Методы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо». В русском языке данный термин, обычно, используется в двух значениях:
1) как способ, прием познания, исследования явлений, процессов и систем;
2) как способ, прием выполнения какой-либо деятельности, порядок действий.
Методы управления – это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей и задач управления.

Работа содержит 1 файл

Методы менеджмента.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Другая особенность коммерческого расчета в современных условиях вытекает из предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям, филиалам, дочерним компаниям, выделяя их в отдельные центры прибыли. В результате этого в рамках коммерческого расчета возникла и развивалась форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом. Она отражает взаимоотношения отдельных подразделений фирмы и хозяйственные отношения, складывающиеся на этой основе. Характер таких отношений во многом зависит от хозяйственно-экономического и правового положения подразделений фирмы.

Внутрифирменный расчет отличается от коммерческого тем, что он осуществляется в рамках собственной организации, а коммерческий – между различными собственниками, однако следует иметь в виду, что они оба являются составными частями единой системы экономического расчета.

Среди различных рычагов экономического механизма управления одно из центральных  мест принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности фирмы. В ценообразовании соединяются, с одной стороны, регулирующие факторы, а с другой – рыночная конкуренция. В современных рыночных условиях наблюдается ослабление роли цены как регулятора производства, что ограничивает сферу действия закона стоимости. Взамен этого на ценовую политику оказывают влияние крупные монополии через долгосрочное планирование, требующее устойчивых рыночных условий и стабильных цен. Таким образом, цены устанавливаются в результате не стихийной рыночной конкуренции, а согласованной долгосрочной рыночной политики нескольких ведущих корпораций отрасли. Политика цен увязывается с долгосрочными прогнозами спроса.

Финансирование отражает финансовую политику, которая затрагивает все стороны экономической деятельности фирмы: производственную, научно-техническую, материально-техническое снабжение, сбыт и т.д. Единая финансовая политика фирмы разрабатывается высшим руководством. В нее входят определение источников финансовых ресурсов и их распределение между подразделениями. Финансовая политика, в частности, включает: распределение и перераспределение прибыли; финансирование и кредитование различных подразделений; определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним.

Источники финансирования традиционно подразделяются на:

  • внутрифирменные средства – аккумуляция амортизационных отчислений, нераспределенной прибыли, получение займов и кредитов от материнской и родственных (сестринских) компаний;
  • внешние источники – займы и кредиты, получаемые от банков, разнообразных финансовых организаций, а также продажа акций дочерних компаний (т.е. формирование их акционерного капитала).

Гибкость финансовой политики основана на приспособлении к денежному рынку, налоговому законодательству и валютному курсу. Посредством финансов регулируются внутрифирменные денежные потоки и осуществляются многосторонние расчеты централизованным путем. Крупные организации одновременно используют различные способы финансирования и источники финансовых ресурсов.

Среди экономических рычагов менеджмента важное место принадлежит экономической мотивации работников и коллективов. Она включает прямое материальное вознаграждение и дополнительные выплаты.

Прямое материальное вознаграждение – это заработная плата, надбавки, премии (бонусы), участие в прибылях, акционерном капитале.

Дополнительные (социальные) выплаты предполагают: возможность использовать оборудование фирмы в личных целях по льготным ценам; субсидии на питание; помощь в оплате образования (работников организации и членов их семей); скидки при покупке товаров своего предприятия; предоставление возможности обучения на различных курсах фирмы; возможность получения льготных кредитов; предоставление различных видов медицинского обслуживания, которое фирма оплачивает частично или полностью.

Дополнительные выплаты способствуют привлечению и удержанию работников. Кроме того, они помогают организации лучше приспособиться к налоговому законодательству. В ряде зарубежных компаний все большее распространение получают гибкие социальные выплаты, когда общая сумма выплат фиксируется, а сам работник определяет их конкретный перечень и размер.

      1. Социально-психологические методы управления

Социально-психологические  методы управления нацелены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии соблюдения законодательства и требований нормативных правовых актов. В этой группе методов целесообразно отдельно рассматривать социальные методы менеджмента и психологические методы воздействия.

Социальные методы – это конкретные способы и приемы воздействия на процессы формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри его. Механизм использования социальных методов предполагает проведение социальных исследований для выявления проблем и направлений воздействия и социальное планирование, заключающееся в выработке конкретных способов влияния на людей.

К социальным методам относятся:

  • повышение социально-производственной активности (выявление лидеров, стимулирование подражания лидерам, установление стандартов образцового поведения во всех сферах деятельности);
  • поддержание социальной преемственности (проведение конкурсов мастерства, посвящений в квалифицированные кадры персонала, праздников основания фирмы и завершения крупных деловых операций);
  • моральное стимулирование (индивидуальное и коллективное).
  • социальное планирование (упорядоченное решение социальных проблем коллективов фирмы, открывающее реальную перспективу улучшения условий труда, отдыха, духовного и физического развития). Разрабатываемые планы могут содержать, например, такие разделы: изменение структуры персонала; повышение уровня квалификации; улучшение условий труда, быта, охраны здоровья; повышение жизненного уровня работников; удовлетворение потребностей развития персонала и др.

Психологические методы в практике менеджмента используются в целях гармонизации взаимоотношений работников фирм и установления наиболее благоприятного психологического климата. К ним относятся:

  • гуманизация труда (ликвидация монотонности трудовой деятельности, приятная цветовая раскраска помещения и оборудования, использование специально подобранной музыки и др.);
  • психологическое побуждение (поощрение творчества, инициативы и самостоятельности);
  • удовлетворение профессиональных интересов повышения творческого содержания труда;
  • профессиональный отбор и обучение персонала фирм для более эффективного применения индивидуальных способностей личности в трудовой деятельности;
  • отбор людей по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств;
  • комплектование малых групп с учетом психологической совместимости работников;
  • установление нормальных, ровных взаимоотношений между руководителями и подчиненными.

Реализация социально-психологических методов весьма сложна. Для их правильного применения менеджмент предприятия должен обладать знаниями в области социальной психологии, социологии, педагогики, иметь профессиональный опыт и навыки управления персоналом.


Информация о работе Методы менеджмента