Методы анализа внутренней и внешней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней среды на деятельность организации, что предполагает рассмотрению следующих задач:
1) Дать понятие внешней среды организации;
2) Дать анализ факторов внешней среды среды;
3) Дать анализ неопределенности организационной среды;
4) Рассмотреть элементы внешней среды организации и степень их влияния на организацию;
5) Рассмотреть взаимосвязь элементов внешней среды организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие внешней среды организации и ёё структуры
Основные характеристики внешней среды
1.2. Анализ макроокружения.
1.3. Анализ микроокружения
Глава 2. Факторы внешней среды организации, их влияние на результаты деятельности на примере ОАО «Газпром »
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
2.3Характеристика экономической ситуации в отрасли
Глава 3. Методы анализа внутренней и внешней среды организации
3.1 SWOT- анализ
3.2 SNW – анализ
3.3 PEST – анализ
3.4 Профиль среды
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая работа менеджмент 2 курс.docx

— 193.20 Кб (Скачать)

     Организация может увеличить свою прибыльность и рыночную устойчивость путем поиска таких потребителей, которые наиболее отзывчивы с точки зрения цены, качества и сервиса. Для этого  необходимо проведение маркетинговых  исследований. Главный их вопрос заключается  в том, как протекает процесс  принятия решения о покупке. На это  могут оказать очень сильное  влияние культурно-психологические  факторы.

     Анализ  поставщиков направлен на выявление  тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различными видами сырья, полуфабрикатами, энергетическими  и информационными ресурсами, финансами и т. п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

     Поставщики  материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию  в очень сильную зависимость  от себя. Поэтому при выборе поставщиков  очень важно глубоко и всесторонне  изучить их деятельность и их потенциал  с тем, чтобы суметь построить  такие отношения с ними, которые  обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:

  • Уровень специализированности поставщика;
  • Величина стоимости переключения поставщика на других клиентов;
  • Степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
  • Концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
  • Важность для поставщика объема продаж.

     При изучении поставщиков материалов и  комплектующих в первую очередь  следует обращать внимание на следующие  характеристики их деятельности:

  • Стоимость поставляемого товара;
  • Гарантия качества поставляемого товара;
  • Временной график поставки товаров;
  • Пунктуальность, обязательность выполнения условий поставки товара.

     Изучение  конкурентов, то есть тех, с кем организации  приходится бороться за ресурсы, которые  она стремится получить из внешней  среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

     Конкурентная  среда формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную  продукцию и реализующими ее на одном  и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду  организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию  организации на поле конкуренции. Все  это может характеризовать модель пяти сил конкуренции Портера (рис. 3.).

     

     Рис. 3. Модель 5 сил конкуренции Портера

     Конкурентная  ситуация постоянно развивается, но всегда существует важная на данный период времени движущая сила конкуренции; важно выявлять слабые и сильные  стороны конкурентов и на этой базе строить свою стратегию конкурентной борьбы. Пять сил определяют условия, в которых функционируют конкретные организации, состояние каждой из сил, а также их совместное воздействие определяет возможности отдельно взятой организации в конкурентной борьбе.

     Многие  фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны «пришельцев» и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно вновь пришедшими на их рынок. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев». Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большего объема производства, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, предпочтений и преданности покупателей, требуемого капитала, эффекта жизненного цикла продукции. Угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов зависит не только от барьеров для входа, но и от ожидаемой реакции организации на вновь входящих в данный момент в сегмент рынка. Однако любая из этих мер оказывает действие только тогда, когда она является реальным барьером для «пришельца». Поэтому очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному «пришельцу» выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

     Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка  в случае с появлением замещающего  продукта состоит в том, что если им был «разрушен» рынок старого  продукта, то он уже обычно не поддается  восстановлению. Поэтому для того, чтобы суметь достойно встретить  вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы перейти к созданию продукта нового типа. Препятствием на пути товаров-заменителей  может встать проведение ценовой конкуренции, повышение качества при продаже и обслуживании товара, производство новых более привлекательных видов продукции, усиление рекламной деятельности.

     Конкуренция является эффективным методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного  вмешательства в их деятельность. Каждая конкурентная организация стремится  формировать свою рыночную стратегию, которая при ее реализации обеспечивает превосходство над конкурентами. Успешность такой стратегии должна зависеть от стратегий, принятыми конкурентами. Поэтому неизбежным является косвенное  взаимодействие конкурентов, которое  заключается в следующем: организация, вырабатывая свою стратегию обязательно ориентируется на конкретные действия конкурентов и пытается спрогнозировать их. Параметрами такого взаимодействия могут быть: цена, новые или улучшенные товары или же услуги, технические новшества, сервис, гарантии, экономия затрат. Соперничество между организациями полностью не исключает и сотрудничество между ними (разного рода альянсы).

     Анализ  рынка рабочей силы направлен  на то, чтобы выявить его потенциальные  возможности в обеспечении организации  необходимыми для решения ею своих  задач кадрами. Организация должна изучить рынок рабочей силы как  с точки зрения наличия на нем  кадров необходимой специальности  и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т. п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих  влияние на этом рынке, так как  в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой  для организации рабочей силе.

