,
где
– объем реального ВВП в прогнозируемом
периоде;
- объем ВВП в базисном периоде;
- темпы изменения объема ВВП в прогнозируемом
период по сравнению с базисным.
На
втором этапе определяется номинальный
ВВП по формуле:
.
(дефлятор ВВП) рассчитывается
исходя из структуры использования
ВВП (удельных весов конечного
потребления, накопления, экспорта
и импорта) и
(потребительских, оптовых (отпускных)
цен, цен экспорт и импорта).
Прогноз
дефлятора ВВП можно осуществлять
следующим образом:
,
где
- прогнозируемый индекс цен;
- прогнозируемое количество продукции i в
период t+1;
- цены продукции i соответственно в t+1 и t годах.
Сущность
производственного, распределительного
методов и метода конечного использования
ВВП сводится к следующему.
Производственный
метод. ВВП определяется как сумма
добавленной стоимости путем вычета из
прогнозируемого валового выпуска промежуточного
потребления.
Валовой
выпуск представляет собой стоимость
произведенных товаров и услуг.
В его состав включается производство
промышленной и сельскохозяйственной
продукции в стоимостном выражении,
перевозка грузов, стоимость строительно-монтажных
работ, производство других отраслей.
В объем услуг включаются услуги
оптовой торговли, материально-технического
снабжения и заготовок, услуги связи,
здравоохранения, культуры, науки, общественных
организаций, органов государственного
управления, обороны, услуги финансовых
учреждений (банков, страховых компаний),
пенсионное обеспечение, услуги различных
организаций по обслуживанию предприятий
и организаций, т.е. в валовой выпуск
включается вся сумма произведенной
продукции и услуг в стране.
В
состав промежуточного потребления
входят: используемая в производственном
процессе продукция и материальные
услуги (покупные и собственного производства);
оплата нематериальных услуг; дополнительные
расходы (командировочные расходы,
спецодежда, спецпитание и т.д.); покупка
продуктов питания и напитков
гостиницами, ресторанами, кафе, медицинскими
и учебными заведениями; расходы
на текущий ремонт; питание и обслуживание
военнослужащих; расходы на покупку
военной техники. В состав промежуточного
потребления включается оплата услуг
финансовых посредников.
Распределительный
метод. ВВП исчисляется как сумма доходов
всех предприятий, учреждений и населения,
занятых производством материальных благ
и оказанием услуг: сумма первичных доходов
(заработная плата, прибыль и другие доходы),
перераспределенных доходов (проценты
по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды,
поступления по социальному страхованию
и др.) и амортизационные отчисления основных
производственных и непроизводственных
фондов.
Метод
конечного использования ВВП. На
прогнозируемый период ВВП рассчитывается
по элементам использования: конечное
потребление, валовое накопление и экспортно-импортное
сальдо (разница между экспортом и импортом).
Расчеты базируются на основополагающем
уравнении Кейнса:
Y
= C + G + I + (Е – М ).
Конечное
потребление (C + G ) представляет собой
сумму расходов на конечное потребление
домашних хозяйств, органов государственного
управления и некоммерческих организаций,
обслуживающих домашние хозяйства. Расходы
на конечное потребление домашних хозяйств
включают: покупка товаров в государственном
и кооперативном секторах, на колхозном
рынке, у частных лиц и лиц, занятых индивидуальной
трудовой деятельностью; покупка рыночных
потребительских услуг; квартирную плату
и оплату коммунальных услуг; оплату бытовых
услуг; покупку путевок в санаторий, дома
отдыха, пансионаты: платежи за услуги
платных медицинских учреждений, расходы
на приобретение билетов в кино, театры,
зоопарки; оплату услуг транспорта и связи;
оплату финансовых и юридических услуг;
плату за обучение на курсах, занятия в
кружках; торговую наценку на товары, приобретенные
через комиссионные магазины; стоимость
продуктов, произведенных домашними хозяйствами
для собственного потребления.
