Метод и методология

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы изучить понятие метода и методологии.
При написании работы поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие методологии;
2. выявить группы и классификацию методов

Содержание

Введение 2
1.Общая характеристика метода и методологии 3
2. Группы и классификация методов 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

метод и методология .docx

— 44.98 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 2

1.Общая характеристика метода и методологии 3

2. Группы и классификация методов 12

Заключение 16

Список использованной литературы 17

 

 

Введение

Метод - в самом широком  смысле слова - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой  ее форме. Понятие "методология" имеет  два значения: система определенных способов и приемов, применяемых  в той или иной сфере деятельности; учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Цель контрольной работы рассмотреть сущность онтологии.

Метод - путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных знаний.

Методология - наука о  познании путей.

Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Изучение методологии  актуально теоретически и практически. Теоретическая ценность и актуальность методологии состоит в том, что в основе метода лежит теория, а без теории метод останется беспредметным, наука - бессодержательной.

 Нет единого мнения и о том, что представляет собой методология как наука: является ли она философской дисциплиной или это частнонаучная область, или сама философия выступает методологией, поскольку каждое философское положение имеет методологическое значение. Есть предположение, что методология - вообще не наука, что она стоит вне науки и является искусством подбора принципов и методов исследования.

Цель контрольной работы изучить понятие метода и методологии.

При написании работы поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть понятие методологии;

2. выявить группы и классификацию методов.

 

1. Общая характеристика метода и методологии

 

Метод в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной.

Обычно философская методология, философское обоснование теории идут “вслед” за развитием теории. Понятие «методология» имеет два основных значения:

- система определенных правил, принципов и операций, при меняемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

- учение об этой системе, общая теория метода.

Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь (т. е. метод) должны быть истинными. Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Таким образом, метод (в той  или иной своей форме) сводится к  совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.[3, c.26]

Однако недопустимо недооценивать или отвергать роль метода и методологических проблем («методологический негативизм») и преувеличивать, абсолютизировать значение метода, пре­вращать его в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия («методологическая эйфория»).

Метод как единство объективно­го  и субъективного. Любой научный  метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем  самым выступает его необходимой  предпосылкой. Эффективность, сила каждого  метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь «метод расширяется в систему», т. е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике.

Теория, отражая действительность, преобразуется, транс­формируется  в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т.п., которые возвращаются в теорию (а через нее - в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т.п. Итак, истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета (объекта) исследования.

Метод не есть совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых независимо от материальной действительности, практики, вне и помимо объективных законов  ее развития.

Таким образом, метод существует, развивается только в сложной  диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего.

Субъективная сторона  метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные закономерности реальной действительности) формулируются определенные принципы, правила, регулятивы. Каждый метод субъективен и в том  смысле, что его носителем является конкретный индивид, субъект, для которого, собственно говоря, данный метод и предназначен.

Согласно Канту, относительно любого изучаемого объекта можно  высказать две взаимоисключающие  точки зрения, развить две концепции, каждая из которых будет находиться в полном согласии с формальной логикой и соответствовать всей совокупности эмпирических данных об исследуемом объекте. Иными словами, допустимы разные формы описания одних и тех же эмпирических данных. Фактически сколько появилось теорий и сколько было ученых, столько мы имеем методологических концепций. Исключение в известной мере составило развитие советской науки.

Бэкон формулирует свой метод, который фактически лег в основу всей современной методологии науки: “Остается просто  опыт, который  зовется случайным, если приходит сам, и экспериментом, если его отыскивают. Но этот род опыта есть не что  другое, как... хождение ощупью... Истинный же метод опыта сначала зажигает свет, потом указывает светом дорогу: он начинает с упорядоченного и систематического опыта, отнюдь не превратного и отклоняющегося в сторону, и выводит из него аксиомы, а из построенных аксиом - новые опыты... Правильно же построенный метод неизменной стезей ведет через леса опыта к открытию аксиом”. Опыты Бэкон подразделяет на “светоносные” и “плодоносные”. Таким образом, Бэкон рассматривает индукцию как систематизированный метод исследования и формулирует ее точные правила. Более того, он утверждает, что индукция - необходимое и достаточное условие для получения абсолютно достоверного знания. Отсюда, вполне справедливо критикуя схоластику, схоластическую диалектику как метод познания, Бэкон отрицает позитивную роль метода гипотез и возможности гипотетико-дедуктивного метода, тем самым закладывает основы развившегося в дальнейшем механицизма как метода познания.[4, с.96]

