Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:32, реферат
В данной работе будет рассматриваться тема: «Методологические основы менеджмента», так как помимо призвания и таланта необходимы также знания сущности менеджмента, понятия мотивации, а также экономических мотивов
деятельности людей, о которых здесь пойдет речь.
Так же перечисляются факторы, которые необходимы менеджеру, чтобы умело управлять своим коллективом. Руководитель должен иметь в виду, что помимо знаний своих обязанностей и обязанностей подчиненных существует еще множество аспектов социального характера, которые он тоже должен учесть.
Введение…………………………………………………………………………... 3
1.Сущность,принципы и понятия методологии.……………………....................5
2. Принципы , система методов и научные подходы………………....………10
2.1.Принципы и научные подходы.…………………..………………………….10
2.2. Содержательные концепции и мотивации………………………………….13
3.Оценка эффективности в методологии………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………..18
Список использованных источников………………………………………........19
Приложение №1
Приложение №2
Содержание.
Приложение №2
В данной работе будет
деятельности людей, о которых здесь пойдет речь.
Методология
в буквальном значении (логос – наука,
знание, и метод – путь, направление познания)
есть учение о методах познания. Методологию
можно определить как систему, реализующую
три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде
новых понятий, категорий, законов, гипотез,
теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний
в общественной практической деятельности
(обучение, воспитание, производственная
деятельность, культура и искусство, быт).
Так же перечисляются факторы, которые необходимы менеджеру, чтобы умело управлять своим коллективом. Руководитель должен иметь в виду, что помимо знаний своих обязанностей и обязанностей подчиненных существует еще множество аспектов социального характера, которые он тоже должен учесть.
Грамотная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как правило, в показательной форме. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее. На деятельность организации влияют изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды: курсы валют, уровень инфляции, взаимоотношения с конкурентами, клиентами, государством, психологический климат и мотивация в коллективе, организационная культура и т.д. Данные факторы обусловливают получение реальных результатов работы, которые могут отличаться от поставленных целей в лучшую или худшую стороны. Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенденций в экономике, на рынках и в коллективе. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными. [7]
Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи :
-
тактическая ( поддержание устойчивости
функционирования организации
-
стратегическая( развитие и перевод
её в качественно новое состояние).
Эти задачи решаются в рамках трёх видов менеджмента:
- общего ( постановка целей, выработка стратегии , путей развития , решение организационных вопросов, контроль.) ;
-
линейного ( руководство текущей
работой основных и
- функционального
( управление решением
Предметом
изучения менеджмента является особая
разновидность организационных отношений
между людьми, имеющих форму информационного
обмена и связанных с осуществлением руководства
деловыми и хозяйственными процессами.
[8]
1. Сущность ,принципы и понятия методологии.
Что побудило авторов попытаться разобраться в вопросе: «Что такое методология?» Казалось бы, всем ученым это понятно, так как в каждой диссертации – как кандидатской, так и докторской – они говорят о методологических основах их исследования. На самом деле, во многих областях науки исследователи довольно часто проявляют удивительно малую осведомленность или вовсе девственную неосведомленность о науке вообще и о методологии в частности. Нередко бытует предубеждение против методологии, понимаемой весьма упрощенно – как некоторой абстрактной области философии, не имеющей прямого отношения ни к конкретным научным исследованиям, ни к потребностям практики.
Недостаточный интерес исследователей к вопросам методологии объясняется также тем обстоятельством, что в самой методологии остается много неясного в ее сущности, в вопросах соотношения методологических и теоретических проблем науки, соотношения методологии и философии.
Тем более туманной, неясной областью является методология для практических работников сферы производства, (мы рассматриваем производство в самом широком смысле – как материальное, так и духовное производство), для работников искусства и т.д. – то есть для всех специалистов, не занимающихся профессионально научной деятельностью.
Эти неясности имеют свои исторические причины. Чтобы понять их суть и происхождение, рассмотрим сначала современные общие энциклопедические определения методологии.
1)«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [3].
2)«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [5].
Эти определения мы, пока условно, возьмем за основу и временно будем ими пользоваться. В том числе, с позиций этих определений проанализируем сложившиеся в литературе подходы.
Во-первых, методология вообще долгое время рассматривалась дословно лишь как учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение). Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов [8]. И такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель – мотив – способ – результат. Цель задавалась человеку как бы «извне» – ученику в школе учителем, рабочему на заводе начальником и т.д.; мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, мотив – заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: синоним – метод (подробнее это явление и его последствия разбираются в [11]). Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.
Действительно: в философском словаре 1972 года издания читаем: «Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира» [4]. Такое узкое трактование методологии встречается и поныне: «Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии» .
Во-вторых, традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Вплоть до того, что до последнего времени, когда звучало слово «методология» как бы неявно подразумевалось, что речь идет о методологии науки вообще или методологии какой-то конкретной науки – математики, химии и т.п. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д., о чем мы будем говорить ниже.
В-третьих, в гуманитарных, в общественных науках в силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата в былые годы, да, в общем-то, и теперь, сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения. [9] Так определяет методологию педагогики: «Методология педагогики – это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании.
Она включает:
1)
учение о структуре и функции
педагогического знания, в том
числе о педагогической
2)
исходные, ключевые, фундаментальные,
философские, общенаучные и
3)
учение о методах
В этой цитате, с позиций современного понимания методологии:
– пункт первый к методологии педагогики не относится, это предмет самой педагогики, в частности теоретической педагогики;
– пункт второй. Да, действительно, теория играет роль метода познания. Но лишь в том смысле, что предшествующие теории являются методом для дальнейших исследований, в том числе для построения последующих теорий. Но, раз здесь теории рассматриваются в этом смысле, в смысле метода, то пункт второй целиком поглощается пунктом третьим;
– пункт третий относится только к методам педагогического познания. Но, как уже говорилось, структура деятельности ученого-исследователя значительно шире, чем только методы.
Таким образом, в этом определении наличествует, с одной стороны, раздвоенность, неоднозначность предмета методологии. С другой стороны – его зауженность. А подобные подходы к определению методологии довольно типичны. Действительно, в недавно изданной «Методологии научного исследования» автор книги Г.И. Рузавин пишет: «Главная цель методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания» [12]. Наличие союзов «и», слов «а также», «кроме того» лишний раз говорит о многозначности, неопределенности, расплывчатости предмета методологии в данном определении.
Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. Этим определением мы и пользуемся.
В то же время, необходимо отметить, что, наверное, не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную .
Если методологию мы рассматриваем как
учение об организации деятельности, то,
естественно, необходимо рассмотреть
содержание понятия «организация». В соответствии
с определением, данным в [11], организация
– 1) внутренняя упорядоченность, согласованность
взаимодействия более или менее дифференцированных
и автономных частей целого, обусловленная
его строением; 2) совокупность процессов
или действий, ведущих к образованию и
совершенствованию взаимосвязей между
частями целого; 3) объединение людей, совместно
реализующих некоторую программу или
цель и действующих на основе определенных
процедур и правил .
На сегодняшний день представляется возможным
изложить методологию научной деятельности
(методологию научного исследования),
методологию практической деятельности,
методологию учебной деятельности, а также
изложить начала методологии художественной
деятельности, и методологии игровой деятельности
.
При
этом остается открытой для дальнейших
исследований проблема построения методологии
философской деятельности (хотя условно
можно считать, что философия является
одновременно и отраслью науки и на нее,
в частности, может быть распространена
методология научной деятельности).
Что
же касается методологии религиозной
деятельности, то авторы не берутся рассматривать
эту сложную и неоднозначную проблему.
Таким образом, методология
Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.