Расходы
на конечное потребление государственных
учреждений и некоммерческих организаций,
обслуживающих домашние хозяйства,
включают стоимость индивидуальных
услуг, оказанных бесплатно этими
учреждениями частным лицам (охрана
здоровья, социальное обеспечение, физкультура
и спорт, просвещение, культура и
искусство) и обществу в целом (наука,
управление, оборона).
Валовое
накопление (I) включает накопление основного
капитала и изменение запасов
материальных оборотных средств. Валовое
накопление основного капитала представляет
собой увеличение средств, вложенных
хозяйственной единицей в продукцию
и объекты длительного пользования
со сроком службы более одного года,
включая стоимость относящихся
к ним услуг (основные фонды, затраты
на геологоразведочные и буровые
работы, капитальные работы по улучшению
земель, незавершенное производство,
капитальный ремонт). Запасы материальных
средств охватывают все товары, которые
имеются в данное время у хозяйственных
единиц, не включенные в валовое
накопление основных фондов: запасы промышленных
продуктов (сырье, материалы, полуфабрикаты,
топливо, готовая продукция); запасы
сельскохозяйственной продукции из
собранного урожая; скот на откорме; запасы
государственных материальных резервов.
2.4
Организация государственного
прогнозирование
социально-экономического
развития Российской
Федерации
Непременным
условием эффективного регулирования
и прогнозирования социально-экономического
развития страны является система четкого
функционирующих органов. Такая
система в России создана и включает
в себя законодательные и исполнительные
органы власти. Рис.3 смотреть в приложении
В.
Законодательные
органы - это государственная Дума
и Совет Федерации. Они устанавливают
правовую базу прогнозирования, рассматривают
и утверждают выносимые Правительством
страны проекта прогнозных документов.
Исполнительные органы - это Правительство,
которое в лице своих рабочих
органов осуществляет всю практическую
работу по государственному прогнозированию.
В систему рабочих органов
Правительства входят:
Министерства
РФ: экономического развития и торговли;
финансов, природных ресурсов, труда
и социального развития и др.;
Государственные
комитеты РФ: по статистике; по связи
и информации, жилищной и строительной
политики, охраны окружающей среды
и др.
Технология
разработки годового прогноза социально-экономического
развития страны:
1.
Основанием для разработки прогноза
служит Постановление Правительства
РФ «О разработке прогноза
СЭР страны на _____ год», которое
выходит в начале года, предшествующего
прогнозному.
2.
Министерство экономического развития
и торговли разрабатывает прогнозы
основных индикаторов социально-экономического
положения страны на предстоящий
год, в частности:
объем
и динамика ВВП;
прогноз
инфляции;
объем
производства и реализации товаров,
работ и услуг;
объем
инвестиций в основной капитал по
всем источникам финансирования;
расчеты
фонда оплаты труда;
объемы
прибыли (доходов),
показатели
экспорта и импорта;
прогноз
курса рубля и ставок рефинансирования
Центрального банка РФ;
основные
характеристики финансового баланса
страны.
Данные
показатели разрабатываются как
правило в двух вариантах, которые
в комплекте с методическими
материалами доводятся до Министерств,
ведомств и регионов в начале марта.
3.
Министерства ведомства и регионы
с учетом исходных показателей,
предложенных Министерством экономического
развития, разрабатывают подробные
собственные прогнозы и направляют
их на рассмотрение в Министерство
экономического развития в конце
мая - начале июня.
4.
Министерство экономического развития
обобщает полученную информацию,
уточняет, балансирует прогнозные
параметры и формирует прогноз
социально-экономического развития
страны. Прогноз направляется в
Правительство на рассмотрение
и уточнение. После одобрения
Правительства прогноз становится
основой для разработки проекта
федерального бюджета. Этот этап
завершается в июне.
5.
Начиная работу параллельно с
Министерством экономического развития
на основе предложенных на
первом этапе индикаторов социально-экономического
положения Министерство финансов
разрабатывает проект бюджета
и также направляет его в
Правительство. В начале осени прогноз
социально-экономического развития страны
и проект бюджета направляется Правительством
в Государственную Думу на рассмотрение
и утверждение.
6.
