Методы получения количественных экспертных оценок

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрены методы получения количественных экспертных оценок. Такие как метод средней точки, когда формулируются два альтернативных варианта решения, один из которых менее предпочтителен. После этого эксперту необходимо подобрать третий альтернативный вариант, оценка которого расположена между значений первой и второй альтернативы. А также метод Черчмена-Акофа, который используется при количественной оценке сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов и допускает корректировку оценок, даваемых экспертами.

Работа содержит 1 файл

Метод измерений. метод получения количественных экспертных оценок. метод средней точки. метод черчмена акофа..doc

— 121.50 Кб (Скачать)
 

     Введение

     В процессе хозяйственно-финансовой деятельности организаций постоянно возникают  ситуации, когда имеет место необходимость  выбора одного из нескольких возможных  вариантов действия. В итоге такого выбора появляется определенное решение.

     Управленческое решение в организации представляет собой акт субъекта управления (руководителя организации или группы руководящих лиц), направленный на выбор из нескольких альтернативных вариантов развития организации одного варианта, обеспечивающего достижение намеченных целей с наименьшими издержками.

     Разработка  управленческих решений является одним  из наиболее важных управленческих процессов. От эффективности управленческих решений  во многом зависит успех дела, а  подчас и само существование фирмы. Поэтому очень важно – принимать грамотные, экономически обоснованные управленческие решения.

     Процесс разработки и принятия управленческих решений начинается с

определения целей. Цели должны быть реальными, четко  сформулированными, измеримыми и увязанными со всеми остальными целями деятельности предприятия. Огромное значение имеет сбор и анализ информации, необходимой для принятия эффективного управленческого решения. Особенно это важной сейчас, когда руководителям приходится принимать решения в условиях все возрастающей неопределенности, вызванной обострением конкурентной борьбы, динамичным, ускоренным изменением социально-экономических условий, лавинообразным нарастанием объема информации, с учетом которой приходится принимать решения.

     Для принятия управленческого решения  лицу, принимающему решение (далее ЛПР) необходимо собрать информацию о текущих и перспективных проблемах, обработать ее и превратить в решение.

      Одним из способов получения информации для  принятия решения являются методы экспертного  оценивания, когда ЛПР обращается к знаниям, умениям и навыкам  людей, которые лично работают в интересующей ЛПР  области деятельности – экспертам.

     В любой области человеческой деятельности, будь то использование бытовой техники, охрана правопорядка, обучение или  приготовление пищи, есть люди, которые в силу полученного образования, знаний, доступа к информации, занимаемой должности, статуса или богатого личного опыта являются более авторитетными специалистами, чем так называемый "рядовой потребитель". Эти люди и называются экспертами.

     Экспертное  оценивание — это процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Данный метод можно рекомендовать для получения как качественных оценок, ранжирования – например для сравнения нескольких проектов по их степени соответствия заданному критерию, так и количественных - когда существуют соответствующие показатели, которые можно изменить.

      В данной курсовой работе будут рассмотрены методы получения количественных экспертных оценок. Такие как метод средней точки, когда формулируются два альтернативных варианта решения, один из которых менее предпочтителен. После этого эксперту необходимо подобрать третий альтернативный вариант, оценка которого расположена между значений первой и второй альтернативы. А также метод Черчмена-Акофа, который используется при количественной оценке сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов и допускает корректировку оценок, даваемых экспертами.

      Источниками информации для написания курсовой работы являются учебные пособия  по дисциплине «Управленческие решения», а также интернет-ресурсы.

 

1. Управленческие решения

1.1. Сущность  и содержание управленческих  решений 

     Разработка  управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность протекающих в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире.

     Процессы  принятия решений охватывают практически  все области человеческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов управления. Основные стадии процесса приведены на рис. 1.1.

     Существует  два определения теории принятия решений: расширенное и узкое. Расширенное  отождествляет принятие решений  со всем процессом управления. Узкое  трактует процесс как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Многие авторы считают, что в теорию принятия решений имеет смысл включать также генерирование альтернативных вариантов, исполнение, контроль и анализ результатов.

     Управленческое  решение в системе управления. Следует уточнить, что не всякое решение, принимаемое руководителем, является управленческим. Например, решения, связанные с технической стороной деятельности организации, направленные на подведение итогов или оформление документации, таковыми не являются.

     Управленческим  называется решение, принятое в социальной системе и направленное:

-на  управление управленческой деятельностью;

-проектирование  системы управления организации  (методология, структура, процесс,  механизм);

-стратегическое  планирование;

-управление  кадрами;

-управленческое  консультирование;

-взаимодействие  с внешней средой. 

 

Рис. 1.1. Стадии принятия решения в процессе управления 

     Примером  управленческого решения в области  стратегического планирования муниципального образования является программа  комплексного социально-экономического развития.

