Методологические основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:32, реферат

Описание работы

В данной работе будет рассматриваться тема: «Методологические основы менеджмента», так как помимо призвания и таланта необходимы также знания сущности менеджмента, понятия мотивации, а также экономических мотивов
деятельности людей, о которых здесь пойдет речь.
Так же перечисляются факторы, которые необходимы менеджеру, чтобы умело управлять своим коллективом. Руководитель должен иметь в виду, что помимо знаний своих обязанностей и обязанностей подчиненных существует еще множество аспектов социального характера, которые он тоже должен учесть.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3
1.Сущность,принципы и понятия методологии.……………………....................5
2. Принципы , система методов и научные подходы………………....………10
2.1.Принципы и научные подходы.…………………..………………………….10
2.2. Содержательные концепции и мотивации………………………………….13
3.Оценка эффективности в методологии………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………..18
Список использованных источников………………………………………........19
Приложение №1
Приложение №2

Работа содержит 1 файл

контр.раб по менеж..doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Содержание. 

Приложение  №2

 

                                                  Введение

       В данной работе будет рассматриваться  тема: «Методологические основы  менеджмента», так как помимо  призвания и таланта необходимы  также знания сущности менеджмента, понятия мотивации, а также экономических мотивов

        деятельности людей, о которых  здесь пойдет речь.

     Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции: 
1)     получение, создание нового знания; 
2)     структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий; 
3)     организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

       Так же перечисляются факторы, которые необходимы менеджеру, чтобы умело управлять своим коллективом. Руководитель должен иметь в виду, что помимо знаний своих обязанностей и обязанностей подчиненных существует еще множество аспектов социального характера, которые он тоже должен учесть.

    Грамотная постановка целей определяет будущее  организации. Цель должна      быть поставлена четко и ясно, как правило, в показательной форме. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее. На деятельность организации влияют изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды: курсы валют, уровень инфляции, взаимоотношения с конкурентами, клиентами, государством, психологический климат и мотивация в коллективе, организационная культура и т.д. Данные факторы обусловливают получение реальных результатов работы, которые могут отличаться от поставленных целей в лучшую или худшую стороны. Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенденций в экономике, на рынках и в коллективе. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными. [7]

      Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные  задачи :

      - тактическая ( поддержание устойчивости  функционирования организации и  всех её элементов );

      - стратегическая( развитие и перевод  её в качественно новое состояние).  

      Эти задачи решаются  в рамках трёх видов  менеджмента:

      - общего ( постановка целей, выработка  стратегии , путей развития , решение   организационных вопросов, контроль.) ;

      - линейного ( руководство текущей  работой основных и вспомогательных подразделений) ;

- функционального  ( управление решением общефирменных  задач, планирование , научные исследования  и проч. ) [. 10]

       Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами. [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              
 

         

                   1. Сущность ,принципы и понятия методологии.

         Что побудило авторов попытаться разобраться в вопросе: «Что такое методология?» Казалось бы, всем ученым это понятно, так как в каждой диссертации – как кандидатской, так и докторской – они говорят о методологических основах их исследования. На самом деле, во многих областях науки исследователи довольно часто проявляют удивительно малую осведомленность или вовсе девственную неосведомленность о науке вообще и о методологии в частности. Нередко бытует предубеждение против методологии, понимаемой весьма упрощенно – как некоторой абстрактной области философии, не имеющей прямого отношения ни к конкретным научным исследованиям, ни к потребностям практики.

        Недостаточный интерес исследователей к вопросам методологии объясняется также тем обстоятельством, что в самой методологии остается много неясного в ее сущности, в вопросах соотношения методологических и теоретических проблем науки, соотношения методологии и философии.

      Тем более туманной, неясной областью является методология для практических работников сферы производства, (мы рассматриваем производство в самом широком смысле – как материальное, так и духовное производство), для работников искусства и т.д. – то есть для всех специалистов, не занимающихся профессионально научной деятельностью.

