Методы управления песоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:56, реферат

Описание работы

Менеджмент - это эффективное управление хозяйством включая межличностные отношения, управление производством, предприятием с целью получения прибыли, путём рационального использования ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………….…………………...3
1. Характеристика методов управления……………………………….4
1.1. Административные методы управления персоналом……………6
1.2. Экономические методы управления персоналом…………….....12
1.3. Социально-психологические методы управления персоналом......19
1.3.1. Социологические методы управления………………………..19
1.3.2. Психологические методы управления………………………..24
Заключение…………………………………………………………...29
Приложения ………………………………………………………….30
Список использованной литературы ……………………….............34

Работа содержит 1 файл

Методы управления персоналом.docx

— 39.34 Кб (Скачать)

Таким образом, партнерство  составляет один из ключевых компонентов  корпоративной культуры предприятия  и социологических методов в  работе с персоналом.

Соревнование является специфической формой общественных отношений и характери-зуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Исто-рия соревновательности идет из глубины веков. Оно являлось формой выживания лучших представителей рода - сильных, умных, мужественных, здоровых, и в итоге стало движу-щей силой развития общества. Результаты соревнования - новые открытия, изобретения, произведения искусства, рекорды в спорте, достижения в производстве.

Общение -- это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет место в простых формах взаимо-отношений руководителя с подчиненным, сотрудников между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т.д. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной ин-формации.

Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сто-рон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Раз-личают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внут-ренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфлик-ты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по раз-личным проблемам и др.

Сигналами конфликта являются социальный кризис, напряжение в группе, недоразуме-ния из-за поступков, отклонений от норм, психологические и этические  инциденты на ра-боте и в быту, дискомфорт или интуитивное ощущение неловкости в компании или на работе

Итак, знание социологических  методов управления позволяет руководителю коллектива объ-ективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологичес-кий климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого  целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические  исследования в коллективе; особенно полезно знать мне-ние членов коллектива о руководителе.

1.3.2. Психологические  методы управления.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. на-правлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как  правило, строго персо-нифицированы и  индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внут-реннему  миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предпри-ятия. Классификация  элементов, регулируемых с помощью  психологических методов, по-казана на рис. 4. Дадим их характеристику.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устра-нения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психоло-гическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективно-сти, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

Целесообразно, чтобы психологическое  планирование и регулирование выполняла  профес-сиональная психологическая  служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива. Психология является экспериментальной наукой, изучающей отношения психиче-ских процессов в жизни человека. В центре внимания психоанализа психические процессы и мотивации влечений человека, прежде всего душевных и сексуальных. Психология труда изучает психологические аспекты профессионального отбора, профориентации, профес-сионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, от-ношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Психотерапия изучает способы психического воздействия словом, поступками, обста-новкой на человека с определенными расстройствами психики с целью лечения. Такие способы, как самовнушение (аутогенная тренировка), внушение (гипноз), медитация по-степенно входят в практику управления.

Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направ-ленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности.

Темперамент является очень важной психологической характеристикой личности для определения назначения и места каждого работника в коллективе, распределения управ-ленческих задач и психологических приемов работы с конкретным человеком. Известны четыре основных темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и мелан-холический.

Черты характера определяют направленность мира человека, уровень потребности в общении. По преобладанию тех или иных черт характера людей разделяют на экстравертов и интровертов. Экстраверт - чрезвычайно общителен, откликается на все новое, прерыва-ет вид деятельности, иногда не закончив работу, если возникает новый собеседник, стимул.

Интроверт - замкнут, в поведении исходит только из внутренних соображений, по-этому иногда окружающим его действия кажутся вычурными и чудаковатыми. Хорошо развита интуиция, очень точно просчитывает ситуацию, его решения часто перспективны и оправдываются в будущем.

Направленность личности является важной психологической характеристикой человека и рассматривается с точки зрения потребностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений.

Интеллектуальные способности характеризуют возможности понимания, мышления, сознания человека и важны для профессиональной ориентации, оценки людей, планирова-ния карьеры и организации движения по служебной лестнице.

Методы познания представляют собой инструменты, с помощью которых человек изу-чает действительность, обрабатывает информацию и готовит проекты решений. Наиболее известными методами познания являются анализ и синтез, индукция и дедукция.

Психологические образы позволяют проводить обучение персонала на основе типовых образцов поведения исторических личностей, крупных руководителей и новаторов произ-водства.

Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психо-логических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные за-коном приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, "взрыв", метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет.

Итак, социально-психологические  методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается  в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов  из перечисленных выше.

Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная выплата  заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию  хорошего социально-психологического климата, т.к. руководитель значительно  больше времени вынужден уделять  не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно  производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям.

Примером социально-психологических  методов управления может служить  удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников, следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться  их стимулировать для лучшего  выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

Владелец малого бизнеса  может сохранить своих работников и сделать их довольными, например, создав благоприятную рабочую обстановку. Следует продумать, достаточны ли отопление, вентиляция, освещение? Работники будут недовольны, если они должны работать в жарком, душном помещении. Также необходимо подумать о планировке помещения: имеет ли каждый работник своё собственное рабочее место, является ли оборудование офиса современным и лёгким в эксплуатации, могут ли работники удобно сидеть за своими столами на стульях, которые не будут вызывать болей в спине и т.д. Особенно надо подумать о рабочей обстановке, если на предприятии работают инвалиды. Для слепых и слабовидящих работников необходимо, чтобы коридоры и проходы не имели препятствий. Для работников с ослабленным зрением письменные документы должны быть увеличе-ны с помощью ксерокса, любые знаки и объявления написаны ясно и четко.

Глухие или слабослышащие  работники будут рады использованию  такого оборудования, как мигающие лампочки, наушники или усилители. Для  работников, которые ходят с трудом или прикованы к креслам-каталкам, нужно предусмотреть пандусы  с перилами на определенной высоте, широкие дверные проемы; чистые нескользкие  полы; обозначения, инструкции, палки, выключатели и ручки на удобной  высоте, а также приспособленные  туалеты и ванные комнаты. Этот список ни в коем случае не является исчер-пывающим. Наилучший способ решить, как удов-летворить  потребности инвалида, -- это поставить  себя на его место. Например, почему бы не про-вести рабочий день в  кресле-каталке, чтобы обеспе-чить хорошую  рабочую обстановку для инвалида.

Заключение.

Исходя из проведённых  мною исследований данной темы, я пришла к следующим теоретическим выводам:

Обобщение опыта отечественных  и зарубежных предприятий позволяет  сформулировать главную цель системы  управления персоналом: обеспечение  кадрами, организация их эффективного использования, профессионального  и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для её построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

Различают три метода управления персоналом:

Административный метод (организационно-распорядительный);

Экономический метод;

Социально-психологический  метод.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и  взысканиях и известны в истории  как «метод кнута». Экономические  методы основываются на правильном использовании  экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально-психологические  методы базируются на способах мотивации  и морального воздействия на людей  и известны как «метод убеждения».

В реальной жизни на практике не применяется только какой-либо один из метод управления персоналом. Руководители предприятия при работе с персоналом “смешивают” все три метода, для того чтобы добиться оптимальной  отдачи от своих подчинённых и, тем  самым, добиться успехов в своей  деятельности.


Информация о работе Методы управления песоналом