Методы обработки количественной и качественной информации при принятии управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:20, реферат

Описание работы

Целью работы является раскрытие основных методов получения информации о ситуации при принятии управленческих решений.
Задачами работы являются: 1) выявление значения и сущности информации; 2) определение методов получения информации о ситуации принятия управленческого решения; 3) анализ конкретного решения.

Содержание

Введение 3
1.Значение и сущность информации 4
1.1. Определение информации 4
1.2. Типы информации и методов её получения 5
1.3 Категории управленческой информации 6
2. Анализ основных методов получения информации о ситуации 8
2.1 Источники информации 8
2.2 Полезность информации 10
2.3 Информационные ограничения 11
2.4. Получение информации о ситуации 12
3. Анализ решения по внедрению концептуальной модели информационной системы для поддержки принятия управленческих решений при формировании стратегии региона в отдел «Экономического развития» при Администрации Курской области 21
3.1. Анализ предметной области 21
3.2. Проект информационной системы 26
Заключение 31
Приложение 35

Работа содержит 1 файл

Методы обработки колличественной и качественной информации при принятии управленческого решения.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Для того, чтобы извлечь  информацию из сообщений данных, она должна пройти как бы тройной фильтр

     1. фильтр (канал связи) обладает заданной пропускной      способностью. Канал связи – это часть материальной среды, по которой передается сообщение (но это не обязательно цепь и канал связи в физическом смысле).

     Если  орган управления (или отдельный его работник) не в состоянии воспринимать все поступающие сообщения, то часть из них теряется вследствие так называемого физического шума.

     2. фильтр, где обеспечивается  понимание сообщения. Все непонятные данные будут потеряны вследствие семантического шума.

     3. фильтр,  где оценивается полезность данных. Та часть сообщения, которая не будет признана полезной для дела, теряется из-за прагматического шума3.

     Таким образом, информация – новые сведения, воспринятые, понятые и оцененные как полезные для решения тех объем иных задач.

     Внешняя система направляет свои ИП для того, чтобы предприятие адекватно  изменило свое поведение, однако это  возможно лишь в том случае, если менеджер предварительно был обучен правильному восприятию соответствующего информационного продукта4.

     Исследователи в области теории информации обращают внимание на то, что для понимания  и последующего использования конкретной порции информации получатель должен обладать определенным запасом знаний. Совокупность знаний, позволяющих распознать некоторое множество информационных продуктов называется информационным потенциалом.5

     Обучение, или формирование информационного  потенциала, менеджера осуществляется с помощью ИП, вырабатываемых внешними системами и посылаемых в информационное поле. Естественно разделить все ИП на управляющие и обучающие. Следует заметить, что сами системы такого явного деления не производят.

     Вырабатывая управляющие ИП, системы не заботятся  о том, чтобы самим же изготавливать адекватные им обучающие ИП. Предполагается, что менеджеры уже получили их ранее в учебных системах или что какая-то другая система их уже выпустила или выпустит позже. Наиболее ярко это выражается в финансовой сфере, когда постановления Правительства разъясняются затем налоговой службой или центральным банком.

     Обучающие ИП направляются в то же глобальное информационное поле, где они смешиваются с другими управляющими ИП и нейтральными информационными изделиями.

     При подготовке управленческого решения  выработка возможных вариантов должна согласовываться также и с ограничениями, накладываемыми управляющими системами. Однако степень ограничений зависит от вида управляющей системы.

     Отношение управляющих систем к предприятию  определяется их положением в метасистеме (государственные органы) или опытом предыдущей деятельности (конкуренты, партнеры). Права одних систем по отношению к предприятию могут быть безусловными (государственные органы), других - условными (добровольное взаимодействие с партнерами), а третьих - смешанными (условными до взаимодействия и безусловными после взаимодействия с партнерами - договорные отношения).

     Прямой  и постоянный контроль за поведением предприятия осуществляет государственная система управления, состоящая из управляющих и контролирующих систем.

