Модель специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:23, научная работа

Описание работы

В работе представлены: понятие и значение интеллектуального капитала в организации и разработана модель специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие интеллектуального капитала в экономике знаний. 5
2 Разработка модели специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала. 14
3 Реализация модели специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Модель специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала.doc

— 77.42 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

Кубанский Государственный Университет

Факультет управления и психологии

Кафедра общего, стратегического, информационного  менеджмента

и бизнес-процессов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НАУЧНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА, НОСИТЕЛЯ УНИКАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Работу выполнили:

                                                      студентка ФУП

                                                      5 курс, группы МО

                    Ахмедова  А. В. 
                     
                     
                     
                     

Краснодар 2012

 

       Содержание: 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Понятие интеллектуального  капитала в экономике  знаний. 5

2 Разработка модели  специалиста, носителя  уникального интеллектуального  капитала. 14

3 Реализация модели  специалиста, носителя  уникального интеллектуального  капитала 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Список  использованных источников 27 

 

         ВВЕДЕНИЕ 

       В условиях информационного общества  интеллектуальный капитал признается ведущим ресурсом, наличие и использование которого является основой деятельности любого индивида, любого экономического субъекта и влияет на его эффективное функционирование.  Значимость данного фактора производства возрастает с каждым днем, поскольку в современном мире приоритет отдается интеллектуальной (творческой) деятельности индивидов. Основой общественного развития человечества признан «умственный запас», поэтому проблема воздействия интеллектуального капитала на  результаты деятельности  субъектов является весьма актуальной в настоящее время.

       Для эффективного и рационального использования  интеллектуального капитала весьма важной остается проблема определения  данной  категории. Необходимо отметить, что этот вопрос в настоящее время  является одним из нерешенных как в отечественной, так и в зарубежной науке.  Несмотря на наличие достаточно большого количества исследований по рассматриваемой нами проблеме, категория «интеллектуальный капитал» по-прежнему остается одной из неопределенных и наиболее подвижных.

       Интерес к данному понятию особенно возрос в середине прошлого века, когда  ведущие зарубежные теоретики и  практики обратили особое внимание на эффективное использование рассматриваемого нами ресурса именно  компаниями для достижения поставленных целей.

       Определение "интеллектуального капитала" носит достаточно общий характер и обычно подразумевает сумму  тех знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее конкурентоспособность. В нашей работе мы разработали свое понятие интеллектуального капитала, которое является результатом анализа и интеграции определений, данных раннее учеными.

       Также в данной работе человек рассматривается как носитель уникального интеллектуального капитала, факторы, влияющие на успешное формирование такого человека, и поднимается проблема способов перехода индивидуального интеллектуального капитала в собственный интеллектуальный капитал компании.

       Актуальность  проблемы интеллектуальных ресурсов в  экономическом развитии общества в  настоящее время объясняется  перспективой вступления человечества в постиндустриальную стадию развития, которая характеризуется ростом наукоемкости продукции, быстрым обновлением технологий. Усиление неценовой конкуренции выдвигает на первый план знания, квалификацию, талант и профессионализм работника, технические, технологические и организационные инновации, то есть характеристики, объединяемые понятием «интеллектуальный капитал».

 

     1 Понятие интеллектуального капитала в экономике знаний.

 

     Рассматриваемое нами понятие интеллектуального капитала шире, чем более привычные понятия интеллектуальной собственности (ИС) и нематериальных активов (НМА). Получение разного рода технологических и организационных преимуществ над конкурентами является основной функцией интеллектуального капитала. Необходимость введения данного понятия в современную экономику обоснована (большая часть активов, позволяющая развить инновационную составляющую компании, остается неучтенной), однако понимание данного термина у исследователей различно. Далее приведена сравнительная таблица точек зрения авторов на понятие «интеллектуальный капитал».[1]

     В целом позиции ученых и практиков  весьма различны. Интеллектуальный капитал определяют как:

  • совокупность интеллектуальных активов и трудовых ресурсов (И.Д.Егорычев, Л.И.Лукичева);
  • нематериальные активы, усиливающие конкурентные преимущества (Э.Брукинг);
  • научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы (В.Л.Иноземцев);
  • совокупность человеческого, организационного и клиентского капитала (Л.Эдвиссон).
 

 

Таблица 1 - Систематизация подходов к определению интеллектуального капитала

№ п/п Автор  Сущность  интеллектуального капитала (ИК)
1 Т. Стюарт  ИК включает только интеллектуальные активы, возникшие  как результат знаний и компетенции  персонала. ИК рассматривается как  часть более широкого понятия  — неосязаемых активов. ИК как  некий интеллектуальный материал, включающий в себя знания, информацию, интеллектуальную собственность, опят, который может  быть использован для создания богатства.[2]
2 А.Н. Козырев, В.Л. Макаров  Понятие ИК шире, чем нематериальные активы и  интеллектуальная собственность, и  не регламентируется нормативными актами. Содержание нематериальных активов жестко регулируется правовыми документами и бухгалтерскими стандартами.[3]
3 А. Уайлмен 
И. Кадди
 ИК объединяет ту часть неосязаемого, которая принципиально не может иметь прямой денежной оценки и неотделима от создавшей их компании в отличие от неосязаемых активов, которые могут быть измерены в денежных единицах и существовать за пределами организации. ИК относится к «мягким» активам, неосязаемые активы — к «жестким».[3]
4 Л. Эдвинссон, Брукинг  Понятие ИК совпадает с понятием неосязаемых  активов и рассматривается как  необходимое условие конкурентоспособности  компании.[2]
5 К. Прахалад, П. Санчез, Н.Р. Кильчевская, М.Е. Павлов  Понятия ИК и неосязаемых активов полностью совпадают, но первое используется менеджерами, второе — бухгалтерами.[3]
6  
 
