Методические основы социально-экономического прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Глобальная функция государства в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества.
2) Формирование рыночного механизма предполагает наличие определенного временного периода и требует разработки программы реформ с определением конкретных этапов, обеспечивающих необходимые изменения в социально-экономической жизни страны, где важное значение в этом процессе играют планирование и прогнозирование, позволяющие предвидеть возможности и последствия всех изменений

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 68.03 Кб (Скачать)

    ,

   где  – объем реального ВВП в прогнозируемом периоде; 
- объем ВВП в базисном периоде;  - темпы изменения объема ВВП в прогнозируемом период по сравнению с базисным.

   На  втором этапе определяется номинальный  ВВП по формуле:

    .

    (дефлятор ВВП) рассчитывается  исходя из структуры использования  ВВП (удельных весов конечного  потребления, накопления, экспорта  и импорта) и  (потребительских, оптовых (отпускных) цен, цен экспорт и импорта).

   Прогноз дефлятора ВВП можно осуществлять следующим образом:

    ,

   где   - прогнозируемый индекс цен;  - прогнозируемое количество продукции в период t+1;  - цены продукции соответственно в t+1 и годах.

   Сущность  производственного, распределительного методов и метода конечного использования  ВВП сводится к следующему.

   Производственный  методВВП определяется как сумма добавленной стоимости путем вычета из прогнозируемого валового выпуска промежуточного потребления.

   Валовой выпуск представляет собой стоимость  произведенных товаров и услуг. В его состав включается производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении, перевозка грузов, стоимость строительно-монтажных  работ, производство других отраслей. В объем услуг включаются услуги оптовой торговли, материально-технического снабжения и заготовок, услуги связи, здравоохранения, культуры, науки, общественных организаций, органов государственного управления, обороны, услуги финансовых учреждений (банков, страховых компаний), пенсионное обеспечение, услуги различных  организаций по обслуживанию предприятий  и организаций, т.е. в валовой выпуск включается вся сумма произведенной  продукции и услуг в стране.

   В состав промежуточного потребления  входят: используемая в производственном процессе продукция и материальные услуги (покупные и собственного производства); оплата нематериальных услуг; дополнительные расходы (командировочные расходы, спецодежда, спецпитание и т.д.); покупка  продуктов питания и напитков гостиницами, ресторанами, кафе, медицинскими и учебными заведениями; расходы  на текущий ремонт; питание и обслуживание военнослужащих; расходы на покупку  военной техники. В состав промежуточного потребления включается оплата услуг  финансовых посредников.

   Распределительный методВВП исчисляется как сумма доходов всех предприятий, учреждений и населения, занятых производством материальных благ и оказанием услуг: сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль и другие доходы), перераспределенных доходов (проценты по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды, поступления по социальному страхованию и др.) и амортизационные отчисления основных производственных и непроизводственных фондов.

   Метод конечного использования ВВПНа прогнозируемый период ВВП рассчитывается по элементам использования: конечное потребление, валовое накопление и экспортно-импортное сальдо (разница между экспортом и импортом). Расчеты базируются на основополагающем уравнении Кейнса:

   Y = C + G + I + (Е – М ).

   Конечное  потребление (C + G ) представляет собой сумму расходов на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают: покупка товаров в государственном и кооперативном секторах, на колхозном рынке, у частных лиц и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью; покупка рыночных потребительских услуг; квартирную плату и оплату коммунальных услуг; оплату бытовых услуг; покупку путевок в санаторий, дома отдыха, пансионаты: платежи за услуги платных медицинских учреждений, расходы на приобретение билетов в кино, театры, зоопарки; оплату услуг транспорта и связи; оплату финансовых и юридических услуг; плату за обучение на курсах, занятия в кружках; торговую наценку на товары, приобретенные через комиссионные магазины; стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления.

   Расходы на конечное потребление государственных  учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включают стоимость индивидуальных услуг, оказанных бесплатно этими  учреждениями частным лицам (охрана здоровья, социальное обеспечение, физкультура  и спорт, просвещение, культура и  искусство) и обществу в целом (наука, управление, оборона).

   Валовое накопление (I) включает накопление основного  капитала и изменение запасов  материальных оборотных средств. Валовое  накопление основного капитала представляет собой увеличение средств, вложенных  хозяйственной единицей в продукцию  и объекты длительного пользования  со сроком службы более одного года, включая стоимость относящихся  к ним услуг (основные фонды, затраты  на геологоразведочные и буровые  работы, капитальные работы по улучшению  земель, незавершенное производство, капитальный ремонт). Запасы материальных средств охватывают все товары, которые  имеются в данное время у хозяйственных  единиц, не включенные в валовое  накопление основных фондов: запасы промышленных продуктов (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, готовая продукция); запасы сельскохозяйственной продукции из собранного урожая; скот на откорме; запасы государственных материальных резервов.   

   2.4 Организация государственного  прогнозирование  социально-экономического  развития Российской  Федерации

   Непременным условием эффективного регулирования  и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого  функционирующих органов. Такая  система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти. Рис.3 смотреть в приложении В.

   Законодательные органы - это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают  правовую базу прогнозирования, рассматривают  и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов. Исполнительные органы - это Правительство, которое в лице своих рабочих  органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию. В систему рабочих органов  Правительства входят:

   Министерства  РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда  и социального развития и др.;

   Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи  и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды  и др.

   Технология  разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:

   1. Основанием для разработки прогноза  служит Постановление Правительства  РФ «О разработке прогноза  СЭР страны на _____ год», которое  выходит в начале года, предшествующего  прогнозному.

