы, которые
помогут при движении: выгодное позиционирование
интеллектуальных продуктов, благоприятная
конъюнктура рынка
Таким образом, рассмотренные определения интеллектуального капитала дают достаточно полное представление о данной экономической категории. Интеллектуальный капитал – это система элементов, состоящих из организационного, человеческого и потребительского капиталов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образует определённую целостность и не могут существовать без инвестиций. Основными подсистемами предлагаемой модели интегрированной системы управления корпорации являются: руководитель и команда единомышленников управляющей компании, как важные элементы подсистемы управления знаниями.
В
результате зададимся вопросом, в
чем же его значение для современной
экономики? В течение последних
двух десятилетий произошел
В настоящее время часто используется такое понятие, как «уникальный интеллектуальный капитал (УИК)». На основе изученных подходов, можно сказать, что УИК - это сложная система, состоящая из элементов, оказывающих опосредованное влияние друг на друга. Эти элементы, в свою очередь, состоят из ресурсов (биофизических, социальных и интеллектуальных). УИК соединяет в себе высшие формы проявлений человеческого, организационного и клиентского капиталов, которые постоянно взаимодействую между собой; это уникальные знания, опыт, профессионализм, талант, которыми обладает далеко не каждый человек.
Носителем интеллектуального капитала можно назвать профессионала, наделенного уникальным и трудно заменимыми способностями и знаниями, значимость которых для общества лучше всего оценивается в условиях рынка. Такие знания требуют вложения больших инвестиций, они редки и уникальны, их ценность – в их уникальности.
Макроэкономическая статистика показывает нам уровень инвестиций в развитие науки, а следовательно и в ИК страны. Вот интересные результаты обзора, касающиеся состояния нашей науки и подготовки кадров для нее. За период 2000-2010 годов финансирование науки выросло в 1,8 раза и достигло 485,8 миллиарда рублей (26,6 миллиарда долларов). Сейчас по этому показателю Россия занимает восьмое место в мире, уступая, в частности, США (398 млрд долл.), Японии (149), Китаю (121), Германии (79), Корее (45). Куда хуже мы выглядим с точки зрения приоритетов в структуре экономике. Здесь лидер Израиль, у которого вложения в науку составляют 4,86 процента ВВП, за ним следуют Финляндия - 4, Швеция - 3,75, Япония - 3,42, на седьмом месте США - 2,77, на 23-м Китай - 1,54 и только на 29-м Россия - 1,24, отставая от Эстонии и опережая Новую Зеландию. Главный критерий состояния науки - публикации в научных изданиях. Из 240 тысяч статей наших ученых лишь 10 процентов попадают в международные индексы цитирования. Вообще, число наших публикаций в ведущих научных изданиях за последнее время уменьшается, и сейчас мы находимся между Тайванем и Голландией, опустившись с 9-го на 14-е место. И, наконец, интегральный показатель состояния науки, образования, инновационной системы страны - экспорт наукоемкой высокотехнологичной продукции. Доля России на этом рынке в 2009 году составила 0,25 процента, а объем около 0,6 миллиарда долларов. Для сравнения Китай имеет 16,3 процента, США - 13,5, Германия-7,6.
Итак, исходя из статистики, можно сделать вывод: чем больше инвестиций вкладывается в ИК, тем ценнее он становится, знания получают «статус» редких и уникальных, и тем сильнее и больше идет отдача от вложений. В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т.е. все субъекты рыночных отношений. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать – вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны. В современном мире фирма или организация – это производитель не столько товаров, сколько знаний. Это означает, что работники занимаются производством знаний, организации становятся обучающимися, инновации становятся источником вновь созданной стоимости. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал, становится устойчивым конкурентным преимуществом.
