Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:03, контрольная работа
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.
В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой, в стране с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления. Любое начинание должно иметь свою цель.
1. Введение
2. Миссия организации.
3. Процесс постановки и разработки целей как составляющая функции планирования.
4. Функции целей и требования к ним.
5. Организационные уровни целей: стратегические, тактические и операционные цели.
6. Управление по целям.
7. Задача.
8. Заключение.
9. Список литературы.
Содержание
1. Введение
2. Миссия организации.
3. Процесс постановки и разработки целей как составляющая функции планирования.
4. Функции целей и требования к ним.
5. Организационные уровни целей: стратегические, тактические и операционные цели.
6. Управление по целям.
7. Задача.
8. Заключение.
9. Список литературы.
Введение
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.
В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой, в стране с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления. Любое начинание должно иметь свою цель. Поэтому каждый из этих объектов начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, и определяются цели, задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг и т.д.
Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается такими понятиями как «политика», «философия», «миссия». В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные цели.
Создание и функционирование организаций является одним из видов целенаправленной системной деятельности, а сами организации (предприятия, компании, концерны, общины, клубы и др.) фактически выступает инструментами достижения поставленных целей. Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации, или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.
Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.
Целеполагание – основа успеха в любых стратегических инициативах. Эффективные цели уже содержат в себе основные ресурсы, а значит, избавляют высшее руководство от пустого занятия - поиска стратегических ресурсов. Негативные последствия ошибок стратегического видения все более разрушительны для компаний. В условиях, когда в сжатые сроки создаются новые продукты и услуги, меняются финансовые потоки, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезает то, что казалось незыблемым, цена расплаты за неверное видение и, соответственно, за ошибочные цели, становится очень высокой для компании.
В данной работе, я стремилась показать, что независимо от области бизнеса, которой занимается лидер, ему необходимо овладеть искусством постановки целей, определяющих его успех.
Миссия организации – это элемент общей цели, который выделяет данную организацию среди других и обозначает масштаб ее деятельности, вид продукции и тип рынка. Хорошо разработанное обоснование миссии фирмы должно четко и последовательно соотноситься со структурой и специфическими целями организации. Поскольку предполагаемые направления деятельности формируются в соответствии с организационными целями, менеджер выбирает путь, по которому эти цели будут достигаться. Этот путь и есть миссия.
Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
- история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
- состояние среды обитания организации;
- ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
- отличительные особенности, которыми обладает организация.
Опытные менеджеры обычно обращают внимание на три основных элемента в разработке миссии:
1. Основной продукт (услуга), производимый фирмой.
2. Главный рынок для реализации товаров (услуг).
3. Технологическая система производства.
Каждый из этих трех элементов незаменим, поскольку только их комбинация составляет полную картину деятельности фирмы.
Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции) , причем не только в настоящее время, но и в перспективе. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании «Форд» - как предоставление людям дешевого транспорта. В ней четко обозначена область деятельности компании – транспорт, потребители продукции – люди, а также ориентация на широкий круг потребителей. Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании.
Пример другого подхода к формулированию миссии как философии компании приведен в таблице № 1. Здесь в центре внимания находится качество – понятие, которое раскрывается с самых разных сторон, давая представление о компании, её продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы и отношений между людьми.
Таблица № 1.
Философия компании |
Достижение высокого мастерства во всех сферах – в наших целях, продукции, услугах, людях и нашем стиле жизни. Цель – стать высокотехнологичной компанией, обеспечивающей 20% прибыли на вложенные активы. Качество – неотъемлемая часть нашей продукции, нашего рабочего окружения и людей. Профессиональный менеджмент, полное доверие людям, поддержка творчества и обоснованного риска. Принятие управленческих решений менеджерами всех уровней при четко определенных полномочиях и ответственности. Честность и открытость, работа в единой команде, свободный обмен информацией. Мы хотим, чтобы люди имели возможность сказать, что наша компания – это превосходное место для работы и что она поддерживает и признает индивидуальные достижения. |
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как в целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором жизнедеятельности организации. Но прибыль как миссия может существенно ограничить спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития и, в конечном счете, приведет к неэффективной работе. Именно эти рекомендации учтены в формулировках миссии некоторых отечественных организаций, приведенных в таблице № 2.
Таблица № 2.
Примеры формулировок миссии
Организация | Миссия |
Коммерческий банк | Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников |
Ювелирно-художественная фирма | Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком |
Государственное предприятие, опытно-конструкторское бюро | Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду |
Компания, производящая оборудование для офисов | Наша цель – это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда |
Инвестиционная компания | Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста |
Так для чего же формулируется миссия и что она дает для деятельности организации?
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия. Кроме того, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.
Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа.
В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией.
Если миссия задает общие ориентиры и направления деятельности организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым должна стремиться организация, фиксируются в виде целей.
Правильно организованный процесс разработки целей предполагает прохождение четырех этапов:
выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;
установление целей для организации в целом;
построение иерархии целей;
установление индивидуальных целей
Проведя анализ основных шагов процесса планирования, можно заметить, насколько важен в нем этап постановки и разработки целей. Схема 1 дает представление о месте целей в этом процессе, разделенном на три фазы.
Схема 1.
Роль целей в процессе планирования
Общие цели |
| Оценка ситуации |
| Долгосрочные цели |
| Стратегические планы |
- задача - значение -миссия фирмы |
| Внешнее окружение Внутренние резервы |
|
|
|
|
|
| Краткосрочные цели |
| Оперативные и текущие планы |