Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:56, реферат
Менеджмент - это эффективное управление хозяйством включая межличностные отношения, управление производством, предприятием с целью получения прибыли, путём рационального использования ресурсов.
Введение…………………………………………….…………………...3
1. Характеристика методов управления……………………………….4
1.1. Административные методы управления персоналом……………6
1.2. Экономические методы управления персоналом…………….....12
1.3. Социально-психологические методы управления персоналом......19
1.3.1. Социологические методы управления………………………..19
1.3.2. Психологические методы управления………………………..24
Заключение…………………………………………………………...29
Приложения ………………………………………………………….30
Список использованной литературы ……………………….............34
Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом.
Соревнование является специфической формой общественных отношений и характери-зуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Исто-рия соревновательности идет из глубины веков. Оно являлось формой выживания лучших представителей рода - сильных, умных, мужественных, здоровых, и в итоге стало движу-щей силой развития общества. Результаты соревнования - новые открытия, изобретения, произведения искусства, рекорды в спорте, достижения в производстве.
Общение -- это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет место в простых формах взаимо-отношений руководителя с подчиненным, сотрудников между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т.д. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной ин-формации.
Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сто-рон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.
Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Раз-личают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внут-ренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфлик-ты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по раз-личным проблемам и др.
Сигналами конфликта являются социальный кризис, напряжение в группе, недоразуме-ния из-за поступков, отклонений от норм, психологические и этические инциденты на ра-боте и в быту, дискомфорт или интуитивное ощущение неловкости в компании или на работе
Итак, знание социологических
методов управления позволяет руководителю
коллектива объ-ективно осуществлять
социальное планирование, регулировать
социально-психологичес-кий
1.3.2. Психологические методы управления.
Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. на-правлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персо-нифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внут-реннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предпри-ятия. Классификация элементов, регулируемых с помощью психологических методов, по-казана на рис. 4. Дадим их характеристику.
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устра-нения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психоло-гическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективно-сти, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.
Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профес-сиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.
Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива. Психология является экспериментальной наукой, изучающей отношения психиче-ских процессов в жизни человека. В центре внимания психоанализа психические процессы и мотивации влечений человека, прежде всего душевных и сексуальных. Психология труда изучает психологические аспекты профессионального отбора, профориентации, профес-сионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, от-ношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Психотерапия изучает способы психического воздействия словом, поступками, обста-новкой на человека с определенными расстройствами психики с целью лечения. Такие способы, как самовнушение (аутогенная тренировка), внушение (гипноз), медитация по-степенно входят в практику управления.
Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направ-ленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности.
Темперамент является очень важной психологической характеристикой личности для определения назначения и места каждого работника в коллективе, распределения управ-ленческих задач и психологических приемов работы с конкретным человеком. Известны четыре основных темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и мелан-холический.
Черты характера определяют направленность
мира человека, уровень потребности в
общении. По преобладанию тех или иных
черт характера людей разделяют на экстравертов
и интровертов. Экстраверт - чрез
Интроверт - замкнут, в поведении исходит только из внутренних соображений, по-этому иногда окружающим его действия кажутся вычурными и чудаковатыми. Хорошо развита интуиция, очень точно просчитывает ситуацию, его решения часто перспективны и оправдываются в будущем.
Направленность личности являет
Интеллектуальные способности х
Методы познания представляют собой инструменты, с помощью которых человек изу-чает действительность, обрабатывает информацию и готовит проекты решений. Наиболее известными методами познания являются анализ и синтез, индукция и дедукция.
Психологические образы позволяют проводить обучение персонала на основе типовых образцов поведения исторических личностей, крупных руководителей и новаторов произ-водства.
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психо-логических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные за-коном приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, "взрыв", метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет.
Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.
Нестабильность экономического
состояния предприятия, финансовые
трудности, несвоевременная выплата
заработной платы, длительные простои,
конечно, не способствуют поддержанию
хорошего социально-психологического
климата, т.к. руководитель значительно
больше времени вынужден уделять
не человеческому общению и
Примером социально-
Владелец малого бизнеса
может сохранить своих
Глухие или слабослышащие
работники будут рады использованию
такого оборудования, как мигающие
лампочки, наушники или усилители. Для
работников, которые ходят с трудом
или прикованы к креслам-
Заключение.
Исходя из проведённых
мною исследований данной темы, я пришла
к следующим теоретическим
Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для её построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.
Различают три метода управления персоналом:
Административный метод
(организационно-
Экономический метод;
Социально-психологический метод.
Административные методы
базируются на власти, дисциплине и
взысканиях и известны в истории
как «метод кнута». Экономические
методы основываются на правильном использовании
экономических законов
В реальной жизни на практике не применяется только какой-либо один из метод управления персоналом. Руководители предприятия при работе с персоналом “смешивают” все три метода, для того чтобы добиться оптимальной отдачи от своих подчинённых и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности.