Методы управления песоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:56, реферат

Описание работы

Менеджмент - это эффективное управление хозяйством включая межличностные отношения, управление производством, предприятием с целью получения прибыли, путём рационального использования ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………….…………………...3
1. Характеристика методов управления……………………………….4
1.1. Административные методы управления персоналом……………6
1.2. Экономические методы управления персоналом…………….....12
1.3. Социально-психологические методы управления персоналом......19
1.3.1. Социологические методы управления………………………..19
1.3.2. Психологические методы управления………………………..24
Заключение…………………………………………………………...29
Приложения ………………………………………………………….30
Список использованной литературы ……………………….............34

Работа содержит 1 файл

Методы управления персоналом.docx

— 39.34 Кб (Скачать)

Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане  экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается  в увязке перечисленных выше категорий  и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозяйственный расчёт основан на самостоятельности, когда предприятия являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счёт собственной прибыли.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность  и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды  времени. Премия напрямую связывает  результаты труда каждого подразделения  и работника с главным экономическим  критерием предприятия - прибылью.

Руководитель предприятия  может с помощью перечисленных  выше пяти компонентов оплаты труда  регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные  системы оплаты труда - сдельную или  повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня. Если руководитель чрезмерно  жаден или расточительно щедр в оплате труда, то его перспективы  не безоблачны, т.к. в первом случае работники «разбегутся», а во втором доживут до разорения предприятия.

Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации.

Рынок труда является неотъемлемой частью рыночной экономики и представляет собой совокупность экономических  отношений, складывающихся в сфере  обмена. Он является составной частью механизма формирования и изменения  пропорций общественного воспроизводства, предопределят распределение рабочей  силы пропорционально структуре  общественных потребностей и уровню материального производства, обеспечивает поддержание равновесия между спросом  на труд и предложением рабочей силы, формирует резервы в сфере  обращения и позволяет увязать  экономические интересы субъектов  трудовых отношений.

Одной из составляющих на рынке  труда, наряду со спросом и предложением, является цена на рабочую силу. Оплачивая  рабочую силу как дорогой товар, собственник стремиться наиболее эффективно её использовать. И здесь на первый план выступают экономические факторы, которые заставляют руководителей  и организаторов производства уделять  первостепенное внимание устранению простоев, потерь рабочего времени, обеспечению  соответствующего уровня производства, труда и управления. Эффективное  использование рабочей силы требует, чтобы этот дорогой товар находился  в работоспособном состоянии. Следовательно, необходимо заниматься условиями труда  и быта работников, постоянно развивать  их способность к труду путём  непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров, повышения  их квалификации. Всё это увеличивает  цену на рабочую силу.

В настоящее время из-за низкой цены на рабочую силу нельзя говорить об оздоровлении условий труда, социальном прогрессе и ускорении  научно-технического прогресса. Поэтому  влияние рынка труда на повышение  эффективности производства имеет  первостепенное значение.

Важное значение имеют  стоимость рабочей силы и уровень  жизни. Стоимость рабочей силы является денежным мерилом оплаты труда и  в рыночных условиях определяется путём  спроса и предложения. Однако стоимость  рабочей силы не может быть ниже прожиточного минимума, умноженного  на число членов семьи работника; в противном случае происходит деградация трудящихся. Поэтому руководитель предприятия  должен заботиться о неуклонном росте  уровня жизни своих работников - главном факторе роста материальных и духовных потребностей.

Рыночное ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции. Стоимость товара отображает общественно необходимые затраты труда на производство и определяется отношением валовой стоимости товаров, произведенных в государстве за год, к количеству товаров.

Доход характеризует вновь  созданную стоимость, т.е. денежный эквивалент живого труда, и включает заработную плату, налоги на заработную плату, большую часть накладных  расходов и прибыль. Прибыль - главный  итог эффективной деятельности предприятия, источник дальнейшего самофинансирования и роста жизненного уровня работников. Именно прибыль должна быть предметом  постоянного внимания руководителя.

Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путём их предъявления к оплате или продажи. Ценные бумаги - неотъемлемая часть развитого фондового рынка. Руководитель предприятия может использовать механизм ценных бумаг для достижения экономических интересов, роста благосостояния сотрудников и формирования корпоративных отношений.

Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения казны го-сударства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже в условиях фискальной системы на-логообложения.

Формы собственности - важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия. Так, при государственной и муниципальной собст-венности единым хозяином имущества предприятия выступает государственный орган, а все работники, включая директора, относятся к наемному персоналу. Предположительно, на этих предприятиях работники наиболее отдалены от собственности и никогда не будут чувствовать себя хозяевами. Поэтому необходима система слежения со стороны контроль-ных органов как за имуществом, так и за продукцией. Реальные злоупотребления (взятки) возникают при сдаче в аренду государственного имущества коммерческим структурам.

Фазы общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных отноше-ний между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления това-ров. В схеме простого воспроизводства Т -- Д -- Т произведенный товар в сфере ма-териального производства обменивается на деньги, на которые закупаются сырье и ма-териалы, орудия и средства труда, рабочая сила для производства нового товара.

Распределение выступает  в качестве фазы общественного производства, когда средства производства и рабочая  сила направляются в конкретные отрасли  экономики, а определен-ная часть  национального дохода распределяется между социальными группами общества и нематериальными сферами экономики (национальная оборона, образование, наука, здра-воохранение, социальное обеспечение  и т.п.). Распределение в свою очередь  активно воз-действует на производство и обмен, ускоряя или замедляя процессы внутри данных фаз воспроизводства.

Потребление направлено на использование общественного продукта в процессе удовле-творения материальных и духовных потребностей и является заключительной фазой вос-производства. Потребление бывает материальное и  нематериальное, коллективное и инди-видуальное. Потребление общественного продукта в рыночной экономике осуществляется пропорционально затраченному капиталу, а внутри предприятия -- по труду. В  потреби-тельском обществе главным  является личное потребление граждан. Потребление активно воздействует на все фазы воспроизводства, особенно на производство и обмен товаров.

Итак, экономические методы выступают в качестве различных  способов воздействия руко-водителей  на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использова-нии  экономических методов конечный результат проявляется в хорошем  качестве продук-ции и высокой  прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических за-конов, их игнорировании или пренебрежении  ими можно ожидать низких или  негативных результатов.

1.3.Социально-психологические  методы.

Социально-психологические  методы - это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две ос-новные группы: социологические  методы, которые направлены на группы людей и ихвзаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические мето-ды, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует  не в изолированном мире, а в  группе разных по психологии лю-дей.

Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокуп-ности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психо-логических методов.

1.3.1. Социологические  методы управления.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволя-ют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспе-чить их поддержку, связать мотивацию  людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные  коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Класси-фикация элементов, регулируемых с помощью социологических  методов, показана на рис. 3. Рассмотрим их более подробно.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результа-тов. Например: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников, сокращение производственного травматизма, увеличение жилой площади на 1 работника и др. В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих круп-ных западных и японских компаний, которые успешно используют передовой опыт совет-ского периода.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирова-ние позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с по-мощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы, затем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой инфор-мации. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимо-связей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица пред-почтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лиде-ров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуа-циях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным ме-тодом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии лично-сти. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необ-ходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отра-жающие проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы получили обыденное выражение в виде на-родной мудрости и идейное обоснование в религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения и др.

В настоящее время лучшие западные компании ("Sоnу", "Nissan", "Ford”, “IВМ”, "Mitsubishi") формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи.

Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется об-щение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотноше-ниях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого. Различают такие формы партнерства: де-ловое, дружеское, по увлечениям (хобби), семейное - между родственниками, сексуаль-ные - интимные взаимоотношения людей. В партнерстве отношения строятся на основе взаимоприемлемых психологических способов убеждения: подражании, просьбах, советах, похвалах. Когда на работе деловые отношения поддерживаются в форме дружеского парт-нерства и общих увлечений, это всегда способствует созданию хорошего психологическо-го климата в коллективе.

Информация о работе Методы управления песоналом