Метод и методология

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы изучить понятие метода и методологии.
При написании работы поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие методологии;
2. выявить группы и классификацию методов

Содержание

Введение 2
1.Общая характеристика метода и методологии 3
2. Группы и классификация методов 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

метод и методология .docx

— 44.98 Кб (Скачать)

2. Частная методология  научных исследований для группы  родственных юридических наук, которую  образуют философские, общенаучные  и частные методы познания, например, государственно-правовых явлений.

3. Методология научных  исследований конкретной науки,  в содержание которой включаются  философские, общенаучные, частные  и специальные методы познания, например, методология криминалистики, криминологии и других юридических  наук.

По уровням методология  бывает:

- конкретнонаучная методология  - опирается непосредственно на методики проведения исследований, на технические приемы;

- общенаучная методология  - учение о принципах, методах и формах знания, которые функционируют во многих науках. Эти методы соответствуют предмету и объекту исследований, - методы эмпирического исследования (наблюдения, эксперимент) - общелогические методы (анализ, синтез, индукция, анализ и др.). Такие методы возникают в отдельных науках, а затем распространяются на др. науки;

- философская методология - философские идеи, положения, способы, принципы, которые используются для познания во всех науках (принцип развития, противоречия).

Задачи методологии:

- выявить, осмыслить движущие силы, предпосылки, основания, закономерности роста функционирования научного знания, познавательной деятельности;

- организовать проектно-конструкторскую деятельность, ее анализ и критику;

Современная методология  решает такие проблемы как:

- преодоление натурализма и универсальности конкретнонаучного мышления;

- обогащение методологического инструментария и изучение реальности;

- выработка нового понимания и отношения к символическим системам понимания;

- определение специфики антропологическо-психического подхода к познанию;

- связь, взаимозависимость в практике познания, мыслительной деятельности и действительности, образование некой целостности;

- связь потенциала мышления человека и его реальность, законов реальности.

Таким образом, методология выполняет функцию стратегии познания. Она должна обосновывать и искать перспективные направления познания, предохранять от неправильного использования методов.

  

2. Группы и классификация методов

 

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный  спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым разным основаниям (критериям), - качественные и количественные; формальные и содержательные; методы естественных и методы гуманитарных наук и т.п.

В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере  действия могут быть разделены на следующие основные группы:

- философские (диалектика, метафизика, феноменология,

герменевтика и др.);

- общенаучные;

- частнонаучные (внутри- и междисциплинарные).

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический методы. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и другие. Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и "переплетались" между собой в разных "пропорциях". Так, диалектический метод у Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) - с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой, и т.д. Философские методы - это не "свод" жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших (предельных) "этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что "чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования"

2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям часто относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность» и другие. Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность их формализации, уточнения средствами математической теории символической логики. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.[5, с.198]

Важная роль общенаучных  методов состоит в том, что  в силу своего промежуточного характера  они опосредствуют взаимопереход  философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности - конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. Важным критерием "философичности", "диалектичности" того или иного "мыслительного формообразования" является его необходимое "участие" в решении основного вопроса философии (во всем его объеме). К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее  время развивается такая общенаучная  дисциплина как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы - природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики  такие понятия, как "порядок", "хаос", "нелинейность", "неопределенность", "нестабильность", "диссипативные  структуры", "бифуркация" и др. Синергетические понятия тесно  связаны и переплетаются с  рядом философских категорий, особенно таких, как "бытие", "развитие", "становление", "время", "целое", "случайность", "возможность" и др.

3. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии, социально-гуманитарных наук.

Существуют такие методы как:

4. Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых  в той или иной научной дисциплине  входящей в какую-нибудь отрасль  науки или возникшей на стыке  наук. Каждая фундаментальная наука  представляет собой комплекс  дисциплин, которые имеют свой  специфический предмет и свои  своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования - как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

В современной философско-методологической литературе различают несколько  аспектов метода как такового. Так, некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет три  основных аспекта: объективно-содержательный, операциональный и праксеологический. Первый аспект выражает обусловленность (детерминированность) метода предметом  познания через посредство теории. Операциональный аспект фиксирует  зависимость содержания метода не столько  от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности  перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод. Праксеологический  аспект метода составляют такие его  свойства, как эффективность, надежность, ясность, конструктивность и т.п.[4, с.136]

К числу характерных признаков  научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. Так, например, рассуждая  о методе, крупный британский философ  и математик XX в. А. Уайтхед считал, что любой метод задает "способ действий" с данными, с фактами, значимость которых определяется теорией. Последняя и "навязывает метод", который всегда конкретен, ибо применим только к теориям соответствующего вида. Поэтому, хотя, согласно Уайтхеду, каждый метод представляет собой "удачное упрощение", "однако с помощью любого данного метода можно открывать истины только определенного, подходящего для него типа и формулировать их в терминах, навязываемых данным методом", а не каким либо методом "вообще".

Таким образом, методология  не может быть сведена к какому-то одному, даже "очень важному методу". "Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда  не должен ограничивать методы своего мышления одной единственной философией".

 

Заключение

 

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект  познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок. Из других дисциплин методология наиболее тесно смыкается с логикой (формальной), которая главное внимание направляет на прояснение структуры готового, «ставшего» знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

Таким образом, в научном  познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система  многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с  учетом конкретных условий.

Методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д.

Таким образом, логическое исследование науки - это средства современной  формальной логики, которые используются для анализа научного языка, выявления  логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.), изучения возможностей и полноты формализации научного знания и т. д.

 

Список использованной литературы

 

  1. Безуглов, И. Г. Основы научного исследования. Учебное пособие [Текст] / И. Г. Безуглов - М.: Академический проект, 2008. – 208с.
  2. Кохановский, В. П. Философия и методология науки [Текст]: Учебник / В. П Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 574.
  3. Рузавин, Г. И. Методология научного исследования [Текст]: Учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317с.
  4. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований Учебное пособие [Текст] / М. Н. Скаткин - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. – 215с.
  5. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность Учебное пособие [Текст] / Э. Г. Юдин - М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 246с.

 



Информация о работе Метод и методология