     Управленческим  решением (УР) называют творческое, волевое  действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе  информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы. УР является основой процесса управления.  Управлять — значит решать. Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление (рис. 1.2). Как процесс УР — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация. Как явление УР — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение. 

 

Рис. 1.2. Основные значения термина «управленческое решение» 

     Сущность  управленческих решений. Любое УР связано  с социальными, экономическими, организационными, правовыми и технологическими интересами организации (рис. 1.3).

     Социальная  сущность УР заложена в механизме  управления персоналом, который включает способы воздействия на людей с целью согласования их деятельности. Чтобы успешно воздействовать на подчиненных, руководитель должен четко представлять их интересы и потребности, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги, неформальную структуру рабочих групп. Социальная сущность УР проявляется в цели. Приоритетом при разработке решений должно быть создание комфортной домашней и рабочей обстановки, всестороннее развитие личности в профессиональном и общекультурном плане, развитие системы участия в управлении. 

 

Рис. 1.3. Сущность управленческих решений 

     Экономическая сущность УР заключается в том, что  для разработки и реализации любого решения требуются финансовые, материальные, временные и иные затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Эффективные и качественные решения должны принести организации (муниципальному образованию, стране) доход, а ошибочные приводят к убыткам. Необходимо учитывать материальную заинтересованность всех участников процесса разработки и реализации, эффективность использования всех видов ресурсов.

     Организационная сущность состоит в том, что в  процессе разработки и реализации управленческого  решения участвуют работники  организации. Для организации эффективной  работы необходимо сформировать работоспособный  коллектив, разработать должностные инструкции и положения, наделить сотрудников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, обеспечить систему контроля, предоставить необходимые ресурсы и технические средства, постоянно координировать работу.

     Правовая сущность УР проявляется в точном соблюдении правовых норм при подготовке и реализации. Нарушение законодательства в процессе разработки и реализации УР может привести к его отмене, а также быть предметом рассмотрения в суде. Вся организация может понести ощутимые потери, если уже разработанное решение будет отменено, так как уже были потрачены ресурсы и необходимо будет потратить дополнительные средства на новую разработку. За незаконно реализованное решение может быть наложен штраф или начато уголовное преследование кого-либо из инициаторов. Незнание законодательства не освобождает от ответственности. Чтобы избежать подобных ситуаций, во многих организациях проводятся правовые экспертизы УР.

     Технологическая сущность УР заключается в возможности  обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения. Иногда разработчики недостаточно четко представляют себе объект, на который направлено решение, или используют устаревшую, недостоверную или неполную информацию.

     Обобщенная  схема процесса разработки управленческих решений. Каждое УР имеет целевую  направленность. Процесс разработки и реализации УР представлен на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Обобщенная схема процесса разработки решения: 

1 —  решение направлено на изменение  цели

2 —  решение направлено на изменение  ситуации

     Глобальная  цель управления социальной системой — это максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности, коллектива, общества. Например, стратегической долгосрочной целью управления социально-экономическим развитием муниципального образования является повышение качества жизни населения. Глобальная цель может включать технократические, социальные и экономические цели.

       К технократическим относятся  технические, технологические цели, достижение которых основано на формализованных подходах и алгоритмах.

       К социальным — обеспечение  социальной справедливости, регулирование  занятости и трудовых отношений,  решение жилищных проблем, социальная  поддержка отдельных групп населения, охрана окружающей среды и здоровья населения, создание условий для профессионального и общекультурного развития личности, развитие физической культуры и спорта. К экономическим — рациональное использование земли и природных ресурсов, эффективное управление муниципальными финансами и имуществом, обеспечение налогового, ценового и тарифного регулирования, налаживание внешних экономических связей. Конкретная ситуация — это реальное положение дел в контексте установленной цели. Проблема трактуется как «разность» между целью и ситуацией.

     Группы  проблем обобщаются в общую проблему (П), которая является индикатором  эффективности реализуемых решений. Чаще всего проблему анализируют  с точки зрения остроты и решаемости.

     В процессе анализа составляют таблицу, в которой остроте и решаемости проблемы присваиваются численные показатели от 0 до 10 (0 — самый высокий). Решение должно быть направлено на изменение ситуации и приближение к цели, значит, масштаб проблемы будет убывать до минимально допустимого Пзад. Если ситуация не меняется, то следует сосредоточиться на изменении цели до достижения значения Пзад (см. рис. 1.4). Довольно часто сложная на первый взгляд проблема в результате оценки по данным критериям может оказаться незначительной. Тогда процесс разработки управленческого решения (РУР) завершается. Никакое решение разрабатывать и реализовывать не нужно. 

 

2. Способы получения информации 

Информация о работе Методы получения количественных экспертных оценок