Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:40, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрены методы получения количественных экспертных оценок. Такие как метод средней точки, когда формулируются два альтернативных варианта решения, один из которых менее предпочтителен. После этого эксперту необходимо подобрать третий альтернативный вариант, оценка которого расположена между значений первой и второй альтернативы. А также метод Черчмена-Акофа, который используется при количественной оценке сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов и допускает корректировку оценок, даваемых экспертами.
Рис. 1.5. источники получения информации
Концептуальная схема классификации источников и способов получения информации представлена на рис. Из анализа этой схемы следует, что принципиально есть только три источника информации:
Практически чаще всего люди черпают информацию из собственного опыта знаний, а собственная интуиция помогает им заполнить пробелы в позитивном знании. В историческом отношении этот источник информации наиболее древний. Но бывает, что само ЛПР не имеет достаточных знаний или опыта по разрешению стоящей перед ним проблемы. В подобной ситуации ЛПР начинает искать наиболее подходящий источник получения недостающих данных, информации или знаний. Здесь перед ним оказываются две принципиальные возможности: поискать необходимые сведения в одном из «объективных источников», где зафиксирован исторический опыт человечества, или обратиться к «субъективному источнику» - к знаниям, умениям и навыкам признанных специалистов своего дела (экспертам).
3. Экспертные оценки
3.1 Организация
экспертизы
Чтобы принимать решения, надо уметь: разрабатывать варианты решения и выбирать из этих вариантов какой-то один. В данном пункте рассматривается использование экспертизы применительно к этим задачам.
Привлечение к работе группы экспертов, осведомленных во многих областях знаний, позволяет разносторонне проанализировать количественные и качественные аспекты сложной проблемы, решение которой ищется; компенсировать смещение индивидуальных оценок; увеличить рассматриваемую группу факторов, имеющих отношение к данной проблеме; перебрасывать мостик от содержательной к формализованной постановке задачи; использовать определенные математические методы обработки результатов экспертизы.
Конечно, экспертные методы далеки от совершенства, но, во-первых, теория и практика уже позволяют делать определенную работу этого рода на должном уровне, во-вторых, известны границы применимости экспертизы, ее возможности, огрехи, степень достоверности. Поэтому экспертные методы дают более надежные результаты, чем традиционные совещания, комиссии, о которых коротко скажем следующее.
Метод комиссии состоит в открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения. Коллективное мнение определяется в результате открытого или тайного голосования (или в процессе обсуждения). К достоинствам этого метода надо отнести рост информированности экспертов в ходе обсуждения и наличие обратной связи (получив новую информацию, эксперт может изменить точку зрения). К недостаткам комиссий относятся отсутствие анонимности (в силу этого возможны соглашательские настроения у экспертов, «затирание» маститыми экспертами своих менее именитых коллег, упорство эксперта в отстаивании ранее высказанного мнения) и различная активность экспертов (далеко не всегда активные - наиболее компетентные). Разновидностью метода комиссий является метод суда.
Название метода точно определяет его суть. Эксперты могут поочередно выступать в одном из тех качеств: защитников какого-либо предложения, противников этого предложения или судей.
Выделяют следующие основные этапы экспертизы:
- формулировка целей экспертизы;
-
построение объектов
-
формирование экспертной
- определение способа экспертного оценивания и способа выражения экспертами своих оценок;
- проведение экспертизы;
-
обработка и анализ
- повторные туры экспертизы, если есть необходимость уточнить или сблизить мнения экспертов;
- формирование вариантов рекомендаций.
Среди технико-экономических задач, решение которых показало полезность обращения к экспертным оценкам, можно назвать такие практически важные задачи, как:
-
научно-техническое и
- выбор целей и тематики научных исследований;
- оценка трудоемкости НИР, ОКР, изделий в мелкосерийном и единичном производстве;
- оценка качества изделий;
-
распределение ресурсов между
программами исследований и
Эксперты бывают индивидуальные и коллективные, однотуровые и многотуровые, с обменом информации между экспертами и без, анонимные и открытые, причем далеко не всегда можно уложиться в какую-либо широко известную и часто используемую схему. К экспертизе следует привлекать экспертов, принадлежащих к различным направлениям в соответствующей области знаний. Метод опроса (способ составления анкеты, число вопросов, повторные опросы) зависит от времени и средств, имеющихся в распоряжении группы экспертов.
В качестве примера экспертного метода приведем короткое описание метода Дельфи (по названию греческого города Дельфы, чьи мудрецы славились умением предсказывать будущее). Метод характеризуется тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных опросников или другими способами индивидуального опроса. Результаты каждого тура обрабатываются с помощью статистических методов и сообщаются экспертам. Результатом обработки индивидуальных оценок являются групповые оценки.
В основу метода Дельфи положены следующие предпосылки: поставленные вопросы должны допускать ответы в виде чисел, эксперты должны быть достаточно информированными, каждый ответ эксперта должен быть им обоснован. Применительно к разработке научно-технических прогнозов использование метода Дельфи выглядит так.
Первый тур. Первая анкета может допускать любые ответы. Целью такой анкеты является составление перечня событий для прогноза в какой-то области науки и техники. Организатор экспертизы объединяет прогнозы, и полученный перечень событий становится основой второй анкеты.