В ноябре предпрогнозного года
Министерство экономического развития
проводит уточнение параметров
прогноза, учитывая итоги утвержденного
бюджета и информацию о текущей
экономической ситуации в стране.
В декабре Министерство экономического
развития направляет итоговый
документ в Правительство.
2.5
Прогнозные оценки
показателей экономического
роста Российской
Федерации
В
90-е годы в нашей стране и за
рубежом неоднократно предпринимались
попытки разработки прогнозов социально-экономического
развития РФ, большинство из которых
очень быстро устаревало вследствие
продолжавшегося экономического кризиса.
Так, в соответствии с прогнозом
социально-экономического развития страны
до 2005 года, утвержденном Правительством
РФ в 1996 году, предполагалось, что в
соответствии с оптимистическим
вариантом прогноза в 1998-2005 годах
будет обеспечен рост ВВП в
пределах 4.5-5 % в год. К 2005 году предполагалось
достигнуть уровня ВВП 1992 года, по пессимистическому
варианту предполагалось, что среднегодовая
динамика ВВП в 1998-2005 годах составит
3.5 – 4 %. При этом имелось ввиду, что
по первому варианту в экономику
РФ за 10 лет будет привлечено 112.5
млрд.долларов в основном иностранных
инвестиций; по второму варианту предполагалось
использовать в основном внутренние
источники инвестиций. Однако, как
показала практика, указанный прогноз
оказался не вполне реальным из-за продолжавшегося
кризиса.
В
большей степени заслуживает
внимания прогноз социально-экономического
развития РФ, разработанный в начале
90-х годов коллективом работников
института научного прогнозирования
РАН. Согласно этому прогнозу депрессия
в Российской экономике продлится
до конца 20 века. После 2000 года начнется
экономическое оживление, 2001-2005 годах
среднегодовые темпы роста ВВП
составят 3.4 %. В 2006-2010 годах они могут
составить 5.7-6 %. После 2010 года экономика
РФ перейдет к стационарному режиму
развития с темпом роста 5.5-6 %. По оптимистическому
варианту этого прогноза выйти на
уровень потребления 1990 года удастся
не ранее 2007 года, а по реалистическому
не ранее 2012 года.
В
полной мере преимущества экономики
рыночного типа могут проявиться
в России через 45-50 лет после начала
реформ. В соответствии с результатами
исследований, проведенных учеными
института экономики РАН совместно
с работниками ММВБ под руководством
академика Л.И. Абалкина и опубликованных
в монографии “Россия – 2015: оптимистический
прогноз”, среднегодовые темпы роста
ВВП в 1999-2000 годах составят 4-6 %, 2001-2008
годах – 6-8 %, 2009-2015 годах – 3.5 %. Согласно
предложенной стратегии развития в
ближайшие два года деятельность
государства должна быть направлена
не только на остановку спада производства,
на реформирование банковской системы
страны и укрепление рубля, но и на
создание предпосылок для последующего
подъема.
На
втором этапе в 2001-2008 годах экономический
рост прогнозируется в первую очередь
в отраслях потребительского сектора.
Прирост реальных доходов населения
может составить 5-7 % в год, инвестиций
в основной капитал 8-12 % в год, возрастут
показатели занятости, улучшится финансовая
ситуация, значительная часть банков
будет сориентирована на реальный сектор.
На
третьем этапе 2009-2015 годах процесс
модернизации экономики России будет
предполагать улучшение конкурентоспособности
в отраслях конечной продукции, произойдет
укрепление рубля, вновь начнется широкомасштабное
включение России в мировой рынок.
К 2015 году будет завершена модернизация
отечественного машиностроения на информационно-индустриальной
основе. Вероятно, большая часть
экономики России будет использовать
ресурсосберегающие и наукоемкие технологии.
Однако, к 2015 году процесс построения
информационно-индустриального общества
будет еще далек от завершения,
а по социальным параметрам Россия
лишь приблизится к индустриально-развитым
странам. Задачу построения полномасштабного
информационно-индустриального общества
можно будет решить лишь к середине
следующего столетия.