   2. Министерство экономического развития  и торговли разрабатывает прогнозы  основных индикаторов социально-экономического  положения страны на предстоящий  год, в частности:

   объем и динамика ВВП;

   прогноз инфляции;

   объем производства и реализации товаров, работ и услуг;

   объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования;

   расчеты фонда оплаты труда;

   объемы  прибыли (доходов),

   показатели  экспорта и импорта;

   прогноз курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ;

   основные  характеристики финансового баланса  страны.

   Данные  показатели разрабатываются как  правило в двух вариантах, которые  в комплекте с методическими  материалами доводятся до Министерств, ведомств и регионов в начале марта.

   3. Министерства ведомства и регионы  с учетом исходных показателей,  предложенных Министерством экономического  развития, разрабатывают подробные  собственные прогнозы и направляют  их на рассмотрение в Министерство  экономического развития в конце  мая - начале июня.

   4. Министерство экономического развития  обобщает полученную информацию, уточняет, балансирует прогнозные  параметры и формирует прогноз  социально-экономического развития  страны. Прогноз направляется в  Правительство на рассмотрение  и уточнение. После одобрения  Правительства прогноз становится  основой для разработки проекта  федерального бюджета. Этот этап  завершается в июне.

   5. Начиная работу параллельно с  Министерством экономического развития  на основе предложенных на  первом этапе индикаторов социально-экономического  положения Министерство финансов  разрабатывает проект бюджета  и также направляет его в  Правительство. В начале осени прогноз социально-экономического развития страны и проект бюджета направляется Правительством в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

   6. В ноябре предпрогнозного года  Министерство экономического развития  проводит уточнение параметров  прогноза, учитывая итоги утвержденного  бюджета и информацию о текущей  экономической ситуации в стране. В декабре Министерство экономического  развития направляет итоговый  документ в Правительство.

   2.5 Прогнозные оценки  показателей экономического  роста Российской  Федерации

   В 90-е годы в нашей стране и за рубежом неоднократно предпринимались  попытки разработки прогнозов социально-экономического развития РФ, большинство из которых  очень быстро устаревало вследствие продолжавшегося экономического кризиса. Так, в соответствии с прогнозом  социально-экономического развития страны до 2005 года, утвержденном Правительством РФ в 1996 году, предполагалось, что в  соответствии с оптимистическим  вариантом прогноза в 1998-2005 годах  будет обеспечен рост ВВП в  пределах 4.5-5 % в год. К 2005 году предполагалось достигнуть уровня ВВП 1992 года, по пессимистическому  варианту предполагалось, что среднегодовая  динамика ВВП в 1998-2005 годах составит 3.5 – 4 %. При этом имелось ввиду, что  по первому варианту в экономику  РФ за 10 лет будет привлечено 112.5 млрд.долларов в основном иностранных  инвестиций; по второму варианту предполагалось использовать в основном внутренние источники инвестиций. Однако, как  показала практика, указанный прогноз  оказался не вполне реальным из-за продолжавшегося  кризиса.

   В большей степени заслуживает  внимания прогноз социально-экономического развития РФ, разработанный в начале 90-х годов коллективом работников института научного прогнозирования  РАН. Согласно этому прогнозу депрессия  в Российской экономике продлится  до конца 20 века. После 2000 года начнется экономическое оживление, 2001-2005 годах  среднегодовые темпы роста ВВП  составят 3.4 %. В 2006-2010 годах они могут  составить 5.7-6 %. После 2010 года экономика  РФ перейдет к стационарному режиму развития с темпом роста 5.5-6 %. По оптимистическому варианту этого прогноза выйти на уровень потребления 1990 года удастся  не ранее 2007 года, а по реалистическому  не ранее 2012 года.

   В полной мере преимущества экономики  рыночного типа могут проявиться в России через 45-50 лет после начала реформ. В соответствии с результатами исследований, проведенных учеными  института экономики РАН совместно  с работниками ММВБ под руководством академика Л.И. Абалкина и опубликованных в монографии “Россия – 2015: оптимистический  прогноз”, среднегодовые темпы роста  ВВП в 1999-2000 годах составят 4-6 %, 2001-2008 годах – 6-8 %, 2009-2015 годах – 3.5 %. Согласно предложенной стратегии развития в  ближайшие два года деятельность государства должна быть направлена не только на остановку спада производства, на реформирование банковской системы  страны и укрепление рубля, но и на создание предпосылок для последующего подъема.

   На  втором этапе в 2001-2008 годах экономический  рост прогнозируется в первую очередь  в отраслях потребительского сектора. Прирост реальных доходов населения  может составить 5-7 % в год, инвестиций в основной капитал 8-12 % в год, возрастут  показатели занятости, улучшится финансовая ситуация, значительная часть банков будет сориентирована на реальный сектор.

   На  третьем этапе 2009-2015 годах процесс  модернизации экономики России будет  предполагать улучшение конкурентоспособности  в отраслях конечной продукции, произойдет укрепление рубля, вновь начнется широкомасштабное включение России в мировой рынок. К 2015 году будет завершена модернизация отечественного машиностроения на информационно-индустриальной основе. Вероятно, большая часть  экономики России будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии. Однако, к 2015 году процесс построения информационно-индустриального общества будет еще далек от завершения, а по социальным параметрам Россия лишь приблизится к индустриально-развитым странам. Задачу построения полномасштабного информационно-индустриального общества можно будет решить лишь к середине следующего столетия.

Информация о работе Методические основы социально-экономического прогнозирования