Межличностные отношения в различных группах и коллективах

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Межличностные отношения играют важную роль в управлении группой, сказываются на эффективности работы группы при достижении общей цели. Целями данной курсовой работы являются:

Раскрыть основные понятия темы межличностных отношений;
Раскрыть основные виды межличностных отношений в группах, охарактеризовать их;
Раскрыть основные проблемы взаимодействия людей в различных группах;
Провести сравнительный анализ взаимоотношений в различных группах;

Содержание

Введение 3

Глава 1. Межличностные отношения, общие понятия 4

1.1. Группа и личность 4

1.2. Межличностные отношения, понятие, виды 6

Глава 2. Взаимоотношения в группе 11

Глава 3. Проблемы межличностных отношений 18

Заключение 21

Список литературы 22

Приложения 23

Работа содержит 1 файл

Готовая МО.doc

— 159.50 Кб (Скачать)
    

Агентство природных ресурсов

Министерство  природных ресурсов РФ

ГОУ СПО  «Дивногорский лесхоз-техникум» 

Кабинет «Управленческая психология» 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Управленческая психология» 

Тема: Межличностные  отношения в различных группах и коллективах.

Сравнительный анализ. 
 

                                                                                          
 
 

                                                                                             Выполнил

                                                                                                                    Студент гр.

                                                                                     ФИО

                                                                                             Проверил

                                                                                                       Преподаватель

                                                                                                    Медведь Е.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дивногорск, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Межличностные отношения, общие понятия 4

1.1.  Группа и личность 4

1.2.  Межличностные отношения, понятие, виды 6

Глава 2. Взаимоотношения в группе  11

Глава 3. Проблемы межличностных отношений 18

Заключение 21

Список  литературы 22

Приложения 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Вся жизнь человека происходит  в коллективе. Общение – неотъемлемая  часть жизни каждого из нас.  Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

     Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

     Пожизненная зависимость людей  друг от друга помещает проблему  человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

     Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте, они тесно связаны с различными видами общественных отношений.

    Межличностные отношения играют  важную роль в управлении группой,  сказываются на эффективности  работы группы при достижении общей цели.      Целями данной курсовой работы являются:

  1. Раскрыть основные понятия темы межличностных отношений;
  2. Раскрыть основные виды межличностных отношений в группах, охарактеризовать их;
  3. Раскрыть основные проблемы взаимодействия людей в различных группах;
  4. Провести сравнительный анализ взаимоотношений в различных группах;
 

Глава 1. Межличностные  отношения, общие  понятия.

     1.1. Группа и личность 

     Существенной  стороной личности является ее отношение  к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

     В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит  от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

     Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти  свойства формируются при жизни  человека, но на определенной природной  основе.

     Наследственная  основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические  особенности, основные качества нервной  системы, динамику нервных процессов. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

     Движущей  силой развития личности являются внутренние противоречия  
между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей, которое невозможно без наличия группы.

      Люди  вступают в группы по ряду причин:

    • группа выступает как средство биологического выживания;
    • как средство социализации и формирования психики человека;
    • как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку;
    • как средство  удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия;
    • как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;
    • как средство информационного, материального и прочего обмена.

     Наиболее  распространено деление групп по размеру на большие и малые  группы.

     Большие группы могут быть условными, включая в себя субъектов, которые не имеют прямых и косвенных объективных взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда не видеть друг друга, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики.

     Разнообразна  структура больших групп, в которые  входят малые:

  • социальные классы;
  • различные этнические группы;
  • профессиональные группы;
  • возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

     Наибольшее  распространение получило деление  малых групп на:

    • первичные и вторичные;
    • паритетные и непаритетные
    • формальные и неформальные;
    • "группы членства" и "референтные группы".

     Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуют непосредственные контакты.

     Вторичные группы - это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные "посредники", например в виде средств связи.

     В зависимости от тех прав, которые  предоставляются участникам группой, делятся на паритетные (все члены  группы имеют равные права) и непаритетные (существует определенная иерархия прав и обязанностей); 

     1.2.  Межличностные отношения, понятие, виды 

     Человек находится в переплетении различного рода связей и отношений. В группах  складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

     Первая  из них отражает обусловленность  природы межличностных отношений  тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе.

     Вторая  характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение.

     Третья  особенность межличностных отношений  заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

     Межличностные отношения — это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную насыщенность. 

Межличностные отношения включают в себя:

  1. Когнитивный (гностический, информационный) элемент предполагает познание, понимание и осознание информации, задействованной в межличностных отношениях.
  2. Аффективный аспект выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктивных (негативных, разделяющих).
  3. Поведенческий (практический, регулятивный) компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Если партнер нравится другому, поведение будет доброжелательным. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.

Межличностные отношения могут быть

  1. построены по «вертикали» (руководитель — подчиненный)
  2. или по «горизонтали» (между лицами, имеющими одинаковый статус).
 

     Межличностная совместимость —  это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности – основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показатель – удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат –появление взаимной симпатии. Рассматривается как состояние, процесс и результат. Феномен, противоположный совместимости – антипатия.  

     Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми….

      Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные  формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.

Информация о работе Межличностные отношения в различных группах и коллективах