В основе методологии Декарта лежит аналитический подход к познанию. Существо же этого подхода составляет так называемая “всеобщая математика”, которая оказывается у него эквивалентом “всеобщей мудрости”. Отсюда методологию Декарта принято называть рационалистической в отличие от эмпирической методологии Бэкона.

Методологическая система  Кондильяка также представляет несомненный  интерес для исследования. Сторонник  номинализма, утверждающий непознаваемость сущности вещей, но признающий познаваемость связей и взаимодействий, этот философ, рассматривая зависимость процесса познания от поисков средств удовлетворения потребностей человека, приходит к мысли об определяющем значении для данного процесса материальной деятельности человека и потому восхищается эмпирической методологией Бэкона.

Основы диалектического  подхода к построению методологии  были заложены, Г.Лейбницем. Лейбницу не удалось создать действенную, единую и универсальную методологическую систему, так как, несмотря на диалектический характер его методологии, диалектику как основу методологии он отрицал.

Для Гегеля “философский метод  столь же аналитичен, сколь и синтетичен”. Выделяя эмпирическую и теоретическую стадии научного познания и соответственно эмпирический и теоретический уровни, он утверждает, что в обоих случаях присутствует и анализ, и синтез. Но их использование неравнозначно: если на первом, эмпирическом, уровне при исследовании конкретного целого преобладает анализ, то на теоретическом уровне, когда основной задачей познания является систематическое воспроизведение этого конкретного, выражающееся в виде определенной системы, будет преобладать синтез.

В какой-то мере преодолеть сложившийся у естествоиспытатели стиль мышления могла бы помочь диалектика Ф.Шеллинга, содержащая ярко выраженные материалистические тенденции в истолковании природы и методов ее познания. Именно Шеллинг ввел диалектику в рассмотрение природы и ее явлений. Проводя тождество между материей и духовностью, он тем не менее представлял саму природу саморазвивающейся по собственным законам. В процессе своего развития природа, первоначально лишенная сознания, приводит к возникновению сознания в человеке. Причем переход к сознанию осуществляется через ряд все более высоких ступеней развития. Он ввел в формировавшийся в начале XIX в. диалектический метод новые черты, связанные прежде всего с известным его “ужесточением”, т.е. с отказом от онтологической первичности фундаментальных категорий - диад и триад гегелевского типа и признанием их равноценности и равнозначности для описания природных процессов и явлений.[1, с.57]

Конкретно-научный уровень  методологии связан с двумя факторами: методологическим функционированием  самих конкретных научных теорий в рамках, определяемых предметом  теории, и методологическими принципами, выводимыми в процессе конкретизации  философских и общенаучных методологических систем, подходов и принципов. Конкретно-научный  уровень отличается от философского и общенаучного большей очевидностью, более явным характеров функционирования.

Методика - это совокупность способов и приемов познания. Например, под методикой криминологических исследований понимают систему способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, её причинах и условиях, личности преступника и других криминологических явлениях.

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

- совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

- учение о научном методе познания.

Методологию можно рассматривать  в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, - ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же - это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач - то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

В методологии можно выделить следующую структуру:

- основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

- характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

- логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач;

- временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы.

- технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.

Методология также делится  на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы  используемых методов исследования. Формальная методология связана  с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры  и формализованных подходов к  построению теоретического знания, его  истинности и аргументированности.[2, с.402]

Каждая наука имеет  свою методологию. В конечном счете и юристы, и философы под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Соответственно методология юридической науки может быть определена как учение о методах исследования государственно-правовых явлений.

Методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система  способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.

Существуют следующие  уровни методологии:

1. Всеобщая методология,  которая является универсальной  по отношению ко всем наукам  и в содержание которой входят  философские и общенаучные методы  познания.

Информация о работе Метод и методология