     Если  управляющая система регламентирует поведение предприятия только в случае соответствия его состояния определенной ситуации, она посылает ситуативные управляющие ИП. При этом регламентированное поведение может быть либо обязательным (нормативным), либо рекомендательным. Управляющие ИП можно разделить соответственно на нормативные и методические.

     Информационный  потенциал менеджера должен обеспечить восприятие всех видов ИП, чтобы его управленческие решения не привели к отрицательным последствиям для предприятия. Жизнеспособность предприятия напрямую зависит от его информационного потенциала6.

 

      3. Анализ  решения   по  внедрению  концептуальной модели  информационной системы для поддержки принятия управленческих решений при формировании стратегии региона  в отдел «Экономического развития» при Администрации Курской  области

     3.1. Анализ предметной  области

 

     Процесс создания и внедрения любой ИС принято разделять на четыре последовательные фазы: анализ, глобальное проектирование (проектирование архитектуры системы), детальное проектирование и реализация (программирование). Разработка концепции ИС ограничивается первыми двумя фазами: анализ предметной области и глобальное проектирование, т.е. представление ИС в «целом». При этом фаза глобального проектирования не предусматривает детальную декомпозицию ИС и процессов, происходящих в ней.

     Определение целевых рынков покупателей услуг  территории. Покупателями услуг территории могут быть физические и юридические лица, которые а) очень важны для населенного пункта (например, градообразующие предприятия); б) представляют для него интерес (разовые посетители); в) не представляют для него интереса (криминальные элементы).

     В целом можно выделить четыре основных целевых рынка покупателей:

  1. Приезжие
  2. Жители и работающие по найму
  3. Отрасли экономики (промышленность, торговля и т.п.), инвесторы
  4. Внешние рынки

     Охарактеризуем  коротко каждый из них.

     Рынок приезжих складывается из деловых (бизнесмены, командировочные, коммивояжеры) и частных посетителей (туристы, путешественники, друзья или родственники).

     Второй  важный целевой рынок представляют жители и работающие по найму. Основной характеристикой этой группы является долговременное присутствие ее представителей на конкретной территории, что означает хорошее знание представителями этой группы региона, его проблем и возможностей.

     Третью  категорию целевых рынков образуют отрасли промышленности и инвесторы. Как правило, все регионы стремятся усилить свой экономический базис, чтобы привлечь инвестиции в создание новых или в развитие существующих предприятий, что позволит создать для своих жителей новые рабочие места и получить дополнительные бюджетные доходы. Предпосылкой выступает соответствие территории критериям размещения производительных сил: инвестиционному климату, качеству жизни, доступности, качеству трудовых ресурсов и т.д.

     Четвертая группа целевых рынков - это отечественные  инорегиональные и международные рынки, т.е. способность региона производить товары и услуги, необходимые находящимся за его пределами другим территориям, физическим и юридическим лицам.

     Оценка потенциала региона. При разработке маркетинговой стратегии оценку потенциала региона целесообразно проводить комплексно, т.е. одновременно учитывать следующие составляющие:

  • Экономическая ситуация в регионе;
  • Социальная ситуация в регионе;
  • Политическая ситуация в регионе;
  • Ресурсная база;
  • Экология региона;
  • Уровень развития инфраструктуры;
  • Законодательная база (возможности для ведения бизнеса, защищенность, гарантии);
  • Культурно-историческое наследие, менталитет жителей региона.

     Оценку  каждой составляющей удобно проводить  бальным методом единой размерности с целью более удобной графической интерпретации. Другими словами, оценивая экономический потенциал региона по двадцатибальной шкале, оценка социальной и других составляющих также должна проходить на шкале, имеющей размерность от 0 до 20 баллов. Таким образом, при формировании комплексной оценки потенциала региона необходимо разработать метод бальной оценки с учетом веса каждого показателя. 

     Экономическая ситуация в регионе. Комплексная  составляющая, определяемая набором макроэкономических показателей, таких как объемы и качественный состав экспорта и импорта, сальдо внешнеторговых операций региона, ВРП региона, ВВП, дефицит/профицит бюджета региона, средний уровень зарплат, стоимость покупательской корзины и т.д.  Предполагается выставление комплексной оценки с учетом веса каждого параметра [5,c.318].

