Методы анализа внутренней и внешней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней среды на деятельность организации, что предполагает рассмотрению следующих задач:
1) Дать понятие внешней среды организации;
2) Дать анализ факторов внешней среды среды;
3) Дать анализ неопределенности организационной среды;
4) Рассмотреть элементы внешней среды организации и степень их влияния на организацию;
5) Рассмотреть взаимосвязь элементов внешней среды организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие внешней среды организации и ёё структуры
Основные характеристики внешней среды
1.2. Анализ макроокружения.
1.3. Анализ микроокружения
Глава 2. Факторы внешней среды организации, их влияние на результаты деятельности на примере ОАО «Газпром »
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
2.3Характеристика экономической ситуации в отрасли
Глава 3. Методы анализа внутренней и внешней среды организации
3.1 SWOT- анализ
3.2 SNW – анализ
3.3 PEST – анализ
3.4 Профиль среды
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая работа менеджмент 2 курс.docx

— 193.20 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие внешней среды организации и ёё структуры

    1. Основные характеристики внешней среды

1.2. Анализ  макроокружения.

1.3. Анализ  микроокружения

Глава 2. Факторы внешней среды организации, их влияние на результаты деятельности на примере ОАО «Газпром »

2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

2.2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ  ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

2.3Характеристика экономической ситуации в отрасли

Глава 3. Методы анализа внутренней и внешней среды организации

3.1 SWOT- анализ

3.2 SNW –  анализ

3.3 PEST –  анализ

3.4 Профиль  среды

Заключение

Библиографический список

 

     Введение

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает  его осуществление.

     Проблема  взаимоотношения организации и  среды в науке стала рассматриваться  впервые в работах А. Богданова  и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.

     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Задача стратегического  управления состоит в обеспечении  такого взаимодействия организации  со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность  выживать в долгосрочной перспективе.

     Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

     Первоначальная  внешняя среда организации рассматривалась  как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу выбора мною данной темы курсовой работы.

     Цель  данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней среды на деятельность организации, что предполагает рассмотрению следующих задач:

     1) Дать понятие внешней среды  организации;

     2) Дать анализ факторов внешней  среды среды;

     3) Дать анализ неопределенности  организационной среды;

     4) Рассмотреть элементы внешней  среды организации и степень  их влияния на организацию;

     5) Рассмотреть взаимосвязь элементов  внешней среды организации.

 

     

     Глава 1. Понятие внешней  среды организации и её структуры

     1.1 Основные характеристики  внешней среды

     Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или  могущие оказать воздействие  на её функционирование и поэтому  требующие принятия управленческих решений.

     В управленческой мысли представление  о значении внешнего окружения и  необходимости учитывать силы, внешние  по отношению к организации, появилось  в конце 50-х годов.

     Это стало одним из важнейших вкладов  системного подхода и необходимость  для руководителя рассматривать  свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь имеющую разветвленные связи с внешним миром.

     Помимо  системного подхода возникает примерно в тоже время концепция ситуационного  подхода, согласно которому, наиболее подходящий в данной ситуации метод, определяется конкретными внутренними  и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее  соответствующим образом.

     Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили  обратить на внешнюю среду еще  большее внимание, чем прежде. Даже если бы изменения не были столь значительными, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая относительно обособленная система, зависит от внешнего мира в отношении материальных потоков - поставок ресурсов, энергии, кадров, конкретного спроса потребителей и информационных потоков - законодательных актов, решений различных органов, ситуаций на рынке и т.д.

     Выделяют  следующие основные характеристики внешней  среды:

  1. взаимосвязанность факторов внешней среды -- уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;
  2. сложность внешней среды -- число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;
  3. подвижность среды -- скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;
  4. неопределенность внешней среды -- соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

     Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним  относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.

     Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать  прямого немедленного воздействия  на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких  факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

     Поскольку от руководства зависит выживание  организации, менеджер обязан уметь  выявлять существенные факторы в  окружении, которые повлияют на его  организацию. Он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние  воздействия. Т.е. иначе говоря, найти  методы, способствующие адаптации к  условиям внешней среды. Безусловно, что учесть все существующие и  оказывающие влияние на организацию  факторы просто невозможно, в связи  с этим возникает проблема определить именно те аспекты, от которых решающим образом зависит деятельность организации.

 

     1.2. Анализ макроокружения.

     Макроокружение  создает общие условия среды  нахождения организации. В большинстве  случаев макроокружение не носит  специфического характера по отношению  к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая (рис. 1). 

     

     Рис. 1 Среда фирмы

     Изучение  экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются  и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т. п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

     Руководство должно также уметь оценивать, как  скажутся на операциях организации  общие изменения состояния экономики. Состояние этой компоненты влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и  способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство  может считать желательным увеличение запасов поставляемых организации  ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда  с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также  решить сделать заем, поскольку при  наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем  самым будут частично компенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть  путь уменьшения запасов готовой  продукции, поскольку могут появиться  трудности ее сбыта, сократить часть  работников или отложить планы расширения производства.

     Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в  основном, обусловлено тем, что федеральное  правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической  обстановки, регулируя налоги, денежную массу и учетную ставку, устанавливаемую  ЦБ. Этот банк изменяет условия получения  кредита и повышает (снижает) ставки процента, а также долю обязательных резервов для коммерческих банков. Подобным образом, снижение налогов  увеличивает массу денег, которые  люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.

     Текущее и прогнозируемое состояние экономики  может иметь драматическое влияние  на цели организации. Вышеуказанные  факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться  и оцениваться. Что для одной  организации представляется экономической  угрозой, другая воспринимает как возможность.

     Анализ  правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как деятельность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

     Политическая  составляющая макроокружения должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых  государство намерено проводить  в жизнь свою политику.

     Изучение  политической компоненты должно концентрироваться  на выяснении того, какие программы  пытаются провести в жизнь различные  партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах  государственной власти, какое отношение  у правительства существует по отношению  к различным отраслям экономики  и регионам страны, какие изменения  в законодательстве и правовом регулировании  возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно уяснить такие базовые характеристики политической подсистемы, как то: какая политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть в свои руки.

Информация о работе Методы анализа внутренней и внешней среды организации