Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 07:41, курсовая работа
Межличностные отношения играют важную роль в управлении группой, сказываются на эффективности работы группы при достижении общей цели. Целями данной курсовой работы являются:
Раскрыть основные понятия темы межличностных отношений;
Раскрыть основные виды межличностных отношений в группах, охарактеризовать их;
Раскрыть основные проблемы взаимодействия людей в различных группах;
Провести сравнительный анализ взаимоотношений в различных группах;
Введение 3
Глава 1. Межличностные отношения, общие понятия 4
1.1. Группа и личность 4
1.2. Межличностные отношения, понятие, виды 6
Глава 2. Взаимоотношения в группе 11
Глава 3. Проблемы межличностных отношений 18
Заключение 21
Список литературы 22
Приложения 23
5) наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.
6) выработка
специфической групповой культуры – нормы,
правила, стандарты жизни, поведения, определяющие
ожидания членов группы по отношению друг
к другу и обуславливающие групповую динамику.
Эти нормы – важнейший признак групповой
целостности. О сформировавшейся норме
можно говорить, если она детерминирует
поведение большинства членов группы
– несмотря на все различия членов группы.
Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели.
Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается; 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.
По психологическим характеристикам различают группы членства и референтные группы (эталонные). Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1) социального сравнения; 2) нормативную функцию.
По характеру и формам организации деятельности выделяют:
- неорганизованные
или случайно организованные
группы, которые характеризуются
добровольным временным
- ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;
- кооперация
– группа, отличающаяся реально
действующей организационной
- корпорация
– это группа, объединенная только
внутренними целями, не выходящими
за ее рамки, стремящаяся
- коллектив
– устойчивое во времени организационная
группа взаимодействующих людей со специфическими
органами управления, объединенных целями
совместной общественно полезной деятельности
и сложной динамикой формальных и неформальных
взаимоотношений между членами группы.
Таким
образом, реальные человеческие группы
отличаются по величине, внешней и
внутренней организации, назначению и
общественному значению. По мере увеличения
размера группы возрастает роль ее
лидера. В группах распределение
власти тесно связано с характером
коммуникаций, обмена информацией и идеями.
Глава
3. Проблемы межличностных
отношений.
Проблема взаимоотношений.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:
1. Фаза становления личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
2. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации.
3. Детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью
общности
принять, одобрить и культивировать
лишь те демонстрируемые им индивидуальные
особенности, которые ей импонируют,
соответствуют её ценностям, стандартам,
способствуют успеху совместной деятельности
с другой стороны.
Проблема общности в социальной психологии.
Для индивида, входящего в группу, осознание
того, принадлежности к ней осуществляется,
прежде всего, через принятие этих характеристик,
т.е. через осознание факта некоторой психической
общности с другими членами данной социальной
группы. Можно сказать, что "граница"
группы воспринимается как граница этой
психической общности. Главной чисто психологической
характеристикой группы является наличие
так называемого "мы-чувства". Это
означает, что универсальным принципом
психического оформления общности является
различение для индивидов, входящих в
группу, некоторого образования "мы",
в отличие от другого образования "они".
"Мы-чувство" выражает потребность
от дифференцировать одну общность от
другой и является своеобразным индикатором
осознания принадлежности к некоторой
группе. Специфика социально-психологического
анализа группы именно здесь и проявляется:
рассматриваются выделенные средствами
социологии реальные социальные группы,
но в них, далее, определяются те их черты,
которые в совокупности делают группу
психологической общностью, т.е. позволяют
каждому её члену идентифицировать себя
с группой.
Проблемы социальной психологии.
Социальная психология пользуется определением
личности, которое даёт общая психология,
выясняет, каким образом, т.е. прежде всего
в каких конкретных группах, личность,
с одной стороны, усваивает социальные
влияния и, с другой стороны, каким образом,
в каких конкретных группах она реализует
свою социальную сущность. Отличие такого
подхода от социологического заключается
в том, что она выявляет, каким образом
сформировались эти социально-типические
черты, почему в одних условиях формирования
личности они проявились в полной мере,
а в других возникли какие-то иные социально-типические
черты вопреки принадлежности личности
к определённой социальной группе. В большей
мере, чем в социологическом подходе, здесь
принимаются в расчёт такие регуляторы
поведения и деятельности личности, как
вся система межличностных отношений,
внутри которой наряду с их опосредованностью
изучается и их эмоциональная регуляция.
