Методы анализа внешней среды организации в стратегическом менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: сбор и анализ информации о существующих перспективах и методах исследования анализа внешней среды организации.
В работе решаются такие задачи как:
Рассмотрение внешней среды стратегических изменений
Предложение сущности и назначения анализа внешней среды для организации

Содержание

Введение 3
Глава 1 Внешняя среда стратегических изменений 5

1.1 Понятие внешней среды организации 5

1.2. Анализ факторов внешней среды 7
1.3. Анализ неопределенности организационной среды 10
Глава 2 Сущность и назначение анализа внешней среды
для организации 16
2.1 Содержание и необходимость проведения анализа
внешней среды 16
2.2 Анализ Макроокружения 19
2.3 Анализ Микроокружения 23

Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Страт. Менеджмент. Методы анализа внешней среды в организации (Готовая).docx

— 69.42 Кб (Скачать)

      § 2.3 Анализ Микроокружения

       Изучение  непосредственного окружения организации  направлено на анализ состояния тех  составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать  существенное влияние на характер и  содержание этого взаимодействия, тем  самым она может активно участвовать  в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления  угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура (рис. 1.2.).

       Само  выживание и существование организации  зависит от ее способности находить потребителей результатов ее деятельности и удовлетворять ее запросы. Потребители  могут сильно различаться по своей  природе и месту, которое они  занимают в цепочке продвижения  товара. Потребителями могут являться: физические и юридические лица как в пределах страны, так и за рубежом, общественные и государственные организации. Исходя из этого можно выделить пять клиентурных рынков: потребительский, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, государственных учреждений и международный.

       Анализ  покупателей, как компоненты непосредственного  окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей  составление профиля тех, кто  покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет  организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что  ожидает продукт в будущем  и многое другое. Все это позволит фирме максимально эффективно использовать свой производственный потенциал.

                                     

         
 
 
 
 
 
 

       Рис. 1.2. Состав микроокружения организации

       Профиль покупателя может быть составлен  по следующим характеристикам:

    • Географическое месторасположение покупателя;
    • Демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т. п.;
    • Социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т. п.;
    • Отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т. п14.

       Изучая  покупателя, фирма также уясняет  для себя, насколько сильны его  позиции по отношению к ней  в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность  в выборе продавца нужного ему  товара, то его сила торговаться  существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному  покупателю другим, который имел бы меньше возможностей в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно  для него качество покупаемой продукции. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые  обязательно должны быть вскрыты  и изучены в процессе анализа  покупателя. К числу таких факторов относятся следующие:

    • Соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
    • Объем закупок, осуществляемых покупателем;
    • Уровень информированности покупателя;
    • Наличие замещающих продуктов;
    • Стоимость для покупателя перехода к другому продавцу такого же продукта;
    • Чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, наличие определенных требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке.

       Поставщики  материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию  в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентную силу поставщика определяют следующие факторы:

    • Уровень специализированности поставщика;
    • Величина стоимости переключения поставщика на других клиентов;
    • Степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
    • Концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
    • Важность для поставщика объема продаж.

       При изучении поставщиков материалов и  комплектующих в первую очередь  следует обращать внимание на следующие  характеристики их деятельности:

    • Стоимость поставляемого товара;
    • Гарантия качества поставляемого товара;
    • Временной график поставки товаров;
    • Пунктуальность, обязательность выполнения условий поставки товара.

       Конкурентная  среда формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную  продукцию и реализующими ее на одном  и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду  организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию  организации на поле конкуренции. Все  это может характеризовать модель пяти сил конкуренции Портера (рис. 1.3.).

       Рис. 1.3. Модель 5 сил конкуренции Портера  

         

                                                         
 
 
 

       Изучая  состояние конкурентной среды организация  должна контролировать не только структуру и динамику поведения конкурентных сил, но и поведение своих основных конкурентов. Подход к анализу конкурентов может быть следующим (рис. 1.4.)15. 

       Рис. 1.4. Модель анализа непосредственных конкурентов фирмы. 

         

                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В завершении вышерассмотренной темы хочется отметить следующие определяющие моменты, которые определяют высокую  степень значимости этой проблемы. На сегодняшний день внешняя среда  имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды (а это является общими характеристиками современного окружения отечественных промышленных предприятий) организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации.

   Сегодня практически все основные функциональные подразделения промышленных предприятий  имеют определенное представление  о внешней среде. Однако процедуры  сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве  случаев нецеленаправленно, спонтанно  и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней  среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.

   В силу вышесказанного можно сделать  вывод, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и  успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа вешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Байе М. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. – М.:Изд-во РАГЗ, 1999 г. – 365с.
  2. Вестник управления ценообразования и сметного нормирования в строительстве. – М.: Выпуски I и II за 2000 г. – 654 с.
  3. Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. -М.: Инфа-М, 1999г, – 430с.
  4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999г., – 356с.
  5. Олдкорн Р. Основы менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 1999г., – 280с.
  6. Послание главы РМ ГС. – Саранск: «Красный Октябрь», 2000г., – 49 с.
  7. Сборник средних цен на строительные материалы, изделия и конструкции на IV квартал 2000 года.  -  «Стройинформ» №45 от 10.11.00. – 4 с.
  8. Социально-экономические показатели районов РМ за 9 месяцев 2000 г. – «Известия Мордовии» от 20.10.2000г., – 8 с.
  9. Социально-экономическое положение РМ в III квартале 2000 года. – «Известия Мордовии» от 26.10.2000г., – 8 с.
  10. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999г., – 416 с.
  11. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление запасами. Новые методы увеличения конкурентоспособности. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999г., – 412с.
 
 

 

Информация о работе Методы анализа внешней среды организации в стратегическом менеджменте