     Кроме того, целесообразно также учитывать  потенциал региона в отраслевом разрезе. Другими словами необходимо показать, какие отрасли, представленные в регионе, имеют больший потенциал для развития, а какие наоборот, подвержены тенденции сокращения и, возможно, ухода из региона. При оценке потенциала региона в отраслевом разрезе также целесообразно использовать бальный метод, основанный на оценках экспертами фактических показателей деятельности предприятий отрасли.

     Исходной  информацией для анализа являются данные месячной, квартальной или годовой отчетности предприятия: баланс, отчет о прибылях и убытках, структура выручки и затрат на производство.

       Результатом такой оценки послужит следующая диаграмма, позволяющая наглядно оценить потенциал региона в отраслевом разрезе (рисунок 2)

     

  1. Рис.2. Пример графической  интерпретации бальной  оценки отраслей промышленности региона
 

     Если  же построить подобную диаграмму  на основании данных соседнего региона и сопоставить с  оценками потенциала рассматриваемого региона, то несложно увидеть слабые и сильные стороны по сравнению с соседним регионом. Пример такой диаграммы представлен на рисунке 3.

     Информацию  о потенциале региона в отраслевом разрезе целесообразно представлять вместе  с  бальной оценкой экономического потенциала региона.

     

  1. Рис.3. Пример сравнительного анализа бальных  оценок отраслей промышленности двух регионов

     Социальная  ситуация в регионе. Включает в себя уровень преступности, продолжительность жизни, уровень смертности и рождаемости, уровень образованности населения. Комплексная бальная оценка потенциала региона по этой составляющей выставляется экспертами с учетом значимости перечисленных выше параметров.

     Политическая  ситуация в регионе. Включает в себя политическую стабильность, включающую взаимоотношения исполнительной и законодательной властей, имидж администрации и законодательного органа, наличие/отсутствие реакционных политических сил, текучесть кадров среди высшего управленческого состава администрации региона. Экспертам, выставляющим комплексную бальную оценку, необходимо учитывать вес каждого параметра, оказывающего влияние на общую политическую ситуацию в регионе.

     Ресурсная база. Принято выделять две группы ресурсов региона: наличие полезных ископаемых, доступность дешевой электроэнергии; и наличие и качество человеческого ресурса. Комплексная оценка может выставляться как общая, так и по группам ресурсов в отдельности. При оценке ресурсов, объединенных в группу «сырьевые ресурсы» необходимо учитывать как количественный, так и качественный состав, а так же доступность этих ресурсов (сложность добычи, удаленность и т.п.). При оценке человеческих ресурсов необходимо учитывать уровень образованности населения и  ситуацию на рынке труда (избыток или дефицит рабочей силы).

     В силу неравномерности географического  распределения сырьевых ресурсов, целесообразным представляется выделение оценки обеспеченности региона такими ресурсами в отдельную группу для более корректного сравнения потенциала региона с соответствующим потенциалом соседнего, т.к. комплексная оценка не будет полностью и точно отражать ресурсный потенциал региона.  Кроме того, такое выделение может преследовать и еще одну цель: оценка перспектив функционирования (или создания) предприятий отдельных отраслей, деятельность которых в значительной степени зависит от наличия конкретных сырьевых ресурсов.

     3.2. Проект информационной  системы

 

     Назначение  информационной системы. Исходя из анализа предметной области, включающего в себя описание методов оценки и представления результатов такой оценки, становиться возможным сформулировать назначение информационной системы:

     Основным  назначением разрабатываемой информационной системы является предоставление среды для расчета взвешенных экспертных оценок, представление рассчитанных оценок в графическом и текстовом виде, что обеспечит поддержку принятия следующих основных групп управленческих решений, направленных на разработку и реализацию маркетинговой стратегии, а так же анализ результатов такой стратегии:

Информация о работе Методы обработки количественной и качественной информации при принятии управленческого решения