Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:44, доклад
Методы принятия решений могут быть различными:
♦ метод, основанный на интуиции управляющего, основанного на ранее накопленном опыте и сумме знаний в конкретной области деятельности;
♦ метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда менеджер обосновывает их последовательными доказательствами, основанными на ранее накопленном опыте;
♦ метод, основанный на научно-практическом подходе,
Методы принятия
управленческих решений
Методы принятия
решений могут быть различными:
♦
метод, основанный на интуиции управляющего,
основанного на ранее накопленном опыте
и сумме знаний в конкретной области деятельности;
♦
метод, основанный на понятии «здравого
смысла», когда менеджер обосновывает
их последовательными доказательствами,
основанными на ранее накопленном опыте;
♦ метод, основанный на научно-практическом подходе,
предполагающий выбор оптимальных решений, с применением
современных технических
средств, на основе переработки больших
объемов информации, помогающих обосновывать
принимаемые решения.
Безусловно, наибольший
интерес представляют методы, основанные
на научно-практическом подходе. Совершенствование
инструментария научного исследования
имеет очень большое значение
и является основой успеха и эффективности
принимаемых управленческих решений.
Чем глубже человек проникает
в сущность изучаемых явлений, тем
более точные методы исследования ему
требуются и тем более
Приведем классификацию
научно-практических методов принятия
решений на группы и состав этих
групп.
Первый класс представляют
общенаучные методы, включая:
а)
системный анализ;
б) комплексный анализ;
в) дифференциацию и
интеграцию;
г) программно-целевое
планирование.
Второй класс представлен
традиционными способами
а) метод сравнения;
б) метод относительных
и средних величин;
в) графический метод;
г) метод группировки;
д) балансовый метод.
Третий класс составляют
способы принятия решений на основе
детерминированного факторного анализа,
включая:
а) метод цепных подстановок;
б) индексный метод;
в) метод абсолютных
разниц;
г) метод относительных
разниц;
д)
интегральный метод;
е) метод пропорционального
деления (долевого участия);
ж) метод дифференциального
исчисления;
з) метод взвешенных
конечных разностей;
и) метод простого
прибавления неразложимого
к) логарифмический
метод;
л) метод коэффициентов;
м) метод дробления
приращения факторов.
Четвертый класс
составляют способы принятия решений
на основе стохастического факторного
анализа. К ним относятся принятия
решений, основанные на методах:
а) корреляционного
анализа;
б) дисперсионного анализа;
в) компонентного
анализа;
г) современного многомерного
факторного регрессионного анализа.
Пятый класс составляют
способы принятия решений на основе
оптимизации показателей
а)
методы линейного программирования;
б)
методы динамического
в)
методы теории массового обслуживания;
г) методы теории игр;
д)
методы теории исследования операций;
е)
методы управления запасами ресурсов;
ж)
методы распознавания образов.
Шестой класс составляют
способы, базирующиеся на основе анализа
схем стратегического развития. К
этим способам относятся:
а) метод GAP-анализа («продукт—рынок»);
б)
метод матрицы BCG (Бостонской консультативной
группы);
в)
модель Томпсона и Стрикланда;
г) портфельная матричная
модель Мак-Кинси DPM;
д) модель «7S»;
е) модель комплексного
делового анализа PIMS;
ж) модель ситуационного
SWOT-анализа.
Седьмой класс составляют
способы, связанные с управлением
персоналом, включая:
а)
континуум лидерского поведения
Танненбаума—Шмидта;
б)
ситуационная модель Фидлера;
в)
модель зрелости исполнителей Херсея
и Бланшарда;
г) модель «путь—цель»
Торенса, Митчелла и Хауса;
д)
ситуационная модель Стинсона—Джонсона;
е)
модель принятия решений Врума—Йеттона—Яго.
Восьмой класс составляют
методы, основанные на инструментах управления
качеством. К этим методам относятся:
семь основных «инструментов» (seven basic
tools) и семь новых «инструментов»
(seven new tools) повышения качества.
Семь основных инструментов
качества включают:
♦
стратификацию;
♦
контрольный листок;
♦
гистограмму;
♦
диаграмму Парето;
♦
диаграмму Исикавы;
♦
диаграмму рассеяния;
♦
контрольные карты.