Второй тур. Эксперты оценивают сроки реализации событий и приводят соображения, по которым они считают свои оценки верными. По сделанным оценкам и их обоснованиям организатор экспертизы (или организаторы экспертизы, или организаторы экспертизы плюс математики) проводит статистическую обработку полученных данных, группирует мнения экспертов, изучает крайние точки зрения. Результаты этой работы организатора сообщаются экспертам, и они могут изменить свое мнение (причем работа экспертов идет анонимно).
Третий тур. Третья анкета содержит перечень событий, статистических характеристик, дат наступления событий, свободных данных (аргументов) о причинах более ранних или поздних оценок. Экспертам надо рассмотреть аргументы; сформулировать новые оценки предполагаемой даты наступления каждого события; обосновать свою точку зрения при ее значительном отклонении от групповой; прокомментировать (анонимно!) противоположные мнения. Пересмотренные оценки и новые аргументы возвращаются к организатору, который вновь их обрабатывает, суммирует все аргументы и подготавливает на этой основе новый прогноз.
Четвертый
тур. Эксперты знакомятся с новым
групповым прогнозом, аргументами,
критикой и составляют новый прогноз.
Если группа не может прийти к единому
мнению и организатор заинтересуется
аргументами обеих сторон, то он может
собрать экспертов для очного обсуждения.
3.2.
Методы получения экспертных оценок
Любые изменения в условиях или результатах деятельности организации (промышленного предприятия, торговой фирмы или банка), связанные с той или иной альтернативой управленческого решения, можно определить только тогда, когда существуют соответствующие показатели, которые можно измерить. Но речь идет не только о количественных измерениях в привычном для нас понимании, но и о качественных оценках, позволяющих судить о динамике происходящих изменений. Поэтому, говоря об оценках экспертов, мы понимаем под ними количественные или качественные измерения соответствующих показателей.
В зависимости от целей экспертизы, эксперты могут оценивать стоимость недвижимости, ожидаемый уровень инфляции, изменения валютного курса, надежность эмитента ценной бумаги, рейтинг банка и т.д. Объекты оценки и оцениваемые показатели весьма разнообразны. Если при этом эксперт должен измерить значение количественного показателя (дать количественную оценку), он может указать конкретное числовое значение или интервал, в котором оно лежит. Если же эксперт должен определить значение показателя, который может быть оценен только качественно (дать качественную оценку), то он может использовать для этого вербально-числовые шкалы.
Итак, экспертная информация может носить как количественный, так и качественный характер. Рассмотрим наиболее распространенные методы ее измерения отдельно для первого случая.
4. Методы получения количественных экспертных оценок:
4.1.
Метод средней точки.
Метод используется, когда альтернативных вариантов достаточно много. Если через f(a1) обозначим оценку 1-го альтернативного варианта значения показателя, относительно которого определяется сравнительная предпочтительность объектов, через f(a2) - оценку второго альтернативного варианта, то далее эксперту предлагается подобрать третий альтернативный вариант а3, оценка которого f(а3) расположена в середине между значениями f(a1) и f(a2) и равна f(a1 )+f(a2)/2.
При этом в качестве первого и второго альтернативных вариантов целесообразно выбирать наименее и наиболее предпочтительные альтернативные варианты.
Далее экспертом указывается альтернативный вариант а4 значение которого f(a4) расположено посередине между f(a1) и f(а3), и альтернативный вариант а5, значение которого f(а5) расположено посередине между значениями f(a1 ) и 1(а2).
Процедура завершается, когда определяется сравнительная предпочтительность всех участвующих в экспертизе альтернативных вариантов.
Этот
метод может быть использован
также при экспертной оценке численных
значений показателей, имеющих количественный
характер.
4.2.
Метод Черчмена - Акофа.
Метод Черчмена - Акофа используется при количественной оценке сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов и допускает корректировку оценок, даваемых экспертами.
В методе предполагается, что оценки альтернативных вариантов неотрицательные числа.
В нем предполагается также, что, если альтернативный вариант а1 предпочтительнее альтернативного варианта а2, то f(a1) больше, чем f(а2), а оценка одновременной реализации альтернативных вариантов а1 и а2 оценивается как f(a1)+f(a2).
Все альтернативные варианты ранжируются по предпочтительности и каждому из них эксперт назначает количественные оценки, как правило, в долях единицы.
Далее эксперт сопоставляет по предпочтительности альтернативный вариант а1 и сумму остальных альтернативных вариантов. Если он предпочтительнее, то и значение f(а1) должно быть больше суммарного значения остальных альтернативных вариантов, в противном случае - наоборот. Если эти соотношения не выполняются, то оценки должны быть соответствующим образом скорректированы.
Если а1 менее предпочтителен, чем сумма остальных альтернативных вариантов, то он сравнивается с суммой остальных альтернативных вариантов, за исключением последнего.
Если альтернативный вариант а1 на каком-то шагу оказался предпочтительнее суммы остальных альтернативных вариантов и для оценок это соотношение подтверждается, то а1 из дальнейших рассмотрений исключается.
Этот процесс продолжается до тех пор, пока последователь но не будут просмотрены все альтернативные варианты.
Информация о работе Методы получения количественных экспертных оценок