Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:10, реферат
Цель данной работы – объяснить, что такое межличностный конфликт, понять его сущность, изучить особенности и типологию и привести разнообразные примеры, как исторические, так и современные, и описать способы предотвращения межличностных конфликтов, понять с какой целью они предотвращаются и всегда ли это нужно делать, и, опять же, привести различные примеры.
Введение
Межличностный конфликт. Краткое описание.
Межличностный конфликт в различных исторических эпохах.
Заключение
Межличностный конфликт
Виды, классификация и причины межличностного конфликта
Способы разрешения межличностных конфликтов
Предотвращение межличностных конфликтов
Заключение. Плюсы и минусы межличностного конфликта.
Для раннего определения возможно конфликта и прогнозирования расклада ситуации, нужно уметь различать следующие психологические типы:
Агрессоры — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают.
Жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы.
Молчуны — спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно, держат мнения при себе, хотя оно, возможно, может оказаться полезным.
Сверхпокладистые — со всеми соглашаются и обещают поддержку, но часто не выполняют свои обещания. Т
Вечные пессимисты — всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится, часто не торопятся с выполнением поставленной задачи.
Всезнайки — считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство. Особо опасен подтип такой личности – псевдо-всезнайки.
Нерешительные — медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться или не могут отдать предпочтение одному варианту.
Максималисты — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости, часто не обращают внимания на методы и средства достижения цели.
Скрытый тип личности — подолгу помнят обиду и имеют свойство неожиданно набрасываться на оппонента.
Лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Ложные альтруисты — якобы делают добро, но цели у них точно не благородные.
Для предотвращения конфликтов, психологи, социологи и конфликтологи рекомендуют практиковать следующее:
Письменный обмен мнениями в случае разногласий. Это снизит «температуру» негативных эмоций и позволит сосредоточиться на сути проблемы.
Привлечь помощников и консультантов. Но только профессионалов, ибо просто «третий лишний» может все усугубить.
Использовать любые попытки примирения – можно сказать, идти на компромисс до начала конфликта.
Установить практику многоэтапных переговоров. Это позволит действовать по схеме «подумал-подумал-сказал», а не реагировать сразу после получения информации. Некое отражение «семь раз отмерь, один раз отрежь» в коммуникации.
Попытаться принять точку зрения другой стороны и взглянуть на ситуацию ее глазами.
Посмотреть на свое поведение с точки зрения противоположной стороны.
Понять, не испытывают ли представители другой стороны в настоящий момент давление каких-то обстоятельств, которые могли бы вызвать реакцию, ведущую к конфликту.
Для предотвращения конфликта важно:
Сохранять спокойствие и нейтралитет
Использовать совместный подход к разрешению предполагаемого возникновения конфликта.
Так же, одним из методов предотвращения конфликта является само-отстранение от конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов, и ваше участие в их решении ничем не обусловлено.
Прогнозирование и предотвращение конфликта зависит от многих факторов, как внешних, так и внутренних – от экономической и социальной ситуации в мире, государстве, городе, экономической и психологической ситуации в организации и рабочем коллективе, психологическом состоянии руководителей и работников.… Если учесть все эти факторы то можно предотвратить конфликт еще на стадии зарождения, а это – высший пилотаж.
Межличностный конфликт – вещь сложная, процесс которой крайне неприятен и сложен для психики, даже вреден для здоровья. Но грамотный менеджер должен уметь прогнозировать, предотвращать или наоборот провоцировать, если потребуется. Потребоваться это может в случае эмоциональной напряженности коллектива, для принятия какого-либо решения или изучения нового сотрудника (изучения его модели поведения и реакции на стресс).
Плюсы межличностного конфликта:
В процессе конфликта есть вероятность найти решение проблемы.
В результате конфликта можно излить накопившиеся проблемы, «облегчить душу» и улучшить взаимоотношения (в случае нахождения компромисса).
Конфликт способствует поддержанию в коллективе «боевой атмосферы», которая повышает производительность труда (разумеется, важно с этим не переборщить).
Минусы межличностного конфликта:
Сильный психологический урон
Риск испортить отношения и атмосферу в коллективе
Риск не найти решения и оставить конфликт открытым.
Не только от индивида (субъекта) зависит исход конфликта, но и от руководителя (менеджера). В крупных компаниях управляющий любого звена должен пройти тренинг по управлению конфликтами, бесспорно, это верное решение.