     Нормальное  функционирование любой организации  обеспечивается наличием инфраструктуры. Между тем инфраструктура – это  обязательный компонент любой целостной  экономической системы. Деловой  мир состоит не только из тех, кто  делает свой предпринимательский, потребительский, трудовой либо государственный бизнес. Взаимные отношения между предпринимателями, наемными работниками, потребителями  обуславливаются огромным множеством промежуточных форм, устанавливающих  эти отношения и тем самым  помогающих названным субъектам  реализовать свои деловые интересы. Поэтому также необходимо проводить  анализ и этой компоненты микроокружения организации. Элементами инфраструктуры фирмы являются:

  • кредитная система и коммерческие банки;
  • организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;
  • аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
  • система регулирования занятости населения и центры
  • (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда);
  • информационные технологии и средства деловой коммуникации;
  • налоговая система и налоговая инспекция;
  • система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые (государственные и негосударственные) компании;
  • специальные рекламные и информационные агентства, и СМИ;
  • торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно- общественные объединения деловых кругов;
  • таможенная система;
  • профессиональные союзы работающих по найму;
  • коммерческо-выставочные комплексы;
  • система высшего и среднего экономического образования;
  • консультационные (консалтинговые) компании;
  • аудиторские компании;
  • общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
  • специальные зоны свободного предпринимательства.

     Инфраструктура  современного предприятия – неотъемлемый компонент деловых отношений. Благодаря  наличию названных элементов  инфраструктуры бизнес является цивилизованной формой отношений между людьми. Особенно важно то, что элементы инфраструктуры не были навязаны организациям извне, они являются порождением самих  деловых отношений. Инфраструктура сформировалась в результате длительной эволюции деловых отношений. В настоящее  время она выполняет ряд существенно важных функций:

  1. организационное оформление деловых отношений между организациями;
  2. облегчение фирмам реализации своих интересов;
  3. специализация различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш;
  4. облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики фирм.

     Все это говорит о важности данного  элемента непосредственного окружения  фирмы, поэтому при анализе внешней  среды нельзя недооценивать, и тем  более игнорировать эту компоненту.

 

     

     2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

     Открытое  акционерное общество «Газпром»  – один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных  внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной  из основных составляющих стратегии  его развития.

     В мировом рейтинге нефтегазовых компаний «Газпром» занимает первое место  по добыче природного газа. По объемам  добычи и переработки нефти «Газпром»  входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.

     Термин  ОАО «Газпром» относится к  головной компании Группы Газпром –  Открытому акционерному обществу «Газпром». Под Группой Газпром следует  понимать совокупность компаний, состоящую  из ОАО «Газпром» и его дочерних обществ. Роль Группы на мировых энергетических рынках не ограничивается ее экспортным потенциалом и репутацией надежного  и стабильного поставщика энергоресурсов. Специфика «Газпрома» заключается  в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком  энергоресурсов, располагая мощной ресурсной  базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому  положению России у «Газпрома» есть возможность стать энергетическим мостом между рынками Европы и  Азии, осуществляя поставки собственного газа и оказывая услуги по транзиту газа других производителей.

     «Газпром» может выступить связующим звеном между поставщиками и потребителями  углеводородного сырья не только европейского, но и азиатского рынков, способен учитывать мнения всех заинтересованных сторон, содействовать поиску баланса  интересов участников глобального  энергетического взаимодействия.

     Группа  располагает одной из крупнейших в мире систем газопроводов и обеспечивает основную часть добычи природного газа и его транспортировку по трубопроводам  высокого давления в Российской Федерации. Также она является крупнейшим экспортером  природного газа в европейские страны, осуществляет добычу нефти и производство нефтепродуктов.

     Группа  осуществляет следующие основные виды хозяйственной деятельности:

  • Разведка и добыча газа;
  • Транспортировка газа;
  • Продажа газа;
  • Добыча нефти и газового конденсата;
  • Переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов переработки.

     Прочие  виды финансово-хозяйственной деятельности включают в себя, в основном, строительство, производство электрической и тепловой энергии и управление активами.

     Данная  организация принадлежит к нефтегазовой отрасли.

     Подобный  объем производимой продукции позволяет  говорить о большом опыте и  давнем появлении организации на мировом энергетическом рынке. История  создания столь надежного и стабильного  поставщика энергоресурсов берет начало с 1989 года, когда  Министерство газовой  промышленности СССР было преобразовано  в  Государственный газовый концерн  «Газпром». Позже, в ноябре 1992 года, был подписан Указ Президента РФ  «О преобразовании ГГК «Газпром»  в Российское акционерное общество «Газпром». 17 февраля 1993 года выходит  соответствующее Постановление  Правительства РФ.

     Современное состояние объекта и системы  управления можно охарактеризовать как прочное и стабильное. Газпром  с уверенностью смотрит в будущее. В 2007 году капитализация ОАО «Газпром»  выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США, благодаря чему Газпром вошел  в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской  PetroChina и американской ExxonMobil.

     С каждым годом Газпром совершенствует структуру управления. Реформа направлена на повышение эффективности работы Газпрома как вертикально-интегрированной  компании. Начато создание дочерних обществ  по видам деятельности, таким как  подземное хранение газа, подземный  ремонт, переработка углеводородов, добыча нефти.

Информация о работе Методы анализа внутренней и внешней среды организации