Семь новых инструментов
повышения качества составляют:
♦
аффинная диаграмма;
♦
интерреляционная диаграмма;
♦
диаграмма древа;
♦
матричная диаграмма;
♦
лист матрицы;
♦
сетевой план;
♦
древо ошибок.
Девятый класс составляют
методы теории квалиметрии. Эти методы
традиционно содержат такие этапы,
каждый из которых характеризуются
множеством методов.
Так, этап определения
вида зависимости между абсолютным
значением отдельного параметра
системы (в качестве которой может
выступать организация, продукция
и т.д.) и его относительной
оценкой (что составляет частную
оценку эффективности) используют линейные
зависимости, нелинейные зависимости
(Э. Россе, А. Томашевского, Харрингтона,
Вебера-фехнера, оптимизационные) и
зависимости, выраженные в неявном
виде.
На этапе определение
способа нахождения весомостей частных
оценок эффективности для формирования
показателя интегральной оценки эффективности
используют методы (методы организации
опроса экспертов): метод предпочтения,
метод ранга, первый и второй методы
попарного сопоставления, метод
полного попарного
На этапе выбора
метода сведения воедино частных
оценок эффективности в показатель
интегральной оценки эффективности
используют следующие типовые методы:
взвешенной среднеарифметической оценки,
взвешенной среднегеометрической оценки,
взвешенной среднегармонической оценки.
Десятый класс составляют
методы комплексного экономического анализа
хозяйственной деятельности (АХД) организации.
Этот класс методов составляют:
а)
методы выявления и подсчета резервов
при АХД;
б)
методы функционально-стоимостного анализа;
в)
методы маржинального анализа;
г) методы анализа
формирования и размещения капитала;
д)
методы анализа эффективности и
интенсивности использования
е)
методы анализа эффективности
ж) методы анализа
использования материальных ресурсов
предприятия;
з)
методы анализа использования трудовых
ресурсов предприятия;
и) методы анализа
маркетинговой деятельности предприятия;
к) методы анализа производства и реализации продукции; л) методы анализа себестоимости продукции;<SPAN style="FONT-SIZE: 14pt; LINE-HE
2.1 Управленческое
решение
Рассуждая кто такой
менеджер, обязательно стоит уделить
внимание такому понятию как управленческое
решение, потому как оно есть одно
из главных «орудий» управленца. Управленческое
решение – это выбор варианта,
альтернативы; план, проект будущего действия,
закрепленный приказом, распоряжением,
указанием; логико-мыслительный, эмоционально-психологический,
организационный процесс, осуществляемый
единолично или коллективно в
пределах предоставленных полномочий;
продукт труда менеджера. Оно
влияет на имидж, авторитет руководителя,
межличностные отношения, морально-психологический
климат, статус коллектива, результат
деятельности. Как видно, достижение
конечной цели во многом зависит от
управленческого решения, поэтому
оно должно соответствовать таким
требованиям как:
1. научная обоснованность,
объективность;
2. однозначность,
не допускающая разночтений;
3. согласованность
с ранее принятыми решениями;
4. правомочность
(принятие решения личностями, имеющие
соответствующие полномочия);
5. полнота решения;
6. своевременность
(как в принятии, так и в отмене);
7. динамичность
решения;
8. рациональность,
экономичность, эффективность.
Возникает вопрос –
что же надо делать для принятия
правильного управленческого
1. постановка
проблемы – в основе любого
решения находится проблема, требующая
своего разрешения. Задача менеджера
заключается в формулировке
2. выявление ограничений
и альтернатив – причиной
3. принятие решений
– на этой стадии
4. реализация
решений – определяется
5. контроль за
исполнением решений –
Методы принятия
управленческого решения.
· Неформальные (эвристические)
– основаны на аналитических способностях
лиц, принимающих решения, представляет
совокупность логических приемов и
методики выбора оптимального решения
путем теоретического сравнения
вариантов с учетом опыта и
интуиции. Достоинства этого метода
состоят в оперативности и
простоте. А недостаток в отсутствии
гарантии от выбора ошибочных, не эффективных
решений.
· Коллективные –
определяется круг лиц, участников данной
процедуры по таким критериям
как компетентность, способность
решать творческие задачи, коммуникабельность,
конструктивность мышления. Виды коллективных
методов: