Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить сущность и содержание функций управления
Основные задачи:
1.Рассмотреть сущность функций управления
2. Проанализировать классификацию функций управления
3. Рассмотреть содержание функций управления
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие и классификация функцией управления………………..4
ГЛАВА 2. Особенности функций предварительного, оперативного и заключительного управления…………………………………………………….9
2.1. Предварительное управление………………………………………………….9
2.2 Оперативное управление…………………………………………………...…10
2.3 Заключительное управление…………………………………………...……..12
ГЛАВА 3. Комплексность и связующие процессы в управленческой работе……………………………………………………………………………….17
ГЛАВА 4. Взаимозависимость и эффективность функций управления………………………………………………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..….25
наименьшими затратами).
Учет - необходимая информационная
база менеджера. Его главная цель - предоставление
достоверной информации о ходе и результатах
деятельности фирмы, которая кладется
в основу принятия управленческих решений.
Важнейшие задачи учета:
- сбор, обработка и отображение первичных
данных о хозяйственной деятельности,
- систематизация данных с целью получения
и обобщения итоговой информации о хозяйственной
деятельности,
- создание исходной информационной базы
для планирования и осуществления контроля
выполнения планов.
Различают три вида хозяйственного
учета:
- оперативный,
- статистический,
- бухгалтерский.
Оперативный - сбор текущей информации (учет явок, простоев оборудования, запчастей, запасов и т.д.). Данные его используются для текущего управления фирмой.
Статистический - изучение и контроль наиболее типичных хозяйственных процессов с помощью статистических методов. Он обеспечивает фирму данными о состоянии и движении производственных фондов и другими информационными материалами.
Бухгалтерский учет - постоянный, непрерывный, сплошной, достоверный учет хозяйственных операций, охватывающий всю деятельность фирмы и всех ее подразделений. Данные бухучета обязательно подтверждаются документально в строго определенной форме.
Рис.3 . Взаимосвязь технологий бюджетирования и управленческого учета
Анализ лежит посредине между контролем и планированием в "кольце управления". Им заканчивается один цикл управления (анализ результатов) и начинается следующий (анализ исходной позиции). Ясно, что в практической непрерывной коммерческой деятельности эти два вида анализа сливаются.
Анализ итогов хозяйственной деятельности фирм рекомендуется проводить последовательно по следующей схеме:
1. Определение цели анализа (обзор имущественного и финансового положения и уровня доходов).
2. Выбор исходного материала (балансы, счета прибылей и убытков, отчеты о состоянии дел, годовые отчеты фирмы и конкурирующих организаций, таблицы биржевых курсов, сообщения экономической прессы, отчеты о собраниях пайщиков).
3. Получение первого представления об объекте анализа (анализ публикаций о фирме и отрасли, производственная программа).
4. Сбор числовых данных путем разложения итогов деятельности фирмы по источникам (обычный итог производственной деятельности, обычный итог финансовой деятельности, внеплановый итог).
5. Оценка сводного баланса движения имущества и капитала, сравнительного баланса.
6. Исследование причин полученного в балансе результата, разработка прогноза развития на перспективу, формирование заключения.
7. Отражение результатов в форме отчета.
Основные разделы анализа:
- анализ имущественного положения (обзор
структуры средств предприятия и его инвестиционной
деятельности) по следующим важнейшим
показателям: доля основных средств в
совокупном капитале, доля оборотных средств,
норма инвестиций в обороте, квота инвестиций
(брутто-инвестиции на объем производства);
- анализ уровня доходов по следующим показателям:
рентабельность собственного капитала,
рентабельность совокупного капитала,
уровень дивидендов, соотношение биржевого
курса и дивидендов, влияние на уровень
дивидендов дохода с оборота, скорости
оборота, структуры капитала, скорость
возврата инвестиций, влияние заемного
капитала на увеличение доходов с собственного;
- анализ финансового положения по следующим
показателям: ликвидность, уровень динамической
задолженности (число лет, необходимых
для погашения взятых кредитов за счет
собственных средств), уровень задолженности,
уровень обеспечения основных средств
собственными средствами и долгосрочным
заемным капиталом, доля заемных средств,
доля собственных средств.
Анализ дополняется прогнозами:
- ожидаемых изменений, ограничений;
- интересов связанных групп (клиентуры,
кадров, руководства, собственников, государственной
власти, финансистов, компаньонов);
- препятствий;
а также SWOT-анализом (оценкой внешних и
внутренних факторов деятельности фирмы).
Рис. 4. Структура SWOT-анализа
В результате анализа должны быть
сделаны выводы:
- как реагировать на прогнозы;
- на ожидания связанных групп;
- по использованию возможностей;
- по предотвращению опасностей;
- по укреплению сильных сторон и их использованию;
- по усилению слабых мест, которые следует
учесть в стратегических и годовых планах.
3. Комплексность
и связующие процессы в
Менеджмент предполагает комплексность в реализации функций управления. Для эффективности менеджмента необходимо рассмотреть:
Анализ эффективности реализации функции позволит также более четко определить обязанности и права работников аппарата управления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента.
Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общие характеристики. Все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессам.
Управленческая работа
- это, в основном, работа интеллектуальная.
Она напоминает попытку сложить мозаичный
узор из отдельных кусочков. При этом руководителям
приходится перебирать многочисленные
комбинации возможных действий для того,
чтобы найти правильное действие для данной
ситуации в данное время и в данном месте.
Выбор одной из альтернатив - это решение.
Следовательно, принятие решения - это
выбор того, как и что, планировать, организовать,
мотивировать и контролировать. В самых
общих чертах именно это составляет основное
содержание деятельности руководителя.
Наличие точной информации является основным требованием
для принятия эффективного объективного
решения или даже для понимания истинных
масштабов проблемы является. Единственным
способом получения такой информации
является коммуникация.
Коммуникация - это процесс
обмена информацией, её смысловым значением
между двумя и более людьми.
Информация в процессе коммуникации передается
не только для того, чтобы могли приниматься
разумные решения, но также и для того,
чтобы они могли выполняться. Например,
до тех пор пока работники не понимают,
какое вознаграждение им может предложить
организация за хорошо выполненную работу,
они не могут быть достаточно мотивированы
и хорошо работать на неё. Коммуникация
также важна и в функции контроля. Руководители
нуждаются в информации относительно
того, что было выполнено для правильной
оценки достижения целей организации.
Основная цель коммуникационного
процесса - обеспечение понимания информации,
являющейся предметом обмена, т.е. сообщения.
Однако сам факт обмена информацией не
гарантирует эффективности общения участвующих
в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс
обмена информацией и условия его эффективности,
необходимо рассмотреть основные стадии
процесса, в котором участвуют двое или
большее число людей.
В процессе обмена информацией можно выделить
четыре базовых элемента.
1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи
или собирающее информацию и передающее
её.
2. Сообщение - собственно информация, закодированная
с помощью символов.
3. Канал - средства передачи информации.
4. Получатель - лицо, которому предназначается
информация и которое интерпретирует
её.
При обмене информацией отправитель
и получатель проходят несколько взаимосвязанных
этапов. Задача этих этапов - составить
сообщение и использовать канал для его
передачи таким образом, чтобы обе стороны
поняли исходящую идею (информацию). Это
трудно, так как каждый этап является одновременно
точкой, в которой смысл информации может
быть искажен или полностью утрачен. Обычно
выделяют четыре взаимосвязанных этапа
коммуникации:
1. Зарождение идеи (сбор информации).
2. Кодирование и выбор каналов.
3. Передача.
4. Декодирование.
Хотя весь процесс коммуникации может занять несколько секунд, во время прохождения отдельных этапов могут возникать различные проблемы, снижающие эффективность коммуникации.
Обмен информацией начинается
с формирования идеи или отбора информации.
Отправитель решает, какую значимую идею
или сообщение следует сделать предметом
обмена. Без необходимой проработки (обдумывания)
этого этапа процесс коммуникаций может
не состояться. Необходимо учитывать,
что идея ещё не трансформирована в слова
или не приобрела другой такой формы, в
которой она послужит обмену информацией.
К примеру, руководитель, желающий обменяться
информацией об оценке результатов работы,
должен четко понимать, что идея состоит
в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную
информацию об их сильных и слабых сторонах
и о том, как можно улучшить результаты
их работы. Идея не может заключаться в
чисто эмоциональном одобрении или критике
поведения подчиненных.
Когда руководитель собирается сообщить
о предстоящих изменениях рабочим, то
процесс коммуникации будет эффективным,
если передаваемая информация будет содержать
конкретные указания - какие изменения
нужны, почему эти изменения нужны и каким
образом следует осуществить эти изменения.
Прежде чем передать идею, отправитель
должен с помощью символов закодировать
её, использовав для этого слова, интонацию
и жесты. Такое кодирование превращает
идею в сообщение. Отправитель должен
также выбрать канал совместимый с типом
символов, используемых для кодирования.
К некоторым общеизвестным каналам относятся
передача речи и письменных материалов,
а также электронные средства связи, включая
компьютерные сети.
Часто используются несколько средств
сообщения - приказ на доске информации
может дополняться устными разъяснениями
руководителя.
На третьем этапе отправитель использует
каналы для доставки сообщения (закодированной
идеи) получателю. Здесь осуществляется
физическая передача информации, которую
часто ошибочно считают коммуникацией.
После передачи сообщения отправителем
получатель декодирует его. Декодирование
- это перевод символов отправителя в мысли
получателя. Если символы, выбранные отправителем,
имеют точно такое же значение для получателя,
то он поймет идею отправителя. Если реакции
на идею не требуется, процесс обмена информацией
на этом может закончиться.
В рамках разработки теоретических основ комплексного управленческого анализа деятельности строительного предприятия как системы рассмотрены основные этапы развития экономического анализа как науки и практики, исследованы современные концепции, подходы и методы комплексного управленческого анализа и проблемы их адаптации к условиям строительства; раскрыта специфика деятельности строительного предприятия в рыночной среде; обоснованы основные направления развития управленческого анализа с учетом особенностей управления строительным предприятием; разработана концепция комплексного управленческого анализа деятельности строительного предприятия, применительно к условиям рынка. Формирование рыночных отношений в инвестиционно-строительной сфере требует дальнейшего развития теории и методологии экономического анализа, и, прежде всего на микроуровне. Вместе с тем, для успешного функционирования в рыночной среде важны аналитические обобщения не только на уровне внутренних бизнес-процессов строительных предприятий, но и на уровне их бизнес-окружения, позволяющие своевременно отражать состояние и динамику рынков материальных и трудовых ресурсов для строительства, а также возможные изменения социальных, политических и демографических факторов, влияющих на инвестиции в строительство. Экономический анализ в системе управления выполняет связующую функцию между получением информации и принятием управленческих решений. Глубина и достоверность выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного анализа, зависит от того, насколько анализ реально отражает состояние строительного предприятия и среды, в которой оно функционирует. Анализ должен адекватно отражать количественные и качественные изменения, произошедшие с объектом за определенный период, и факторы, вызвавшие их. При этом ключевым понятием становится цель анализа, определяемая сутью управленческого решения, для обеспечения которого проводится анализ. Анализ на уровне хозяйствующих субъектов имеет конкретное содержание, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и необходимостью аналитического обеспечения бизнес-планирования, разработки ценовой и маркетинговой политики, планирования производства, использования факторов производства. Для выбора эффективных стратегий необходим анализ позиционирования предприятия на отраслевом рынке и изучение его конкурентоспособности. Решить эту проблему позволяет формирование комплексных моделей рейтингового анализа, методики стратегического и конкурентного анализа.
4. Взаимозависимость
и эффективность функций
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Рис. 5. Взаимосвязь функций менеджмента
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.
В условиях современной рыночной экономики управленческая деятельность считается важнейшим фактором развития организаций. Управленческая деятельность совершенствуется, ориентируясь на требования рынка.
В управлении современной организацией есть свои методики, которые затрагивают различные аспекты деятельности. Новые модели управления организациями появляются с техническим развитием мира и кардинально отличаются от тех, которые были раньше. [ Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 2004.]
Необходимо помнить, что в любой организации есть Устав организации (Кодекса корпоративного управления организации), и процесс управления деятельностью организации должен осуществляться с его помощью. Устав организации разрабатывается на основании законодательства РФ и принципов корпоративного поведения. Устав имеет большое значение для акционерных обществ, ведь он регулирует отношения между акционерами, правлением, советом директоров.
Для качественного управления деятельностью организации необходимо соблюдать законодательные нормы, формировать задачи развития, способы их реализации.