Методология процесса разработки управленческих решений

Автор: 1***********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:22, контрольная работа

Описание работы

Поэтому человеческие решения являются исключительно важным для практики и интересным для науки объектом исследования. Уступая компьютеру в скорости и точности вычислений, человек, тем не менее, обладает уникальным умением быстро оценивать обстановку, выделять главное и отбрасывать второстепенное, соизмерять противоречивые оценки, восполнять неопределенность своими догадками. Эти ценные качества спасали людей на всем протяжении человеческой истории.

Содержание

Введение 4
Научно-теоретический аспект разработки управленческого решения 5
Понятие управленческих решений 5
Методы, методика и организация разработки управленческого решения. 11
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Разраб упр реш.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

            ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  в г. Саратове 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Семёнова  Татьяна Евгеньевна 
 
 

Методология процесса разработки управленческих решений 

Контрольная работа студентки 3 курса  заочного отделения 

специальности «Экономика и управления на предприятии» 
 

по дисциплине «Разработка управленческих решений» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Научный руководитель

      К.э.н. Алтухов П.Л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2011г.   
 

     Содержание 
 

 

Введение

 

     Как в жизни отдельного человека, так  и в повседневной деятельности организаций принятие решений является важнейшим этапом, который определяет их будущее, для подавляющего большинства человеческих решений нельзя точно рассчитать и оценить последствия. Можно лишь предполагать, что определенный вариант решения приведет к наилучшему результату, однако такое предположение может оказаться ошибочным, потому что никто не может заглянуть в будущее и знать все наверняка.

     Поэтому человеческие решения являются исключительно  важным для практики и интересным для науки объектом исследования. Уступая компьютеру в скорости и точности вычислений, человек, тем не менее, обладает уникальным умением быстро оценивать обстановку, выделять главное и отбрасывать второстепенное, соизмерять противоречивые оценки, восполнять неопределенность своими догадками. Эти ценные качества спасали людей на всем протяжении человеческой истории.[4, 9с.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научно-теоретический  аспект разработки управленческого решения

Понятие управленческих решений

 

     Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для  руководителя – менеджера и требует от него принятия решений, в частности, в отношении изменения целей и программы действий. Это касается всех уровней управления.

     Управление — процесс, представляющий собой совокупность действий особого органа организации, направленных на изменение существующего состояния организации или ее части в направлении достижения целей и баланса организации с внешней средой [7, 318с.]

     Основоположником  классической теории научного управления считают американского инженера и ученого Ф.У. Тейлора, именем которого названо направление в теории организаций — «тейлоризм». Лозунгами этого направления стали: «координация», «интеграция» и «контроль». Последователи тейлоризма обращали особое внимание на проблему рабочих, решение которой заключалось в максимальном облегчении производственных операций, в упорядочивании системы вознаграждения путем внедрения сдельной оплаты труда и в обеспечении безопасности труда. Основными принципами тейлоризма считают:

     - применение научного подхода  к каждому элементу деятельности любого члена организации, поиск наиболее рациональных, оптимальных способов совершения производственных операций;

     - научно обоснованный подбор и  обучение работников;

     - взаимодействие между управляющими  и рабочими, которое проявляется,  прежде всего, в обоснованном вознаграждении за труд на базе сдельной системы оплаты труда.

     Тейлор  признает, что его подход не содержит каких-либо новых принципиальных научных  положений, и полагает, что теория научного управления «собирает все  традиционное знание, накопленное предыдущими поколениями управляющих, и редуцирует его в виде правил, законов, формул» [8, 36с.]

     В подходе Тейлора по совершенствованию  управления организацией приоритет  отдан инженерным решениям. В рамках этой теории все отклонения от «рациональности» рассматриваются как нежелательные последствия, ошибки, неточности, которые могут быть устранены на основе расчетов и чисто инженерных решений.[7, 23с.]

     Управляемый объект (фирма или ее хозяйственно самостоятельные подразделения), имеет внешнюю среду - рыночные отношения, к состоянию которой он должен приспосабливаться на основе обратной связи. Всякое управленческое решение - это результат обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды.

     Управленческое  решение — это развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический, организационно-правовой и социальный процесс, осуществляемый в пределах компетенции субъекта управления (руководителя или коллегиального органа), результатом которого является определенным образом зафиксированный проект каких-либо изменений в организации, а так же – это основной "продукт" общественно полезного труда руководителей и специалистов, реализующих взаимосвязанные функции управления, документ, содержащий постановку целей (задач), способов и сроков их осуществления, а также указание ресурсов[6, 348с.].