Важно иметь в виду, что эффективность и ценность интеллектуального капитала являются не всеобщими универсальными категориями: они определяются и самовозрастают только в контексте конкретной стратегии развития компании и при иной стратегии имеющиеся интеллектуальные ресурсы могут быть малопригодны. Потому-то наши производства, ориентированные на оборону, так трудно (часто - и не способны) адаптируются к требованиям потребительского рынка - их интеллектуальный капитал часто вообще не применим ко многим видам гражданской продукции, ее товарному циклу. Наиболее успешно интеллектуальный капитал может развиваться в русле целенаправленной деятельности по созданию новой продукции и организационно-структурных мероприятий для освоения новых ниш на товарных рынках. Развитие зависит от того, насколько масштабно компания может для этого организовать исследования и разработки, сконцентрировать необходимые интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы. Причем интеллектуальный ресурс нуждается в долговременности и системности своего структурного построения. Эпизодические усилия типа "мозговой атаки" приглашенных специалистов не увеличивают интеллектуальный капитал компании. А нетворческий и неквалифицированный труд собственных сотрудников компании в принципе не способен создавать или использовать интеллектуальный капитал.
Компании и организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью. Они владеют им совместно с наемными работниками (если речь идет о человеческом капитале), и совместно с потребителями и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале).
Представим ИК в виде человека-шкалы, разбитой на три уровня: базовый (низкий) уровень, средний и высокий уровни ИК. (рис. 1.) На каждом из таких уровней имеется свое определенное сочетание элементов и ресурсов ИК.
Рисунок 3. Разделение интеллектуального капитала на уровни
Нижний уровень (базовый) составляют преимущественно биофизические ресурсы — это жизненные ресурсы личности, ее физический и психологический потенциал, рассматриваемые в контексте способности к созданию стоимости. Также задействованы социальные и интеллектуальные ресурсы, но не в полном объеме. В этот список относятся: образование(среднее и высшее), базовые знания касающиеся данной (определенной) сферы деятельности, физическая выносливость, высокий уровень взаимодействия с людьми различного плана, внимательность, собранность, способность к обучению, расширенный кругозор, склонность к идеализму, самодисциплина, энергия , упорство, целеустремленность, коммуникабельность, инициативность, целеустремленность и так далее.
Средний уровень включает в себя базовый и дополняется более сложными интеллектуальными ресурсами (опыт в данной области деятельности, профессионализм), также, более полным становится список социальных ресурсов (гибкость и отзывчивость, способность к общению с клиентами и др.). В состав этого списка входят: общая и профессиональная подготовка, компетентность, способность к самообучению, опыт в данной области деятельности, квалификация, профессионализм, способность к общению с клиентами, способность к изучению и обработке информации, психологические навыки, способность принятия ответственности, инициативность, гибкость и отзывчивость, умение объяснять и доказывать, способность творчески мыслить, умение отстаивать свою точку зрения, скорость мысли, способность к самокоррекции, творческое мышление, стремление к новому, и другие схожие качества.
Ну
и на третьем, высоком уровне, мы
можем говорить о понятии «уникальный
ИК». Этот уровень отличается от других
особыми, уникальными знаниями, навыками,
появление которых в человеке
требует больших усилий и затрат.
Третий уровень соединяет в себе
два предыдущих и также дополняется
новыми социальными и
Основной
задачей современных
Чем выше оценка уровня творческой энергии человека, тем более уникален его ИК и, как следствие, более ценен и востребован сотрудник.
Для того, что бы увидеть, как применяется уникальный интеллектуальный капитал на практике, было проведено исследование. Суть этого исследования заключалась в том, что данная статья была представлена в компании, занимающиеся различными видами деятельности. Было дано 3 дня на ознакомление, затем мы узнали мнения респондентов о роли человеческого капитала в их бизнесе.
Организации - респонденты:
- ООО «Геккон» (рекламная компания);
-
ЗАО «АЛГЕН» (компрессорный
-
ЗАО «Минераловодское
На предприятиях производственного типа (компрессорный завод) роль ЧК не так велика, как в предприятиях, предоставляющих различные виды услуг (например, рекламные агентства), где, зачастую, успех во многом зависит от навыков и способностей конкретно взятых менеджеров. В то же время, на производстве основное значение имеют такие характеристики ЧК как опыт, квалификация и т.п. Для сферы услуг к этим характеристикам добавляются индивидуальные качества конкретно взятого специалиста.
Информация о работе Модель специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала