Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:01, курсовая работа
Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.
Исследования
в области социологии расширяют
представления оперсонале, как социальной
системе, где индивиды исполняют свои
ролии вступают в определенные взаимоотношения.
Существенным являетсяизучение группового
поведения, актуальными становятсясоциологические
выводы и рекомендации в части групповой
динамики,процессов самореализации, коммуникаций,
статуса и власти.
Вопросы причинно-следственных
связей в групповой деятельностиперсонала
изучает социальная психология. Для оценкиэффективности
групповой деятельности исключительно
важным являетсяанализ изменений позиций
людей, форм коммуникаций, путейудовлетворения
индивидуальных потребностей через групповуюдеятельность.
Вклад антропологии
в психологию управления заключается
визучении функции культуры общества
как социальной памяти прошлого,лежащей
в основе различий фундаментальных ценностей,
взглядов инорм поведения людей, проявляющихся
в групповой деятельности.
Экономические
науки дают возможность формировать
цели истратегию персонала, обосновывать
методы экономическогостимулирования,
строить и реализовывать структуры вознаграждения.
Юридические науки
дают представления о системе
социальныхнорм и различных аспектах
правового регулирования трудовыхотношений.
В процедурах управления ключевую роль
играют регламенты— внутрифирменные
правила взаимодействия, регулирующие
на правовойоснове групповую и индивидуальную
деятельность.
Управление персоналом
базируется на информационной основевзаимодействия
индивидов и групп. Связать воедино все
процессыфункционирования персонала
позволяют информационные системы,основанные
на законах, методах, способах и технических
средствахинформатики.
Управление осуществляется
через взаимодействие людей и
руководителюв своей деятельности необходимо
учитывать законы динамикипсихологических
процессов, межличностных отношений, групповогоповедения.
Закон неопределенности отклика (закон зависимостивосприятия людьми внешних воздействий от различия ихпсихологических структур) устанавливает, что разные люди и дажеодин человек в разное время
могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Этоприводит к непониманию потребностей, ожиданий, особенностейвосприятия индивида в той или иной конкретной деловой ситуации. Какрезультат
используются модели взаимодействия, неадекватные ни особенностямпсихологических структур вообще, ни психологическомусостоянию
каждого из партнеров
по взаимодействию в конкретный момент
вчастности.
Закон неадекватности отображения человека человекомзаключается в том, что ни один человек не может постичь другогочеловека с такой степенью достоверности, которая была быдостаточной для принятия серьезных решений относительно данногочеловека. Этот закон учитывает непрерывную изменчивость природы исущности человека в соответствии с законом возрастнойасинхронности. Любой, даже взрослый человек определенногокалендарного возраста в разные
моменты жизни
может находиться на разных уровнях
физиологического,
Закон неадекватности
самооценки учитывает, что психикачеловека
представляет собой органичное единство
двух составляющих:осознанного (логическо-мыслительного)
и неосознанного(эмоционально-
Закон расщепления смысла управленческой информации учитываетобъективную тенденцию к изменению смысла директивной и иной
информации в
процесс ее движения по иерархической
лестницеуправления. Это объясняется
как иносказательными возможностямииспользуемого
«канцелярского» языка информации, что
ведет квозникновению различий в ее толковании,
так и различиями вобразовании, интеллектуальном
развитии, психическом состоянииучастников
передачи и анализа информации. Изменения
смыслаинформации прямо пропорционально
протяженности (числу участников)информационного
канала.
Закон самосохранения
утверждает, что ведущим мотивомсоциального
поведения личности в управленческой
деятельностиявляется сохранение её личного
социального статуса, ее личнойсостоятельности,
чувства собственного достоинства.
Закон компенсации
гласит, что при высоком уровне
стимуляциик труду и высоких требованиях
организационного окружения к человекунехватка
каких-либо способностей для успешной
конкретнойдеятельности возмещается
другими способностями или навыками. Такойкомпенсаторный
механизм зачастую срабатывает бессознательно,человек
приобретает свой личный опыт в ходе проб
и ошибок. Однакоследует иметь в виду,
что при достаточно высоком уровне сложностиуправленческой
деятельности этот закон практически
не применим.
Известен ряд
других закономерностей (например, закон
Паркинсона,принципы Питера, законы Мерфи
и другие), расширяющих и дополняющихизложенные
законы.
Признавая тот
факт, что основные положения современной
психологииуправления были обоснованы
западными школами психологии, необходимоотметить
вклад отечественной науки в эту важнейшую
сферучеловеческих отношений. Так, например,
отечественной психологиипринадлежат
четыре главные теории личности:
теория отношений — А.Ф. Лазурский (1874-1917),В.Н. Мясищев (1892-1973),
теория деятельности — Л.С. Выготский (1896-1934),А.Н. Леонтьев (1903-1979),
теория общения — Б.Ф. Ломов (1927-1989), А.А. Бодалев,К.А. Абульханова-Славская,
теория установки
— Д.Н. Узнадзе (1886-1950),А.С. Прангишвили.
Общепризнанными
являются теория научения или поведенческая
школаИ.П. Павлова и разработки ряда других
советских и российскихученых.
Практическая
психология управления располагает
широким спектромметодов исследования,
в том числе, такими как:
обсервационные (наблюдения и самонаблюдения),
эксперимент (лабораторный, естественный и формирующий),
праксимические (анализ процесса и результатов трудовойдеятельности, хронометрия, циклография трудовых действий,профессиография),
биографический (анализ событий, фактов, дат жизненного пути),
психодиагностика
(беседы, тесты, опросники, интервью,социометрия,
экспертные оценки).
Психодиагностика
— это область психологии, разрабатывающаяметоды
выявления индивидуальных особенностей
и перспектив развитияличности, — наука
и практика постановки психологического
диагноза сцелью решения психологических
проблем.
Социологические
методы позволяют оценить место
и назначениесотрудников в коллективе,
выявить неформальных лидеров и обеспечитьим
поддержку, использовать мотивацию персонала
для достиженияконечного результата труда,
обеспечить эффективные коммуникации
ипредупреждение межличностных конфликтов
в коллективе. К числусоциологических
методов управления относят: социальноепланирование,
социологические исследования, оценку
личностныхкачеств, мораль, партнерство,
соревнование, управление конфликтнымиситуациями.
Социальное планирование
позволяет сформировать социальныецели
и критерии, разработать социальные нормативы
(уровень жизни,оплата труда, условия труда
и т.п.) и плановые показатели,способствует
достижению конечных социальных результатов:
увеличениепродолжительности жизни, снижение
уровня заболеваемости, ростуровня образования
и квалификации сотрудников, сокращениепроизводственного
травматизма и т.п. Планы социального развитияколлектива
ранее широко использовались в деятельности
любыхпредприятий СССР, в настоящее время
актуальны для крупныхзарубежных компаний
и заслуживают возрождения в послекризисной
российской практике.
Социологические
исследования служат инструментом в
работе сперсоналом и обеспечивают специалистов
по управлению персоналомнеобходимыми
данными, позволяющими принимать обоснованные
решенияпри подборе, оценке, расстановке,
адаптации и обучении персонала.Современные
методы социологических исследований
весьма разнообразныи могут включать
в себя: анкетирование, интервьюирование,
Личностные качества
определяют внутренний мир сотрудника,который
достаточно стабильно отражается в процессе
трудовойдеятельности и является неотъемлемой
частью социологии личности.Эти качества
принято делить на деловые (организационные),
которыеопределяют результативность
решения конкретных задач и выполненияролевых
функций, и моральные (нравственные), отражающие
личныеморальные качества сотрудника.
Мораль является
особой формой общественного сознания,
Партнерство имеет
важное значение для обеспеченияразнообразных
форм взаимоотношений в коллективе. В
отличие отформальных связей соподчиненности,
которые определяютвзаимозависимость
сотрудников, в партнерстве все выступаютравноправными
членами группы. Различают следующие формыпартнерства:
деловые, дружеские, по увлечениями и т.п.
Партнерскиеотношения строятся на основе
взаимоприемлемых вопросов убеждения,подражания,
просьб, советов, похвал. Деловые отношения,
строящиесяв форме дружеского партнерства
и общих увлечений, всегдаспособствуют
созданию хорошего социально - психологического
климатав коллективе.
Соревнование
проявляется в стремлении людей
к успеху,первенству, достижениям и
самоутверждению. Принципы соревнованиянашли
отражение в современных теориях «Y» и
«Z» мотивацииперсонала.
Психология управления
изучает поведение человека в
процессеобщественного производства.
Психологические методыуправления играют
важную роль в работе с персоналом, направлены
наконкретную личность и, как правило,
индивидуальны. Главнойособенностью этих
методов является то, что они направлены
навнутренний мир человека, его личность,
интеллект, чувства, образы,поведение
и позволяют сосредоточить внутренний
потенциал сотрудникана решении конкретных
производственных задач.
Психологическое
планирование является новым направлением
вработе с персоналом по формированию
эффективного психологическогосостояния
коллектива. Оно включает в себя: постановку
целейразвития и разработку критериев
эффективности производственнойдеятельности,
обоснование психологических нормативов,
созданиеметодов планирования социально-психологического
климата идостижения конечных результатов.
Результатами психологическогопланирования
являются:
формирование подразделений (групп) с учетом психологическойсовместимости сотрудников;
создание комфортного социально-психологического климата вколлективе;
формирование личной мотивации сотрудников исходя из философииорганизации;
минимизация межличностных конфликтов;
разработка моделей профессионального продвижения сотрудниковна основе психологической ориентации;
рост интеллектуальных способностей и уровня квалификацииперсонала;
формирование
организационной культуры на основе
нормповедения и образов «эффективных»
сотрудников.
Способы психологического
воздействия являются важнейшимисоставляющими
психологических методов управления.
Они обобщаютнеобходимые и разрешенные
законодательно приемы психологическоговоздействия
на персонал для координации действий
сотрудников впроцессе совместной производственной
деятельности. К числуразрешенных способов
психологического воздействия относятся:внушение,
убеждение, подражание, вовлечение, побуждение,принуждение,
осуждение, требование, запрещение, порицание,командование,
обман ожиданий, намек, комплимент, похвала,
просьба,совет и т.д.
Внушение представляет
собой целенаправленное психологическоевоздействие
на личность подчиненного со стороны руководителя
припомощи обращения к групповым ожиданиям
и мотивам побуждения ктруду.
Убеждение основано
на аргументированном и логическомвоздействии
на психику сотрудника для достижения
поставленныхцелей, снятия психологических
барьеров, устранения конфликтов вколлективе.