     Внимательное  рассмотрение процесса принятия решений  с целью его лучшего уяснения приводит к необходимости четкого определения целей и задач. Нередко цели или, во всяком случае, непосредственно связанные с ними факторы являются как количественными (объективными), так и качественными (субъективными). В этих случаях для применения научных методов принятия решений нужны зрелость суждений и дальновидность, а также аналитическое и математическое мастерство.

     Следует помнить, что иногда для достижения поставленной цели требуется установить баланс между двумя или большим числом рассматриваемых факторов, причем в определенных ситуациях некоторые из них будут входить в задачу как ограничения, а не как компоненты поставленной цели.

     Управленческие  решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение конкретизируется для исполнителей и контроля за выполнением. Иначе говоря, управленческое решение должно содержать ответ на вопрос - как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение.

     Характеризуя  полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: выработки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации.

     Принятие  решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

     В литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, следует считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

     Управленческие  решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

     Управленческое  решение – это творческий акт, направленный на устранение проблем, которые возникли на субъекте управления (организация, фирма, учебное заведение, и т.д.). Описать математическим языком творческий процесс невозможно. Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

     Подготовка  управленческих решений в современных  организациях нередко отделена от функции  их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов

     Принятие  решений — это накопление информации, выявление проблем, сдерживающих развитие, выбор эффективных направлений в работе, предвидение последствий[9, 119с.]

     Принятие  решений — прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.

     Разработка  и принятие решения – это, по существу, выбор из нескольких возможных решений данной проблемы. Варианты принимаемых решений могут быть реальными, оптимистическими и пессимистическими. Признаком научной организации управления, научного стиля и методов работы руководителя является выбор лучшего варианта решений из нескольких возможных. Окончательное решение проблемы наступает после «проигрывания» различных вариантов, группировки их по значимости, отклонения заведомо непригодных и нереальных. Следует также остерегаться стремления ускорить процесс принятия решений, что влечёт за собой подчас неточности и искажения в принимаемых решениях. Выбирая окончательный вариант решения, необходимо учитывать огромное множество различных влияний и возможностей просчёта, объясняемого как субъективными данными самого работника, так и некоторыми объективными данными самого механизма точности расчётов. Руководитель должен учитывать, что в практической, реальной действительности редко возникает возможность осуществления лишь одного варианта, который имеет явное и значительное преимущество перед другими. Принимая окончательное решение, необходимо предвидеть также возможность лишь частичного успеха или неуспеха принимаемого решения, а поэтому рекомендуется предварительно запланировать вспомогательные (резервные) мероприятия, которые в случае неудачи принятого решения могут быть проведены взамен намеченным.

     Анализ  информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента. Иерархия в  системе управления решает проблемы передачи ответственности на более  низкие уровни управления, централизации  и децентрализации процесса принятия решений и самой организации управления.

     Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию  и рационализации, поскольку современный  менеджмент основан на рациональных способах принятия решений.

     Каждый  аспект подхода к менеджменту  как к системе управления требует  ее изучения в статике и динамике; в рамках глобальной локальной деятельности; на текущий момент и на перспективу. А это отражается на формулировке целей, методов воздействия для их достижения, на организационной структуре управления, на функционировании фирмы как управляемого объекта[2, 18с.].

     Подготовка, принятие и осуществление решения  представляют собой части процесса управления, отражающие его основное содержание и характеризующиеся  одноразовостью действия, альтернативным характером, целенаправленностью и наличием программы действий. Решение только тогда реально, когда оно ресурсно и организационно обеспечено. Именно поэтому каждое решение должно быть адресным. Это положение органически соединяет процесс принятия и выполнения решения[3, 117с.].

     В зависимости от целей и методов  разработки различают следующие  основные разновидности управленческих решений.

     По  масштабам объекта – глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определённому звену или подразделению.

     По  характеру целей – стратегические, определяющие генеральные задачи; тактические, в которых разрабатываются более  частные задачи, направленные на осуществление  ранее выработанной стратегии; оперативные, направленные на осуществление первоочередных задач.

     По  периоду времени осуществления  – перспективные (долгосрочные), рассчитанные на длительный период времени; текущие (среднесрочные), являющиеся частью, детализацией и уточнением перспективных; регулировочные (краткосрочные), направленные на обеспечение выполнения текущих и перспективных решений.

     В зависимости от круга проблем, которые  рассматриваются в решении –  комплексные, связанные с изменением многих сторон деятельности управляемого объекта; частные (тематические), относящиеся к одной из сторон деятельности управляемого объекта; в их составе по преобладающему содержанию различают технические, экономические, социальные, организационные решения.

Информация о работе Методология процесса разработки управленческих решений