Был проведен опрос среди студентов и преподавателей высших учебных заведений, которым задавался вопрос, что для вас «межличностный конфликт», вот некоторые ответы (орфография в некоторых местах откорректирована):
Это конфликт двух отдельных личностей из-за каких-то разногласий
- Кондукторша начинает ругаться с пассажиркой из-за того, что она даёт слишком большую купюру, т.к. сдачи у кондукторши якобы нет, вот она и вызверятся на девочку, а в защиту девочки выступает молодой мужчина… (действие происходит утром)...
- То, что утром - важный фактор?
- Конечно!!! Утром все сердитые едут, никто толком не проснулся. И никто не упустит лишний шанс позлорадствовать на кого-нибудь.
Два брата спорят, кто будет играть на компе. Один утверждает, что он старше и ему сейчас положено, потому что он так захотел, а второй просто берет тем, что малой.
Ссора из-за личных интересов и т д. Вроде как то так. Я с телефона сейчас, а то бы написал тебе красочный ответ.
-Абсолютное множество таковых: наезд на твоего друга, задевание твоих интересов, провоцирование и т.д.
-О! Вот отлично, просто отлично? последнее - провоцирование. Можно слегка раскрыть это?
- Очень просто: друг прочитал заумную книгу по психологии и на тебе тренируется.
Я только проснулась, у меня жутко болит голова.… В инете есть все примеры.
Когда два мнимовысоколичностных петушка разбираются у кого туфли круче.
эм... ссора наверно. Между двумя людьми.
Лена, что для тебя межличностный конфликт?
- ой....я ж тебе отправляла....
- Лена, это просто вопрос)
- зачем теперь это надо??зачет я уже получила
- Ленааа. Релакс! Дыши носом! Это просто вопрос! Нужен ответ!
-ты про этику бизнеса или что?
-ААААА! Ленаааа!!!! Это просто вопрос - «что для тебя межличностный конфликт?»
-я тебе мандарины не принесуууууу
-О гоооспадииииии
[…]
- Это конфликт, который возникает при общении людей с различными взглядами на ту или иную тему… когда каждый из них отстаивает свое мнение и не хочет уступать, ну типа компромисс не находя...и т.д.
Ну, я считаю, это когда люди разного социального статуса не могут найти способ общения.
Наркоман чтоле??? Это когда между личностями конфликт, ок, да?
Питерская разборка
- Когда я-прилежный конфликтую с я-раздолбаем.
- Это внутриличностный конфликт.
- Мы разные.
Ой-ой-ой зачем это? Кстати ты знаешь, в каком виде завтра зачет по русскому будет?
Межличностный конфликт... Ммм... Ну это конфликт (недопонимание) между людьми (между отдельными людьми, между двумя) в процессе их общения, взаимодействия... Несовпадение интересов. Пусть будет так.
Я как я понимаю, это конфликт созревшей на почве недопонимая или выяснение правоты свой стороны.
[1] В современном мире межличностные конфликты могут быть дистанционными, при общении через интернет или телефон, в принципе это тоже некое «лицом к лицу» только на любом расстоянии.
[2] Каждому социальному слою характерны свои особенности конфликта.
[3] О методах решения конфликта подробнее далее в тексте.
[4] Кстати именно на этом этапе развития цивилизации появляются конфликты (в том числе и межличностные) на национальной почве, из-за смешения наций и рас вследствие войн и переселений.
[5] Это не совет будущим нынешнему поколению менеджеров
[6] Опять же нельзя забывать о разных социальных слоях, именно в то время началось дробление слоев на группы: в то время как ремесленники решали свои межличностные конфликты более-менее приличным способом, рабочие портов и складов (тот же социальный слой) недалеко ушли от примитива. На высших же слоях все происходило цивилизованно.
[7] Кантильон, Смит, Сферанский, Оуэн, Беббидж, Платонов, Рикардо, Пэтти и др.
[8] Главным провокатором конфликта на западе была психологическая несовместимость
[9] Тут впрочем, есть нюансы, об избегании и уклонении от конфликта далее в тексте.
[10] http://www.igidravlika.com/
[11] Мо́ртон Дойч (англ. Morton Deutsch; 4 февраля 1920, Нью-Йорк) — американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности, конфликтологии, психологии предупреждения военных действий, почётный профессор Колумбийского университета. Дойч является автором теории разрешения конфликтов.
[12] Авторы бестселлера «Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты» Книга основана на последних достижениях психологии, психоанализа и социологи.
[13] Большаков Андрей Георгиевич - кандидат социологических наук. Несмелова Марина Юрьевна – кандидат политических наук.
Информация о работе Межличностные конфликты и способы их предотвращения