Черты
характера определяют направленность
мира человека, уровень потребности
в общении.
- Направленность личности: 1) потребности;
2) интересы; 3) мотивы; 4) убеждения; 5) мировоззрение.
Направленность
личности – важная психологическая
характеристика человека и рассматривается
с точки зрения потребностей,
интересов, мотивов, убеждений
и мировоззрений.
- Интеллектуальные способности: 1) уровень
интеллекта; 2) мышление; 3) сознание; 4) память;
5) логистика; 6) творчество.
Интеллектуальные
способности характеризуют возможности
понимания, мышления, сознания человека
и важны для профессиональной
ориентации, оценки людей, планирования
карьеры и организации движения
по служебной лестнице.
- Методы познания: 1) анализ; 2) синтез; 3)
индукция; 4) дедукция; 5) ощущения; 6) восприятие.
Методы
познания – инструменты, с
помощью которых человек изучает
действительность, обрабатывает информацию
и готовит проекты решений.
- Психологические образы: 1) исторические;
2) художественные; 3) графические; 4) визуальные;
5) знаковые.
Психологические
образы позволяют проводить обучение
персонала на основе типовых
образцов поведения исторических
личностей, крупных руководителей
и новаторов производства.
- Способы психологического воздействия:
1) внушение; 2) убеждение; 3) подражание;
4) просьба; 5) похвала; 6) совет; 70 принуждение;
8) осуждение; 9) требование; 10) запрещение;
11) «плацебо»; 12) порицание; 13) комплимент;
14) метод Сократа; 15) намёк; 16) обманутое
ожидание; 17) «взрыв».
Способы
психологического воздействия относят
к числу важнейших элементов
психологических методов управления.
Они концентрируют все необходимые
и разрешённые законом приёмы
воздействия на людей для координации
в процессе совместной трудовой
деятельности.
- Поведение: 1) «ангельское»; 2) высокоморальное;
3) нормальное; 4) аморальное; 5) «дьявольское».
Поведение
– совокупность взаимосвязанных
реакций, осуществляемых человеком
для приспособления к внешней
среде.
- Чувства и эмоции: 1) нравственные; 2) эстетические;
3) патриотические; 4) интеллектуальные;
5) умиротворение; 6) причастность; 7) переживания;
8) угрозы; 9) ужасы.
Чувства
– особый вид эмоциональных
переживаний, носящих отчётливо
выраженный предметный характер
и отличающихся сравнительной
устойчивостью. Чувства связаны
с представлением о конкретном
или обобщенном объекте. Они
отражают нравственные переживания
человеком его реальных отношений
с окружающей средой в виде
эмоций.
Эмоции
– конкретные переживания тех
или иных событий в жизни
человека. Зависящие от его склонностей,
привычек и психологического состояния.
- Стрессы: 1) внешняя среда; 2) обстоятельства;
3) болезни; 4) перегрузки; 5) расслабление.
Стрессы
– это то давление в мире,
которое приводит к состоянию
эмоционального дискомфорта.
Таблица 3.
Позитивное
и негативное воздействие социально-психологических
методов. [1, 515]
Позитивный
метод воздействия |
Негативный
метод воздействия |
- Формирование морального кодекса (правил) взаимоотношений сотрудников.
- Разработка философии предприятия, регламентирующей внутрифирменные правила взаимоотношений.
- Чёткое следование философии предприятия на всех уровнях управления и во всех подразделениях.
- Обеспечения соответствия государственной и внутрифирменной кадровой политики.
- Развитие корпоративной культуры и партнерских взаимоотношений сотрудников.
- Реализация принципов патернализма: сотрудники фирмы образуют одну большую семью.
|
Применение размытого морального кодекса, основанного на двойной морали.
- Отсутствие философии предприятия, ориентация только на формальные взаимоотношения сотрудников.
- Нарушение общественных и внутрифирменных норм в угоду личным интересам лидеров и руководителей.
- Доминирование внутрифирменной кадровой политики над государственной, религиозными нормами поведения и общественной моралью.
- Игнорирование корпоративной культуры и поддержка групповых интересов подразделений.
- Реализация принципов индивидуализма, личных интересов и поощрения только лучших членов коллектива.
|
- Эффективные социальные методы воздействия.
- Постоянное поведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей.
- Проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе, ориентация на демократический стиль руководства.
- Использование социальных экспериментов, предшествующих кардинальным изменениям в коллективе (перестройка структуры, оплаты труда, смене лидеров).
- Планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов.
- Поддержка соревновательности и инициативности сотрудников, накопленных традиций.
|
Неэффективные социальные методы воздействия.
- Игнорирование социологического анкетирования и поддержка неформальных методов сбора информации (слухи, сплетни и др.).
- Поддержка формальных правил взаимоотношений и создания барьеров в звене руководитель – подчинённый.
- Игнорирование социальных экспериментов, проведение радикальных изменений без подготовки и информирования коллектива.
- «Сбрасывание» проблем социального развития коллектива на городские власти и инфраструктуру сервиса.
- Ориентация на рыночную конкуренцию, игнорирование соревновательности и инициативности сотрудников.
|
- Рациональные психологические методы воздействия на персонал.
Формирование хорошего психологического
климата в коллективе на основе
чёткого соблюдения прав человека
и психологических методов исследования.
- Эффективное использование психологических методов мотивации: внушение, убеждени6, подражание, вовлечение, побуждение (теория “Y”).
- Проведение психологического тестирования сотрудников и организации индивидуальной работы с ними с учётом типа личности, темперамента.
- Организация психологической службы и психологических консультаций для сотрудников.
- Проведение психологических тренингов и семинаров для руководителей всех уровней управления.
|
Неэффективные психологические методы воздействия.
- Создание нервозности и психологического дискомфорта в коллективе, игнорирование прав человека и психологических методов.
- Неэффективное использование психологических методов мотивации и ориентация на командование, принуждение и наказание (теория “X”).
- Отсутствие или эпизодическое тестирование сотрудников и работа с ними без учёта свойств личности («рабочая лошадь»).
- Увольнение социальных психологов или игнорирование их роли в коллективе.
- Игнорирование психологических тренингов или проведение их только для высшего руководства.
|
Социально-психологические
методы – наиболее тонкий инструмент
воздействия на социальные группы
людей и личность человека. Искусство
управления людьми заключается
в дозировании и дифференцированном
применении тех или иных приёмов
из перечисленных выше.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Административный
метод……………………………………………………….…5
2. Экономический
метод………………………………………………………………9
3. Социально-психологический метод………………………………………………..15
4. Список литературы………………………………………………………………….21
Список
литературы
- Егоршин, А. П. Управления персоналом : А. П. Егоршин .— 2-е изд.-Н.Новгород: НИМБ, 1999.— 624 с.
- Управление организацией : учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2002 .— 669 с..
- Управление персоналом организации : Государственный Университет Управления; под ред. А. Я. Кибанова .— Изд-3-е, доп. и перераб. — М. : ИНФРА-М, 2007 .— 638 с
Уфимский
государственный авиационный технический
университет
Реферат
на тему
«Методы
управления персоналом»
Выполнила:
ст.
Гр.ИДМ-412 Шагеева А.Р.
Проверила:
Сергеева Л А
Уфа- 2012