Методы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Методы управления – способы осуществления управленческих действий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют 3 метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей:

Административные, – базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Экономические, – основываются на правильном использовании экономических законов производства.
Социально-психологические – базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».

Содержание

Введение 3
Методы управления персоналом 3
Особенности и недостатки традиционных методов управления 3
Субъект и объект управления 4
Система методов управления персоналом 4
Административные методы управления персоналом 5
Классификация административных методов 5
Позитивные и негативные воздействия административных методов управления персоналом 7
Экономические методы управления персоналом 8
Классификация экономических методов управления персоналом 8
Позитивные и негативные воздействия экономических методов управления персоналом 11
Социально-психологические методы управления персоналом 12
Классификация социально-психологических методов управления персоналом 12
Психологические методы управления 15
Коммуникации 17
Переговоры 18
Позитивные и негативные воздействия социально-психологических методов управления персоналом 19
Заключение 20
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат уп.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Московский  региональный социально-экономический  институт 
 

                                                         Алисова Оксана Юрьевна

                                                  3бх-08/у 
 
 

Реферат 

Учебная дисциплина – «Управление персоналом» 

Методы  управления персоналом

Специальность: Бухгалтерский учет анализ и аудит 

                                 
 

                                                                        Руководитель – Орлова О.И 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Видное - 2010 
 
 

Содержание 

  1. Введение                                                                                                                      3
  2. Методы управления персоналом                                                                              3
    1. Особенности и недостатки традиционных методов управления                      3
    2. Субъект и объект управления                                                                              4
    3. Система методов управления персоналом                                                          4
    4. Административные методы управления персоналом                                        5
      1. Классификация административных методов                                                      5
      2. Позитивные и негативные воздействия административных методов        управления персоналом                                                                                        7
    5. Экономические методы управления персоналом                                               8
      1. Классификация экономических методов управления персоналом                  8           
      2. Позитивные и негативные воздействия экономических методов           управления персоналом                                                                                      11
    6. Социально-психологические методы управления персоналом                      12
      1. Классификация социально-психологических методов управления               персоналом                                                                                                           12
      2. Психологические методы управления                                                              15
      3. Коммуникации                                                                                                     17
      4. Переговоры                                                                                                          18
      5. Позитивные и негативные воздействия социально-психологических            методов управления персоналом                                                                       19
  3. Заключение                                                                                                                20
  4. Список литературы                                                                                                   21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

Введение   

                                                                                                                 

Осуществляемые  в России экономические реформы  существенно изменили статус предприятия. Рынок ставит предприятие в новые отношения с государственными организациями, с производственными и другими партнёрами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с эти меняются отношения между руководителями предприятий, руководителями и подчинёнными, между всеми работниками внутри предприятия. Меняется отношение к персоналу предприятий, т. к. социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу предприятий. 

   Новый подход к управлению  персоналом всё более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. В соответствии с ней все системы управления нацелены на более полное использование способностей работника в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия (организации, фирмы). Действительно, использование вещественного фактора производства зависит от уровня развития работника, совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду. Вот почему без психологических знаний о личности не обойтись. Теперь уже одной интуиции, личной заинтересованности недостаточно, т. к. менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Поэтому в ряде фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Суть этих изменений в том, что люди – персоны, личности – рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создать, беречь и умножать.

   Традиционные методы управления  персоналом, получившие распространение  в корпорациях развитых стран  в XX столетии имеют ряд общих характеристик:

  1. До сих пор не сложилось единства профессионального знания, общей профессиональной идеологии из-за разнообразия существующих подходов в управлении персоналом, из-за национальных и организационных различий.
  2. Кадровая работа традиционно находилась на периферии внимания руководителей корпораций. Специалисты по управлению персоналом выполняли функции советников при руководстве и не несли непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии организации. А финансовые и производственные соображения, как правило, всегда брали верх над предложениями кадровых работников, идущими в разрез с общей стратегией корпорации.
  3. У специалистов по управлению персоналом с самого начала возник ореол защитников интересов рядовых работников, что, по мнению их коллег-менеджеров, препятствовало достижению целей, стоящих перед организацией.
  4. Управление персоналом трактовалась как деятельность, которой не требуется специальной подготовки; в отличие от других управленческих специальностей в ней можно было довольствоваться соображениями здравого смысла. Существовало мнение, что любой опытный руководитель вполне мог справиться с функциями менеджера по персоналу.
  5. Отсутствие специализированной профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах начальства, линейных руководителей.