Для социальной психологии главным ориентиром
в исследовании личности является взаимоотношение
личности с группой.
Заключение.
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму.
В
малой группе определяющими являются
непосредственные отношения и взаимодействия
между ее членами, эмоциональный контакт,
податливость или сопротивление групповому
давлению, социально-психологическая
совместимость и т. д. В коллективе же как
определяющие выступают те взаимодействия
и взаимоотношения людей, которые опосредованы
целями, задачами и ценностями совместной
деятельности, то есть ее реальным общественным
и личностно-значимым содержанием.
Данная курсовая работа дала характеристику
взаимоотношений в группе, раскрыла основные
принципы формирования групп, раскрыла
проблем взаимоотношений в группе.
Список литературы
Приложение №1
При ответе на вопросы теста из трёх предлагаемых вариантов ответа выберите один и запишите его.
Например: 1а, 2б, 3в и т.д.
1. Характерно ли для Вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы
подчинить своей воле других?
а) нет; б) когда как; в) да.
2. Есть
ли в Вашем коллективе люди,
которые Вас побаиваются,
ненавидят?
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
3. Кто Вы в большей степени?
а) пацифист; б) принципиальный; в)предприимчивый.
4. Как часто Вам приходится выступать с критическими суждениями?
а) часто; б) периодически; в)редко.
5. Что для Вас было бы наиболее характерно, если бы Вы возглавили новый для Вас коллектив?
а) разработал бы программу
работы коллектива на год
коллектив в её целесообразности; б) изучил бы, кто есть, кто и установил бы
контакт с лидерами; в) чаще бы советовался с людьми.
6. В случае неудач, какое состояние для Вас наиболее характерно?
а) пессимизм; б) плохое настроение; в) обида на самого себя.
7. Характерно
ли для Вас стремление
а) да; б) скорее всего да; в) нет.
8. Относите ли Вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать?
а) да; б) скорее всего да; в) нет.
9. Из трёх личностных качеств, с которыми Вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:
а) раздражительность; б) обидчивость;
в) нетерпимость критики со стороны других.
10. Кто Вы в большей степени?
а) независимый; б) лидер; в) генератор идей.
11. Каким человеком считают Вас Ваши друзья?
а) экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым
12. Против чего Вам чаще всего приходится бороться?
а) против несправедливости; б) бюрократизма;
в) эгоизма
13. Что для Вас наиболее характерно?
а) недооценка своих
14. Что Вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще
всего?
а) излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя прямолинейность.
Для расшифровки
результатов данного теста
представленный ниже ключ к тесту.
Ключ к тесту:
Вопросы | Оценочные балы ответов | Уровни развития конфликтности | Суммарное число баллов |
1 | а)1 б)2 в)3 | 1 – очень
низкий 2 –
низкий 3 –
ниже среднего 4 –
чуть ниже среднего 5 –
средний 6 –
чуть выше среднего 7 –
выше среднего 8 –
высокий 9 – очень высокий |
14 – 17 |
2 | а)3 б)2 в)1 | 18 – 20 | |
3 | а)1 б)3 в)2 | 21 – 23 | |
4 | а)3 б)2 в)1 | 24 – 26 | |
5 | а)3 б)2 в)1 | 27 – 29 | |
6 | а)2 б)3 в)1 | 30 – 32 | |
7 | а)3 б)2 в)1 | 33 – 35 | |
8 | а)3 б)2 в)1 | 36 – 38 | |
9 | а)2 б)1 в)3 | 39 - 42 | |
10 | а)3 б)1 в)2 | ||
11 | а)2 б)1 в)3 | ||
12 | а)3 б)2 в)1 | ||
13 | а)2 б)1 в)3 | ||
14 | а)1 б)2 в)3 |
Информация о работе Межличностные отношения в различных группах и коллективах