Межличностные конфликты и способы их предотвращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:10, реферат

Описание работы

Цель данной работы – объяснить, что такое межличностный конфликт, понять его сущность, изучить особенности и типологию и привести разнообразные примеры, как исторические, так и современные, и описать способы предотвращения межличностных конфликтов, понять с какой целью они предотвращаются и всегда ли это нужно делать, и, опять же, привести различные примеры.

Содержание

Введение
Межличностный конфликт. Краткое описание.
Межличностный конфликт в различных исторических эпохах.
Заключение
Межличностный конфликт
Виды, классификация и причины межличностного конфликта
Способы разрешения межличностных конфликтов
Предотвращение межличностных конфликтов
Заключение. Плюсы и минусы межличностного конфликта.

Работа содержит 1 файл

Реферат по деловым коммуникациям (Межличностные конфликты).doc

— 143.50 Кб (Скачать)

 

 

             

              Для раннего определения возможно конфликта и прогнозирования расклада ситуации, нужно уметь различать следующие психологические типы:

      Агрессоры — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают.

      Жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы.

      Молчуны — спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно, держат мнения при себе, хотя оно, возможно, может оказаться полезным.

      Сверхпокладистые — со всеми соглашаются и обещают поддержку, но часто не выполняют свои обещания. Т

      Вечные пессимисты — всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится, часто не торопятся с выполнением поставленной задачи.

      Всезнайки — считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство. Особо опасен подтип такой личности – псевдо-всезнайки.

      Нерешительные — медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться или не могут отдать предпочтение одному варианту.

      Максималисты — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости, часто не обращают внимания на методы и средства достижения цели.

      Скрытый тип личности — подолгу помнят обиду и имеют свойство неожиданно набрасываться на оппонента.

      Лгуны — вводят других в заблуждение ложью и обманом.

      Ложные альтруисты — якобы делают добро, но цели у них точно не благородные.

Для предотвращения конфликтов, психологи, социологи и конфликтологи рекомендуют практиковать следующее:

      Письменный обмен мнениями в случае разногласий. Это снизит «температуру» негативных эмоций и позволит сосредоточиться на сути проблемы.

      Привлечь помощников и консультантов. Но только профессионалов, ибо просто «третий лишний» может все усугубить.

      Использовать любые попытки примирения – можно сказать, идти на компромисс до начала конфликта.

      Установить практику многоэтапных переговоров. Это позволит действовать по схеме «подумал-подумал-сказал», а не реагировать сразу после получения информации. Некое отражение «семь раз отмерь, один раз отрежь» в коммуникации.

      Попытаться принять точку зрения другой стороны и взглянуть на ситуацию ее глазами.

      Посмотреть на свое поведение с точки зрения противоположной стороны.

      Понять, не испытывают ли представители другой стороны в настоящий момент давление каких-то обстоятельств, которые могли бы вызвать реакцию, ведущую к конфликту.

 

Для предотвращения конфликта важно:

      Сохранять спокойствие и нейтралитет

      Использовать совместный подход к разрешению предполагаемого возникновения конфликта.

      Так же, одним из методов предотвращения конфликта является само-отстранение от конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не затрагивают ваших интересов, и ваше участие в их решении ничем не обусловлено.

Прогнозирование и предотвращение конфликта зависит от многих факторов, как внешних, так и внутренних – от экономической и социальной ситуации в мире, государстве, городе, экономической и психологической ситуации в организации и рабочем коллективе, психологическом состоянии руководителей и работников.… Если учесть все эти факторы то можно предотвратить конфликт еще на стадии зарождения, а это – высший пилотаж.


Заключение. Плюсы и минусы межличностного конфликта

Межличностный конфликт – вещь сложная, процесс которой крайне неприятен и сложен для психики, даже вреден для здоровья. Но грамотный менеджер должен уметь прогнозировать, предотвращать или наоборот провоцировать, если потребуется. Потребоваться это может в случае эмоциональной напряженности коллектива, для принятия какого-либо решения или изучения нового сотрудника (изучения его модели поведения и реакции на стресс).

Плюсы межличностного конфликта:

      В процессе конфликта есть вероятность найти решение проблемы.

      В результате конфликта можно излить накопившиеся проблемы, «облегчить душу» и улучшить взаимоотношения (в случае нахождения компромисса).

      Конфликт способствует поддержанию в коллективе «боевой атмосферы», которая повышает производительность труда (разумеется, важно с этим не переборщить).

Минусы межличностного конфликта:

      Сильный психологический урон

      Риск испортить отношения и атмосферу в коллективе

      Риск не найти решения и оставить конфликт открытым.

Не только от индивида (субъекта) зависит исход конфликта, но и от руководителя (менеджера). В крупных компаниях управляющий любого звена должен пройти тренинг по управлению конфликтами, бесспорно, это верное решение.