      Эти неясности имеют свои исторические причины. Чтобы понять их суть и происхождение, рассмотрим сначала современные общие энциклопедические определения методологии.

      1)«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [3].

         2)«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [5].

       Эти определения мы, пока условно, возьмем за основу и временно будем ими пользоваться. В том числе, с позиций этих определений проанализируем сложившиеся в литературе подходы.

        Во-первых, методология вообще долгое время рассматривалась дословно лишь как учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение). Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов [8]. И такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель – мотив – способ – результат. Цель задавалась человеку как бы «извне» – ученику в школе учителем, рабочему на заводе начальником и т.д.; мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, мотив – заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: синоним – метод (подробнее это явление и его последствия разбираются в [11]). Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.

        Действительно: в философском словаре 1972 года издания читаем: «Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира» [4]. Такое узкое трактование методологии встречается и поныне: «Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии» .

           Во-вторых, традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Вплоть до того, что до последнего времени, когда звучало слово «методология» как бы неявно подразумевалось, что речь идет о методологии науки вообще или методологии какой-то конкретной науки – математики, химии и т.п. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д., о чем мы будем говорить ниже.

         В-третьих, в гуманитарных, в общественных науках в силу недостаточного уровня развития их теоретического аппарата в былые годы, да, в общем-то, и теперь, сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения.  [9] Так определяет методологию педагогики: «Методология педагогики – это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании.

     Она включает:

      1) учение о структуре и функции  педагогического знания, в том  числе о педагогической проблематике;

      2) исходные, ключевые, фундаментальные,  философские, общенаучные и педагогические  положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;

      3) учение о методах педагогического  познания (методология в узком  смысле слова)». 

      В этой цитате, с позиций современного понимания методологии:

       – пункт первый к методологии педагогики не относится, это предмет самой педагогики, в частности теоретической педагогики;

      – пункт второй. Да, действительно, теория играет роль метода познания. Но лишь в том смысле, что предшествующие теории являются методом для дальнейших исследований, в том числе для построения последующих теорий. Но, раз здесь теории рассматриваются в этом смысле, в смысле метода, то пункт второй целиком поглощается пунктом третьим;

      – пункт третий относится только к методам педагогического познания. Но, как уже говорилось, структура деятельности ученого-исследователя значительно шире, чем только методы.

      Таким образом, в этом определении наличествует, с одной стороны, раздвоенность, неоднозначность предмета методологии. С другой стороны – его зауженность. А подобные подходы к определению методологии довольно типичны. Действительно, в недавно изданной «Методологии научного исследования» автор книги Г.И. Рузавин пишет: «Главная цель методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания» [12]. Наличие союзов «и», слов «а также», «кроме того» лишний раз говорит о многозначности, неопределенности, расплывчатости предмета методологии в данном определении.

        Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. Этим определением мы и пользуемся.

         В то же время, необходимо отметить, что, наверное, не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и  продуктивную .

         Если методологию мы рассматриваем как учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация». В соответствии с определением, данным в [11], организация – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил . 

   На сегодняшний день представляется возможным изложить методологию научной деятельности (методологию научного исследования), методологию практической деятельности, методологию учебной деятельности, а также изложить начала методологии художественной деятельности, и методологии игровой деятельности . 

      При этом остается открытой для дальнейших исследований проблема построения методологии философской деятельности (хотя условно можно считать, что философия является одновременно и отраслью науки и на нее, в частности, может быть распространена методология научной деятельности). 

      Что же касается методологии религиозной деятельности, то авторы не берутся рассматривать эту сложную и неоднозначную проблему. 

        Таким образом, методология рассматривает  организацию деятельности (деятельность  – целенаправленная активность  человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками,  логической структурой и процессом ее осуществления –  временнόй структурой (авторы исходят из пары категорий диалектики «историческое (временнόе) и логическое»).

      Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.

Информация о работе Методологические основы менеджмента