Методология менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:41, реферат

Описание работы

Метод менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
1. Метод теории игр используется для оценки влияния какого-либо действия на конкурентов.
2. Метод имитационного моделирования, при котором используются специальные устройства, имитирующие реальный мир, т.е. определяется экономическое положение организации, конкурентов с их последующими экономическими действиями в той или иной ситуации.

Работа содержит 1 файл

Методология менеджмента.docx

— 27.37 Кб (Скачать)

Методология менеджмента

Метод менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

1. Метод теории  игр используется для оценки  влияния какого-либо действия  на конкурентов.

2. Метод имитационного  моделирования, при котором используются  специальные устройства, имитирующие  реальный мир, т.е. определяется  экономическое положение организации,  конкурентов с их последующими  экономическими действиями в  той или иной ситуации.

3. Метод дерева  решений позволяет представить  проблему в виде схемы и  увидеть альтернативы визуально.

4. Метод прогнозирования  для выявления альтернатив и  их вероятности.

Задачи менеджмента

определить стратегическое управление

заручиться согласием  подчиненных

предоставить  им средства и полномочия

предоставить  право выбора методов управления и свободу действий

Функции менеджмента

В результате разделения и специализации управленческого  труда возникает функция менеджмента. Функция занимает ключевое место  в системе основных категорий  менеджмента. Функции менеджмента  направлены на достижение определённых целей. Они отвечают на вопрос, что  делается или должно делаться в системе  менеджмента.

Функция менеджмента - особые виды деятельности, выражающей направления или стадии осуществления  целенаправленного воздействия  на связи и отношения людей  в процессе производства управления им. Система функций менеджмента - комплекс взаимосвязанных во времени  и пространстве видов деятельности, осуществляемых субъектом управления при целенаправленном воздействии  на тот или иной объект.

Функции менеджмента  следует рассматривать с учетом cследующих квалификационных признаков:

1) особенности  самого процесса управления, т.е.  выделения в нем признаков,  присущих управлению как явлению  и раскрывающих законы и закономерности  его формирования.

2) самого процесса  производства, направленности управления  на конкретные элементы процесса  или среды объекта производственно-хозяйствённой  деятельности.

В связи с  этим различают общие и конкретные функции.

.

Взаимосвязь между  общими функциями представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления

В практике применения достижений управленческой мысли в  различных странах проявляются  свои национальные особенности моделей  управления. Сложились: американская, японская и западноевропейская школы  управления.

Основы системного подхода в управлении

Направление акцентируещее внимание на изучении системы, привело к созданию «системотехники». Элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, не просто функционально вытекают друг из друга (на что делал акцент процессный подход), а все без исключения друг с другом связаны, оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие.

В результате изменения  в одном из них неизбежно обуславливают  изменения в остальных, а в  конечном результате - во всей организации. Это требует комплексного решения  любых ее проблем: больших и малых, простых и сложных, текущих и  перспективных. Представители:

1. Честер Бернард  (президент телефонной компании): сформулировал основные функции  менеджмента - цели организации,  поддержание связи между ее  отдельными элементами и обеспечении их эффективного функционирования. Разработал концепцию социальной ответственности корпорации.

2. Питер Друкер продолжил линию Файоля по созданию целостной концепции управления и определению роли профессионального менеджера. В то же время он выдвинул идею самоуправления (которая была отвергнута в 50-х годах, но нашла применение в практике «социального партнерства»). В противовес Файолю, который во главу угла ставил функции и процесс, Друкер во главу угла ставил сначала цели, затем уже функции, систему и методы.

3. В 80-е годы  очень популярной теорией стала  концепция «7-S» - это семь взаимосвязанных  переменных, названия которых в  англ.языке начинаются с S: стратегия, структура, система управления, персонал, квалификация сотрудников, организационные ценности.

4. Бурное развитие  НТР, стремительное изменение  окружающей среды, неопределенность  во времени отразил ситуационный  подход - как современная концепция  и подход к менеджменту.

5. Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов внес значительный вклад в теорию менеджмента. Главная его особенность заключается в требовании решать каждую организационно-управленческую проблему в зависимости от сложившихся конкретных условий, изучения работы предприятий, изучения внешних и внутренних факторов, влияющих на их функционирование. А затем на основе анализа из нескольких вариантов возможных решений принимается одно, единственно правильное решение сложившейся проблемы. Этот подход может быть проиллюстрирован на примере пожарной команды. В зависимости от того, что именно горит, применяются различные способы тушения огня: воду, углекислоту, песок, встречный огненный вал и т.п.

6. Реализация  ситуационного подхода требует  от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться  в меняющейся обстановке, творческого  подхода к делу, способности решать  не только самому, но и организовывать  коллективную работу подчиненных.

7. Ситуационный  подход составил одну из основ  концепции стратегического управления, основоположником которой является  Игорь Ансофф. Но стратегический менеджмент это отдельная дисциплина, которую Вы изучите позже.

Эволюция менеджмента

Развитие управления как науки представляло собой  формирование разных подходов, которые  не всегда совпадали. Известен ряд подходов к теории и практике управления. Выделяют четыре основных подхода.

1. Подход, основанный  на выделении различных школ  управления, включает фактически  четыре подхода. Согласно этим  подходам управление рассматривается  с различных точек зрения.

2. Процессный  подход рассматривает управление  как непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций.

3. Системный  подход предполагает, что руководитель  должен рассматривать организацию  в виде совокупности взаимозависимых  элементов, таких, как люди, структура,  задачи и технология, которые  ориентированы на достижение  различных целей в условиях  меняющейся внешней среды.

4. Ситуационный  подход основывается на том,  что пригодность различных методов  управления определяется ситуацией.

Изменялись подходы  и методы управления.

Теория управления как наука зародилась в конце 19 и начале 20 веков и своем развитии прошла несколько этапов.

Первый этап управленческой мысли связан с «тейлоризмом». Американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 гг.) высказал мысль, что управлять можно научно и его труды («Принципы научного менеджмента» 1911 г., «Управление фабрикой» 1903 г.) были положены в основу школы научного управления. Поэтому отцом научного управления считается Ф.Тейлор.

Из научных  школ выделяют следующие:

Школа научного управления (1885-1920) или рационалистическая школа. Эта школа связана с  именами Ф.Тейлора, Фрэнка и Лилии  Гилберт, Г.Канта. Она предлагала рационализировать  работу, т.е. предлагались различные  рациональные шаблоны действий.

Управление предприятием рассматривалось как искусство  «знать точно, что предстоит сделать  и как сделать это самым  лучшим и дешевым способом».

Управленческие  функции выделялись в отдельную  сферу профессиональной деятельности. Менеджмент был выделен в качестве самостоятельной сферы и вида деятельности.

Методологическую  основу этой школы составлял так  называемый традиционный подход к организации, которая рассматривалась как  нечто состоящее из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов, чье функционирование, однако подчиняется  определенным общим закономерностям.

Однако представители  научного управления посвящали свои исследования управлению производством, т.е. на нижнем уровне управления.

Классическая (административная) школа управления (1920-1950). Представления  школы развивали Анри Файоль, Л.Урвик, Д.Муни, А.Рейли. Целью школы было создание универсальных принципов успешного управления работой организации в целом, в т.ч. возможность их применения в государственном управлении.

В своей работе «Учение об управлении» (1916) Файоль выделил управленческие задачи в особую область исследования.Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:

8. технической, т.е. осуществлению производственного процесса;

9. коммерческой, заключающейся в закупке всего  необходимого для создания товаров  и услуг и сбыте готовой  проидукции;

10. финансовой, связанной  с привлечением, сохранением и  эффективным использованием денежных  средств;

11. бухгалтерской,  заключающейся в проведении статистических  наблюдений, инвентаризацией, составлением  балансов и т.п.;

12. административной, призванной оказывать воздействие на работников;

13. функции защиты  жизни, личности и собственности  людей.

Каждый из этих видов нуждался в управлении, предполагавшем осуществлении следующих функций: планирования; организации; координации; контроля; мотивации.

Файоль оказался основоположников процессного подхода к управлению организацией, которое рассматривалось им как серия повторяющихся взаимосвязанных действий, последовательно и непрерывно реализующих функции.Он сформулировал 14 принципов административного управления.

1. Разделение  труда. Цель разделения труда  - увеличивать объем и повышать  качество производства при затрате  тех же усилий. Специализация  труда.

2. Власть-ответственность.  Власть есть право отдавать  распоряжения и сила, принуждающая  подчиняться. Власть немыслима  без ответственности.

3. Дисциплина - это  повиновение, усердие, внешние  знаки уважения и всецело зависит  от руководителя. Соблюдение дисциплины  помогает организации работать  спокойно.

4. Единство распорядительства  или единоличие. Работнику может отдавать приказы только один начальник.

5. Единство руководства.  Один руководитель и одна программа  для совокупности операций.

6. Подчинение  частных интересов общим. Этот  принцип гласит, что интересы  служащего или группы служащих  не должны становиться выше  интересов предприятия. Необходима  согласованность.

14. Вознаграждение  персонала должно быть справедливым  и по возможности удовлетворять  персонал предприятия, нанимателя  и служащего.

15. Централизация  - это вопрос меры. Дело сводится  к нахождению централизации, наиболее  благоприятной для предприятия.

16. Иерархия есть  ряд руководящих должностей.

17. Порядок. Определенное  место для каждого лица и  каждое лицо на своем месте.  Материальные ценности и люди  должны находиться на своих  соответствующих местах

18. Справедливость - есть сочетания благожелательности  с правосудием. Результат доброты  и законности будет приводить  к преданной и лояльной службе.

19. Постоянство состава персонала (исключения: возраст, болезни, смерть, несостоятельность и т.д.) Принцип текучести рабочего состава имеет меру.

20. Инициативой  называется возможность создания  и осуществления плана. Свобода  предложения.

21. Единение персонала  или кастовый дух. Совместные  усилия персонала являются основой  организационного успеха.

Функции и принципы Файоля остаются популярными и сегодня. В годы 1 мировой войны интенсификация физических возможностей человека в крупном машинном производстве, казалась была доведена до предела. Чисто административные методы уже не срабатывали, необходимо было активизировать личностный потенциал людей и формирование новой управленческой парадигмы, подхода, ориентированного на человека.

Толчком послужили  Хотторнские эксперименты в компании «Вестерн электрик» финансируемые «Фондом Рокфеллера».Так появилась Школа человеческих отношений (1930-1950) и школа поведенческих наук (с 1950 по настоящее время). Представителями являются Мери.Фоллетт, Э.Мэйо, А.Маслоу. Школа определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц с использованием достижений психологии и социологии - наук о человеческом поведении в управлении. Эта школа обнаружила, что силы взаимодействия между людьми зачастую превосходят усилия руководителя и материальные стимулы, определила, что мотивы поступков людей - это различные потребности.

Информация о работе Методология менеджмента