Список литературы

              1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология: учебник для вузов». 4-е изд. испр. и доп. Эксмо. 2009.
              2. Буртовая Е.В. «Конфликтология. Учебное пособие». РГИУ. 2002.
              3. Ворожейкин И. Е. , Кибанов А. Я. , Захаров Д. К. «Конфликтология: Учебник». ИНФРА-М. 2004.
              4. Герберт Уэллс. «История цивилизации». Терра-Книжный клуб. 2009.
              5. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. «Социальные конфликты: учебник для студентов вузов». ЮНИТИ-ДАНА. 2009.
              6. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее». Институт экономических стратегий, 2006.
              7. Чудновская С.Н. «История менеджмента: Учебник для вузов». КноРус. 2010.
              8. Шевчук Д.А. «История менеджмента: учебное пособие». Эксмо. 2009.
              9. http://www.igidravlika.com/ курс лекций по предмету «конфликтология»
              10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Цивилизация

 

 


Приложения

Был проведен опрос среди студентов и преподавателей высших учебных заведений, которым задавался вопрос, что для вас «межличностный конфликт», вот некоторые ответы (орфография в некоторых местах откорректирована):

      Это конфликт двух отдельных личностей из-за каких-то разногласий

      - Кондукторша начинает ругаться с пассажиркой из-за того, что она даёт слишком большую купюру, т.к. сдачи у кондукторши якобы нет, вот она и вызверятся на девочку, а в защиту девочки выступает молодой мужчина… (действие происходит утром)...

- То, что утром - важный фактор?                           

- Конечно!!! Утром все сердитые едут, никто толком не проснулся. И никто не упустит лишний шанс позлорадствовать на кого-нибудь.

      Два брата спорят, кто будет играть на компе. Один утверждает, что он старше и ему сейчас положено, потому что он так захотел, а второй просто берет тем, что малой.

      Ссора из-за личных интересов и т д. Вроде как то так. Я с телефона сейчас, а то бы написал тебе красочный ответ.

      -Абсолютное множество таковых: наезд на твоего друга, задевание твоих интересов, провоцирование и т.д.             

-О! Вот отлично, просто отлично? последнее - провоцирование. Можно слегка раскрыть это?                           

- Очень просто: друг прочитал заумную книгу по психологии и на тебе тренируется.

      Я  только проснулась, у меня жутко болит голова.… В инете есть все примеры.

      Когда два мнимовысоколичностных петушка разбираются у кого туфли круче.

      эм... ссора наверно. Между двумя людьми.

      Лена, что для тебя межличностный конфликт?

- ой....я ж тебе отправляла....

- Лена, это просто вопрос)

- зачем теперь это надо??зачет я уже получила

- Ленааа. Релакс! Дыши носом! Это просто вопрос! Нужен ответ!

-ты про этику бизнеса или что?

-ААААА!              Ленаааа!!!! Это просто вопрос -  «что для тебя межличностный конфликт?»

-я тебе мандарины не принесуууууу

-О гоооспадииииии

[…]

- Это конфликт, который возникает при общении людей с различными взглядами на ту или иную тему… когда каждый из них отстаивает свое мнение и не хочет уступать, ну типа компромисс не находя...и т.д.

      Ну, я считаю, это когда люди разного социального статуса не могут найти способ общения.

      Наркоман чтоле???  Это когда между личностями конфликт, ок, да?

      Питерская разборка

      - Когда я-прилежный конфликтую с я-раздолбаем.

- Это внутриличностный конфликт.

- Мы разные.

      Ой-ой-ой зачем это? Кстати ты знаешь, в каком виде завтра зачет по русскому будет?

      Межличностный конфликт... Ммм... Ну это конфликт (недопонимание) между людьми (между отдельными людьми, между двумя) в процессе их общения, взаимодействия... Несовпадение интересов. Пусть будет так.

      Я как я понимаю, это конфликт созревшей на почве недопонимая или выяснение правоты свой стороны.



[1] В современном мире межличностные конфликты могут быть дистанционными, при общении через интернет или телефон, в принципе это тоже некое «лицом к лицу» только на любом  расстоянии.

[2] Каждому социальному слою характерны свои особенности конфликта.

[3] О методах решения конфликта подробнее далее в тексте.

[4] Кстати именно на этом этапе развития цивилизации появляются конфликты (в том числе и межличностные) на национальной почве, из-за смешения наций и рас вследствие войн и переселений.

[5] Это не совет будущим нынешнему поколению менеджеров

[6] Опять же нельзя забывать о разных социальных слоях, именно в то время началось дробление слоев на группы: в то время как ремесленники решали свои межличностные конфликты более-менее приличным способом, рабочие портов и складов (тот же социальный слой) недалеко ушли от примитива. На высших же слоях все происходило цивилизованно.

[7] Кантильон, Смит, Сферанский, Оуэн, Беббидж, Платонов, Рикардо, Пэтти и др.

 

[8] Главным провокатором конфликта на западе была психологическая несовместимость

[9] Тут впрочем, есть нюансы, об избегании и уклонении от конфликта далее в тексте.

[10] http://www.igidravlika.com/kospekty-lekczij-po-konfliktologii/otvety-na-voprosy-k-ekzamenu-po-konfliktologii/192-klassifikaciya-mezhlichnostnyx-konfliktov.html

[11] Мо́ртон Дойч (англ. Morton Deutsch; 4 февраля 1920, Нью-Йорк) — американский психолог, специалист в области социальной психологии и психологии личности, конфликтологии, психологии предупреждения военных действий, почётный профессор Колумбийского университета. Дойч является автором теории разрешения конфликтов.

[12] Авторы бестселлера «Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты» Книга основана на последних достижениях психологии, психоанализа и социологи.

[13] Большаков Андрей Георгиевич - кандидат социологических наук. Несмелова Марина Юрьевна – кандидат политических наук.


Информация о работе Межличностные конфликты и способы их предотвращения