Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:23, контрольная работа
Цель контрольной работы изучить понятие метода и методологии.
При написании работы поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие методологии;
2. выявить группы и классификацию методов
Введение 2
1.Общая характеристика метода и методологии 3
2. Группы и классификация методов 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Содержание
Введение 2
1.Общая характеристика метода и методологии 3
2. Группы и классификация методов 12
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Метод - в самом широком смысле слова - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология" имеет два значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности; учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Цель контрольной работы рассмотреть сущность онтологии.
Метод - путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных знаний.
Методология - наука о познании путей.
Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
Изучение методологии актуально теоретически и практически. Теоретическая ценность и актуальность методологии состоит в том, что в основе метода лежит теория, а без теории метод останется беспредметным, наука - бессодержательной.
Нет единого мнения и о том, что представляет собой методология как наука: является ли она философской дисциплиной или это частнонаучная область, или сама философия выступает методологией, поскольку каждое философское положение имеет методологическое значение. Есть предположение, что методология - вообще не наука, что она стоит вне науки и является искусством подбора принципов и методов исследования.
Цель контрольной работы изучить понятие метода и методологии.
При написании работы поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие методологии;
2. выявить группы и классификацию методов.
Метод в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной.
Обычно философская методология, философское обоснование теории идут “вслед” за развитием теории. Понятие «методология» имеет два основных значения:
- система определенных правил, принципов и операций, при меняемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
- учение об этой системе, общая теория метода.
Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь (т. е. метод) должны быть истинными. Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.
Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.[3, c.26]
Однако недопустимо недооценивать или отвергать роль метода и методологических проблем («методологический негативизм») и преувеличивать, абсолютизировать значение метода, превращать его в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия («методологическая эйфория»).
Метод как единство объективного
и субъективного. Любой научный
метод разрабатывается на основе
определенной теории, которая тем
самым выступает его
Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т.п., которые возвращаются в теорию (а через нее - в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.
Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т.п. Итак, истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета (объекта) исследования.
Метод не есть совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых независимо от материальной действительности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития.
Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего.
Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные закономерности реальной действительности) формулируются определенные принципы, правила, регулятивы. Каждый метод субъективен и в том смысле, что его носителем является конкретный индивид, субъект, для которого, собственно говоря, данный метод и предназначен.
Согласно Канту, относительно
любого изучаемого объекта можно
высказать две
Бэкон формулирует свой метод, который фактически лег в основу всей современной методологии науки: “Остается просто опыт, который зовется случайным, если приходит сам, и экспериментом, если его отыскивают. Но этот род опыта есть не что другое, как... хождение ощупью... Истинный же метод опыта сначала зажигает свет, потом указывает светом дорогу: он начинает с упорядоченного и систематического опыта, отнюдь не превратного и отклоняющегося в сторону, и выводит из него аксиомы, а из построенных аксиом - новые опыты... Правильно же построенный метод неизменной стезей ведет через леса опыта к открытию аксиом”. Опыты Бэкон подразделяет на “светоносные” и “плодоносные”. Таким образом, Бэкон рассматривает индукцию как систематизированный метод исследования и формулирует ее точные правила. Более того, он утверждает, что индукция - необходимое и достаточное условие для получения абсолютно достоверного знания. Отсюда, вполне справедливо критикуя схоластику, схоластическую диалектику как метод познания, Бэкон отрицает позитивную роль метода гипотез и возможности гипотетико-дедуктивного метода, тем самым закладывает основы развившегося в дальнейшем механицизма как метода познания.[4, с.96]
В основе методологии Декарта лежит аналитический подход к познанию. Существо же этого подхода составляет так называемая “всеобщая математика”, которая оказывается у него эквивалентом “всеобщей мудрости”. Отсюда методологию Декарта принято называть рационалистической в отличие от эмпирической методологии Бэкона.
Методологическая система Кондильяка также представляет несомненный интерес для исследования. Сторонник номинализма, утверждающий непознаваемость сущности вещей, но признающий познаваемость связей и взаимодействий, этот философ, рассматривая зависимость процесса познания от поисков средств удовлетворения потребностей человека, приходит к мысли об определяющем значении для данного процесса материальной деятельности человека и потому восхищается эмпирической методологией Бэкона.
Основы диалектического подхода к построению методологии были заложены, Г.Лейбницем. Лейбницу не удалось создать действенную, единую и универсальную методологическую систему, так как, несмотря на диалектический характер его методологии, диалектику как основу методологии он отрицал.
Для Гегеля “философский метод столь же аналитичен, сколь и синтетичен”. Выделяя эмпирическую и теоретическую стадии научного познания и соответственно эмпирический и теоретический уровни, он утверждает, что в обоих случаях присутствует и анализ, и синтез. Но их использование неравнозначно: если на первом, эмпирическом, уровне при исследовании конкретного целого преобладает анализ, то на теоретическом уровне, когда основной задачей познания является систематическое воспроизведение этого конкретного, выражающееся в виде определенной системы, будет преобладать синтез.
В какой-то мере преодолеть
сложившийся у
Конкретно-научный уровень
методологии связан с двумя факторами:
методологическим функционированием
самих конкретных научных теорий
в рамках, определяемых предметом
теории, и методологическими
Методика - это совокупность способов и приемов познания. Например, под методикой криминологических исследований понимают систему способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, её причинах и условиях, личности преступника и других криминологических явлениях.
Любое научное исследование
осуществляется определенными приемами
и способами, по определенным правилам.
Учение о системе этих приемов, способов
и правил называют методологией. Впрочем,
понятие «методология» в
- совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
- учение о научном методе познания.
Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, - ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же - это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач - то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.
В методологии можно выделить следующую структуру:
- основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;
- характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;
- логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач;
- временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы.
- технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.
Методология также делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.[2, с.402]
Каждая наука имеет свою методологию. В конечном счете и юристы, и философы под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Соответственно методология юридической науки может быть определена как учение о методах исследования государственно-правовых явлений.
Методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.
Существуют следующие уровни методологии:
1. Всеобщая методология,
которая является