   В практике кадрового менеджмента  с 80-х гг. начинает доминировать  «архитектурная модель». Менеджер по персоналу играет ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии организации – менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации. Его миссия – обеспечить организационную и профессиональную когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав её высшего руководства и имеет подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами. Однако для отечественных кадровых служб, пока ещё только овладевающих технологиями кадрового менеджмента, различие между традиционными методами управления персоналом и методологией управления человеческими ресурсами в известной степени носит абстрактный характер.

   Управление – целенаправленное воздействие на систему и её элементы для сохранения структуры и состояния системы или перевода её в другое состояние в соответствии с целью функционирования и развития этой системы.

   Субъект управления  персоналом – группа специалистов, выполняющих функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к свои подчинённым.

   Объект управления – отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив.  Объект управления – организованная деятельность людей.  Это совместная деятельность людей, объединённых общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, деятельность людей, объединённых в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, организованными и корпоративными требованиями.

   Трудовой коллектив – некая система «Кадры», состоящая из элементов, находящихся во взаимосвязи. Она имеет свою внутреннюю структуру, поскольку работники различаются по выполняемым функциям, категориям, профессиям и по другим характеристикам: демографическим (пол, возраст), экономическим (стаж, подготовка, мотивация), социально-психологическим (дисциплина, способность к взаимодействию) и другим. Для системы характерно множество связей между элементами как по горизонтали (между работниками), так по вертикали (между структурными подразделениями, органами управления и т. п.).

   Механизм управления – система  органов управления, средств и  методов, направленных на удовлетворение  потребности предприятия в рабочей  силе требуемого качества, количества и к определённому времени. Цели управления достигаются путём реализации определённых принципов и методов.

   Методы управления – способы осуществления управленческих действий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют 3 метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей:

  1. Административные, – базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
  2. Экономические, – основываются на правильном использовании экономических законов производства.
  3. Социально-психологические – базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».

   Кроме того, в процессе конкретного  решения управленческих проблем  весьма полезно организовывать  эффективные коммуникации и анализ  конкретных ситуаций, которые позволяют учесть «чужие ошибки» и дают способы решения хозяйственных и кадровых задач.

Рисунок 1.

Система методов  управления персоналом на предприятии1

    Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал и базируется на власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга стремление человека трудиться в определённой организации и т. д.  Эти методы воздействия имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Способы административного воздействия:

  1. Организационные воздействия: 1) штатное расписание; 2) положение о подразделениях; 3) должностные инструкции; 4) организация рабочего места; 5) коллективный договор; 6) правила трудового распорядка; 7) организационная структура управления; 8) Устав предприятия.

   Эти документа (кроме устава) могут  оформляться в виде стандартов  предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия.

   На предприятии, где имеется  высокий уровень организационных  воздействий, доведённых до стандартов  предприятия и регламентов управления, высокая трудовая и исполнительная дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных действий. Те предприятия, которые не довели действия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства.

   С другой стороны, реализация  организационных воздействий в  значительной степени зависит  от менталитета работников, их  желания неукоснительно соблюдать инструкции и работать по правилам, утверждённым администрацией. Сотрудник европейского предприятия неукоснительно соблюдает установленные на предприятии правила как само собой разумеющееся, и любое их нарушение рассматривается как ЧП.

   Работник российского предприятия  рассматривает внутрифирменные  стандарты как заданное ограничение,  которое исходя из его личного интереса, можно нарушать, когда дремлет бдительного око начальства. Как следствие, – многочисленные случаи нарушения трудовой дисциплины, хищения материалов и готовой продукции, высокий процент брака и низкая исполнительная дисциплина. Это типичное проявление азиатского русского менталитета, где эти случаи не подлежат общественному порицанию. Поэтому использование организационного воздействия эффективно с параллельным применением социально-психологических методов и воспитанием корпоративной культуры.

  1. Распорядительные воздействия: 1) приказы; 2) распоряжения; 3) указания; 4) инструктирование; 5) наставления; 6) целевое планирование; 7) нормирование труда; 8) координация работ; 9) контроль исполнения.

   Распорядительные  воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. 

   Наиболее категоричная форма  распорядительного воздействия – приказ. Его невыполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из 5-ти частей: констатация ситуации (события), меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.

  1. Материальная ответственность и взыскания: 1) ответственность за задержку трудовой книжки; 2) добровольное возмещение ущерба предприятию; 3) удержания из заработной платы; 4) депремирование; 5) полная материальная ответственность; 6) коллективная материальная ответственность.
  2. Дисциплинарная ответственность и взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) понижение в должности; 5) увольнение.
  3. Административная ответственность: 1) предупреждения; 2) штрафы; 3) возмездное изъятие предметов; 4) административный арест; 5) исправительные работы.

Информация о работе Методы управления персоналом