В. Л. Иноземцев
 ИК представляет собой нечто вроде "коллективного  мозга", аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы. [2]
7 Б. Б. Леонтьев  Под ИК стоимость совокупности имеющихся  у него интеллектуальных активов, включая  интеллектуальную собственность, его  природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также  накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами.[2]
8 С.Альберт, К.Бредли  ИК- это процесс превращения знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям..[2]
9 Н.Кляйн, Л.Прусак  ИК представляет собой интеллектуальный материал, который  формализуется, обрабатывается и используется для создания более ценного актива..[2]

 

    Проведенный обзор позволяет сделать следующий  вывод: понятие интеллектуального капитала используется в узком и широком смысле. В узком смысле под интеллектуальным капиталом понимаются активы компании, которые представляют собой совокупность знаний ее персонала и результат воплощения этих знаний в других неосязаемых активах: внутрифирменных структурах, клиентском капитале и др. В широком смысле интеллектуальный капитал — это совокупность всех неосязаемых активов компании, в том числе тех, которые не являются результатом мыслительной деятельности;     

Полученный  в результате терминологического исследования материал позволяет ответить на  вопрос: «С какой целью в экономике возникло новое понятие — интеллектуальный капитал?». Причина в том, что до этого, действительно, не существовало приемлемого термина для определения той части неосязаемых активов фирмы, которая объясняет причины роста стоимости компании. Так же не существовало единого понимания ни неосязаемых активов, ни интеллектуального капитала. Неосязаемые активы, если не принимать в расчет бухгалтерское значение, рассматривались как нечто неопределенное, неизмеряемое, скорее всего, неделимое. Поэтому появление термина «интеллектуальный капитал» представляет собой развитие концепции неосязаемых активов в сторону их большей измеряемости и прозрачности. В то же время следует отметить, что нельзя назвать интеллектуальный капитал явлением, которого раньше не существовало; и компетенция персонала, и внутренняя организация, и клиенты у компаний были, но не рассматривались раньше как определяющие факторы роста их стоимости и не нуждались в особых подходах к изучению.

     Определение "интеллектуального капитала" носит достаточно общий характер и обычно подразумевает сумму  тех знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее конкурентоспособность. В узком смысле под интеллектуальным капиталом понимаются активы компании, которые представляют собой совокупность знаний ее персонала и результат  воплощения этих знаний в других неосязаемых  активах. В широком смысле интеллектуальный капитал — это совокупность всех неосязаемых активов компании, в том числе тех, которые не являются результатом мыслительной деятельности.

      В классической концепции интеллектуальный капитал включает следующие компоненты:

      –  человеческий капитал –  компетенции  и опыт сотрудников компании, которые  утрачиваются с уходом сотрудника;

      –  структурный капитал –  принадлежит  компании в целом,  хотя является продуктом деятельности ее сотрудников;  включает ценность отношений с клиентами  (клиентский капитал),  ценность продуктов  интеллектуальной собственности  (идеи,  патенты,  лицензии и т.п.) (инновационный  капитал),  а также ценность инфраструктуры компании

(процессный  капитал)[6];

      -  клиентский капитал – это система  капитальных, надежных, долгосрочных  доверительных и взаимовыгодных  отношений предприятия со своими  клиентами, покупателями.

Схематично  концепция представлена на рисунке 1.

    Рисунок 1 - Структура интеллектуального капитала по Эдвинсону.

      Человеческий, организационный и потребительский  капитал взаимодействуют друг с  другом. Недостаточно инвестировать  в каждый из них по отдельности. Они  должны поддерживать друг друга, и тогда  происходит перекрестное влияние одних  видов нематериальных активов на другие. Однако для формирования и  развития творческих способностей одних лишь инвестиций недостаточно. Интеллектуальный капитал создается как в общественном секторе экономики посредством рыночного механизма, так и в личном, в том смысле, что затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию играют решающую роль в этом процессе. Но эти затраты неизбежно включаются затем в общественные затраты, как движение всего воспроизводственного процесса, ибо накопленный запас знаний, умений и иных производственных качеств человека может быть реализован и может получить оценку только в обществе посредством активной деятельности их обладателя. [4]

    А.  Макаров на основе количественного  анализа делает вывод,  что большая  часть ресурсов предприятий в  развитых странах имеет сегодня  нематериальный характер: если в 1982 г. материальные активы американских компаний составляли 62%  их рыночной стоимости,  то через 10  лет эта доля упала до 38%,  а новые исследования оценивают ее уже только в 10–15% [4]. В конце 1999 г. стоимость имущества, отраженного на балансе, составила лишь 6,2% от рыночной цены у Майкрософт, 4,6% – у SAP, 6,6% – у Кока-Колы. В 1982 г. доля нематериальных ресурсов в создании добавленной стоимости на 500 крупнейших предприятиях США составляла 38%, а в 1998 г. – уже 85%.  Структура инвестиций закрепляет ведущую роль нематериальных ресурсов:  если в начале 80-х годов 62%  инвестиций в американской промышленности направлялось на приобретение материальных ценностей,  то в 1992  г.  эта доля составила лишь 38%,  а в 1999  г. – только 16%.  С 1991  г.  Предприятия США расходуют больше средств на оборудование по обработке информации,  чем на прочее оборудование, информация заменяет собой материальные товарные запасы,  а знания  вытесняют материальные основные фонды. [5]

      Согласно  противоположной точке зрения «интеллектуальный  капитал» шире,  нежели  «нематериальные  активы»,  поскольку включает ряд  активов,  не признаваемых в бухгалтерском  учете. Интеллектуальный капитал является объектом управления и этим принципиально отличается от многих компонентов нематериальных активов.

Информация о работе Модель специалиста, носителя уникального интеллектуального капитала