Методы анализа управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

1.1. Процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование. Активно- составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико- синтезирующим аппаратом.

Работа содержит 1 файл

метод анал упр решений.docx

— 63.98 Кб (Скачать)

МЕТОДЫ  АНАЛИЗА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 

1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

     1.1. Процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ, синтез, эксперимент, моделирование. Активно- составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован как бы живым аналитико- синтезирующим аппаратом.

     Мышление, как отмечает М. И. Баканов, в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а  в данном случае и анализ, отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей  в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции (суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от общего к частному), суждения приводят к тому или иному умозаключению.

     1.2. Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием "синтез" (от гречес. - sinthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

     Анализ  без синтеза невозможен. Умозаключение  представляет собой индуктивно-дедуктивный  вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

     1.3. Процесс мышления - процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений.

       1.4. Созерцание, или наблюдение, фактофиксация - начальный момент познания, начальный момент анализа. Созерцание - это отдание чести "его величеству господину факту", факты - это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фактов - основа всех последующих этапов анализа - мышления. Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных кирпичиков сущего служат базой для абстрактного обобщения на более высоком уровне. Здесь проявляется мудрость восточной поговорки:

"Не  всякий знает,  как много надо  знать, чтобы знать, как мало мы знаем" .

       1.5. На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального решения (здесь вполне применимы способ итераций и метод "Дельфи"). Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии.

       Формирование  новых практических предложений и умозаключений осуществляется на основе результатов абстрактных обобщений путем восхождения от абстрактного к конкретному, привязки теоретических результатов к конкретной ситуации, разработки и обоснования конкретных организационно-технических и других мероприятий.

            1.6. К основным принципам диалектики, на которых базируется анализ, можно отнести следующие:

• системный  подход;

• динамический подход; 

• принцип  проявления необходимости и случайности;

• принцип  единства и борьбы противоположностей;

• принцип  перехода количества в качество и  качества в новое количество;

• принцип "отрицание отрицания", непрерывного отмирания систем (компонентов систем) и появления новых, более качественных.

Рассмотрим  сущность этих принципов.

     Сущность  системного и динамического подходов была рассмотрена в п.п. 2.3, 2.4. Здесь добавим, что движение - непреложная предпосылка развития природы, общества, человека и других систем. Особенность, необходимость и трудность анализа как раз и состоят в том, что все следует изучать не в статике, а в динамике, в причинно-следственных связях. Причина порождает следствие, а следствие вновь оборачивается причиной последующего события и так до бесконечности.

     1.7. Проявление необходимости и случайности выражается в двух аспектах: а) с точки зрения определенности событий, явлений, фактов, которые могут быть либо зафиксированными, бесспорными или планируемыми, либо случайными, непредсказуемыми;

б) с  точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-следственных отношений, которые могут быть либо детерминированными, жесткими, либо стохастическими, вероятностными. Отсюда уравнения связи  между факторами могут быть функциональными (жесткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятностными).

     1.8. Принцип единства и борьбы противоположностей является одним из важнейших в философии, объясняющий противоречивость исторического развития любой системы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей, наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения.

     Особенно  сближает диалектическое познание с экономическим анализом философская проблема количества и качества. В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целостность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются в целое. Для исследования количества характерны счет и мера, зависимости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, динамику изменения показателей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличении) первого (количества) для повышения второго (качества) по спирали развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурентоспособности. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относительных затрат у потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно привести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товаров. Ведущая роль в решении этой проблемы отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.

     С проблемой количества и качества связан принцип или диалектический закон «отрицание отрицания». Во всех сферах происходит отрицание новым старого и создание (рождение, форми­рование и т. Д.) нового, более качественного, экономичного, конкурентоспособного. Например, в промышленно развитых странах ежегодно закрывается 8—12 % фирм, вместо них открываются новые, более рентабельные, прогрессивные. Продолжительность освоения и серийного выпуска промышленной продукции под давлением конкуренции в последние годы резко сократилась. Постоянно идет процесс воспроизводства более конкурентоспособных объектов. Например, в США за последние 15 лет продолжительность выпуска вычислительной техники сократилась в среднем в 7 раз и составляет около 12 месяцев. В России за последние 5 лет продолжительность выпуска продукции машиностроения сократилась примерно в 2 раза.

     Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует  выполнять специфические принципы анализа:

1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) принцип  выделения ведущего звена (ранжирование  факторов) предполагает постановку  целей и установление способов  достижения этой цели. При этом  всегда выделяется основное (ведущее)  звено, применяя методы факторного  анализа и структуризации проблемы;

3) принцип  обеспечения сопоставимости вариантов  анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации  и условиям применения объектов  анализа и другим условиям (см. п. 1.4);

4) принцип  оперативности и своевременности  анализа направлен на сокращение  времени выполнения работ за  счет реализации принципов рациональной  организации частичных процессов  (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;

5) принцип  количественной определенности  предполагает количественное выражение:  а) параметров и условий обеспечения  сопоставимости и оптимизации  альтернативных вариантов управленческого  решения; б) связей между компонентами  системы менеджмента; в) степени  неопределенности и риска при  принятии решения. 

Схема проявления принципа единства анализа  и синтеза показана на рис. 4.1.

 

Рис. 4.1. Схема проявления принципа единства анализа и синтеза 

Допустим, мы построили дерево эффективности  конкретного товара. Тогда на 0-м  уровне будет показатель эффективности  товара как отношение совокупных затрат за его жизненный цикл к  полезному эффекту (отдаче) за этот же период. На 1-м уровне по левой  ветви будут показатели качества (1 – полезный эффект;

    1. – показатели назначения товара; 1.2 – надежность; 1.3 – эколо-гичность; 1.4 – эргономичность; 1.5 – технологичность; 1.6 – эстетичность (дизайн); 1.7 – стандартизация и унификация; 1.8 – патентная чистота и патентоспособность; 1.2.1 – безотказность; 1.2.2 – долговечность; 1.2.3 – ремонтопригодность; 1.2.4 – сохраняемость и т. Д.).

     Правая  ветвь дерева эффективности товара раскрывает совокупные затраты – на 1-м уровне, на 2-м уровне: 2.1 – затраты на стратегический маркетинг; 2.2 – затраты на НИОКР; 2.3 – затраты на организационно-технологическую подготовку производства нового товара; 2.4 – затраты на производство товара; 2.5 – затраты на подготовку товара к функционированию или обращение; 2.6 –затраты на эксплуатацию (использование) и ремонты (восстановление) товара за нормативный срок его службы; 2.7 – затраты на утилизацию товара. На 3-м уровне приведем составляющие только по показателю 2.2 (затраты на НИОКР): 2.2.1 – затраты на фундаментальные исследования; 2.2.2 – затраты на прикладные исследования; 2.2.3 – затраты на конструкторские работы; 2.2.4 – затраты на опытно-экспериментальные и испытательные работы. По аналогичной схеме проводится структуризация остальных показателей на 3-м уровне, далее показатели 3-го уровня разбиваются на показатели 4-го уровня (по ветви «качество» это могут быть частные показатели качества, ветви «затраты» – затраты по подразделениям и проблемам). На рис. 4.1 показатели 2-го и 3-го уровней схематично раскрыты полностью, однако цифрами для простоты обозначены только крайние показатели, например, 1.1 и 2.7.

     После построения дерева эффективности товара, т. Е. после выполнения одного из первых этапов анализа, при помощи синтеза проверяется правильность структуризации показателей. Для этого на белом листе перечисляются вразброс (без привязки к ветви дерева и уровню) все показатели обеих ветвей и всех уровней без номеров. Приведем фрагмент показателей эффективности оборудования:

1) надежность;

2) затраты  на прикладные исследования;

3) экологичность;

4) производительность;

5) затраты  на патентный поиск;

6) технологичность;

7) совокупные  затраты за жизненный цикл  товара;

8) сохраняемость свойств качества товара;

9) уровень  вибрации;

10) полезный  эффект и т. Д. 

     Теперь  мы должны каждому показателю присвоить  номер, принадлежащий ему в дереве показателей по экономическому содержанию и логике. Так, «надежность» имеет номер 1.2, «затраты на прикладные исследования» – 2.2.2, «экологичность» – 1.3, «производительность» является одним из показателей назначения оборудования и этому показателю можно присвоить номер 1.1.1, «затраты на патентный поиск» являются частью затрат на фундаментальные исследования и этому показателю можно присвоить номер 2.2.1.2 (если 2.2.1 – затраты на фундаментальные исследования, 2.2.1.1 – анализ проблемы и разработка технического задания), «технологичность» – 1.5, «совокупные затраты за жизненный цикл» – 2, «сохраняемость свойств качества товара» – 1.2.4, «уровень вибрации» относится к частному показателю эргономичности (1.4) и ему можно присвоить номер 1.4.1, "полезный эффект" - 1.

Информация о работе Методы анализа управленческих решений