Метод глубинного интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

Глубинное интервью - это качественный метод, применяемый при проведении социологических исследований. Глубинное интервью представляет собой слабоструктурированную неформальную личную беседу интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы исследования, а не заполнение формальной анкеты. Как правило, такое интервью проводит квалифицированный специалист – социолог, психолог или маркетолог, который ставит перед собой задачу понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу.

Работа содержит 1 файл

глубинное интервью доклад.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Метод глубинного интервью

       Глубинное интервью - это качественный метод, применяемый при проведении социологических  исследований. Глубинное интервью представляет собой слабоструктурированную неформальную личную беседу интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы исследования, а не заполнение формальной анкеты. Как правило, такое интервью проводит квалифицированный специалист – социолог, психолог или маркетолог, который ставит перед собой задачу понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу.

       Метод глубинных интервью может применяться  в тех случаях, когда решение  задач исследования связано со следующими ситуациями:

  • Интервью предполагает обсуждение личных тем респондента - это, например, состояние здоровья, взаимоотношения в семье, финансовые вопросы.
  • Детализированное понимание сложного поведения связанного с приемом ответственных решений
  • Если в обществе существуют жесткие нормы, предписывающие определенное поведение и определенные взгляды по вопросам, которые предполагается обсуждать. К таким областям обычно относятся родительское поведение, социальные проблемы типа наркомании или проституции, уплата налогов, служба в армии.
  • Необходимо глубокое понимание сложных социальных ролей или нужно обратиться к биографии респондента, анализу единичного случая, чтобы выявить возможные факторы, повлиявшие на формирование его представлений.
  • Интервью с экспертами / профессионалами.
  • Когда респонденты малочисленны и труднодоступны, их сложно собрать на группу (пользователи редкой марки, специалисты, деловые люди, которые много времени проводят в командировках).

       Существует  также несколько специфических  обстоятельств, при которых метод глубинного интервью более адекватен, чем фокус-группа:

  • Когда тема сложна для обсуждения и требует специфических знаний (интервью с экспертами/профессионалами).
  • Когда респонденты малочисленны и географически удалены друг от друга (например, в случае опроса государственных чиновников в различных регионах).
  • Когда респондентами являются чиновники, очень богатые, и просто очень занятые, люди. Тема беседы, как правило, рациональна и связана с профессиональной деятельностью респондента или его фирмы.
  • Когда респонденты являются представителями маргинальных или преступных социальных групп.

Виды глубинного интервью

  • направленное  глубинное интервью (фокусированное) - происходит подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен;
  • ненаправленное глубинное интервью (нефокусированное) – при его проведении не существует предметного единства и общей темы, а вопросы не образуют логической последовательности.

    Одна  из разновидностей глубинного интервью - экспертное интервью, главной особенностью которого является статус и компетентность респондента, который выступает опытным участником изучаемого рынка. Экспертное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы о тенденциях и особенностях исследуемой области, прогнозах ее развития.

    Глубинные интервью базируются на использовании  методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным  рассуждениям по интересующему исследователя  кругу вопросов. Это позволяет  добраться до самых мелких деталей, выяснить все аспекты поведения и реакций респондентов, которые могут быть важны для решения задач исследования. Проведение глубинного интервью требует очень высокой квалификации интервьюера.

    Основным  инструментом проведения глубинных  интервью является опросный лист. Специфика инструментария заключается в том, что в опросном листе преобладают вопросы открытого типа, что позволяет получить наиболее полную и максимально обоснованную информацию от респондента. Исследователь заранее очерчивает определенный круг вопросов, по которым в последствии собирается информация.

       Интервью  проводится при личной встрече в  отсутствие посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования. Глубинное интервью может  длиться от 30 минут до 3-4 часов  в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Беседа фиксируется на аудио или видеопленку. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью («транскрипт»). На основе транскрипта пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов. Респондент, как правило, получает подарок в качестве вознаграждения за участие в длительной беседе. Среди личных интервью данный метод глубинных интервью является наиболее дорогим.

       В методике проведения глубинного интервью можно выделить следующие этапы:

  1. Предварительная формулировка проблемы и постановка задач.
  2. Подготовка технического задания на проведение глубинных интервью.
  3. Разработка анкеты или гайда.
  4. Отбор и рекрутирование респондентов.
  5. Подготовка интервьюера - в зависимости от сложности интервью это могут быть наиболее подготовленные интервьюеры или исследователи, часто имеющие опыт проведения фокус-групп.
  6. Подготовка к проведению интервью (выбор места встречи, подготовка оборудования, закупка подарков и др.).
  7. Проведение интервью, возможно с аудио- и/или  видеозаписью.
  8. Расшифровка стенограммы.
  9. Подготовка аналитического отчета по итогам интервью.
  10. Сдача отчета заказчику и при необходимости обсуждение результатов.

       Успех глубинного интервью во многом зависит от профессионализма и личных качеств интервьюера. Для проведения интервью необходим квалифицированный специалист, желательно имеющий психологическое образование. Ему должны быть присущи навыки установления контакта с людьми, хорошая память, способность быстро реагировать на нестандартные ответы, терпение. В процессе интервью нельзя оказывать психологическое давление на опрашиваемого, спорить с ним.

       Отбор объектов для интервьюирования предполагает поиск  людей, которые в разной степени были включены в изучаемые события и зависит от непосредственных целей исследования. Выбор респондентов представляет собой ответ на вопрос: кто при ограниченной численности глубинных интервью может стать наилучшим “экспертом” по данной проблеме (т.е. обладает соответствующим жизненным опытом) и каковы способы достижения контакта с ним.

       При поиске респондентов первоначально  нужно определить некоторые формальные параметры: пол, возраст, профессия, национальность и т. д. Затем — место, где легче всего искать таких людей: общности, организации.

       Что же касается выборки, то число единиц отбора напрямую связано с требованиями, предъявляемыми к экспертам: высокий  уровень осведомленности в исследуемой  области, богатый практический опыт, способность давать необходимую  информацию в условиях неопределенности, независимость в своих суждениях, способность опровергать, выдвинутые гипотезы. Именно поэтому численность и представительность группы респондентов в данном случае оценивается не количественными, а качественными показателями и составляет не мене 20-30 человек. Необходимо учитывать также, что показатель напрямую зависит от уровня финансирования исследования, и, как следствие, количества задействованных в проведении и анализе глубинного интервью специалистов.

       Тактика исследователя в поле предполагает выбор стратегии, техники интервьюирования, сбор дополнительных видов информации. Полевой этап является основным, наиболее важным, поскольку от взаимоотношений с объектом и от позиции исследователя во многом зависит конечный результат исследования. Здесь можно выделить 2 основных условия успешного интервью:

      1. Выбор уместной позиции исследователя  – «сочувствующего» участника  или стороннего наблюдателя.

      2. Установление доверительных партнерских  отношений между респондентом  и исследователем.

    Основным  и наиболее распространенным способом анализа глубинного интервью, как и большинства качественных методов, является контент-анализ - метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Для эффективного использования данного метода необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).

    В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий:

       · определение категорий анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др.

       · выбор соответствующей единицы анализа — лингвистической единицы речи или элемента содержания, которые служат в тексте индикатором интересующих исследователя явлений.

       · выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Чаше всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации — 12—16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200—600 текстов.

       · разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица — кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица.

       · разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа.

       Существуют  специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу: формула коэффициента Яниса, предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных,

, для случая, когда f>n ,  
, для случая, когда f<n

где f —  число положительных оценок; n  — число отрицательных оценок; r — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме; t — общий объем анализируемого текста.

       Возможным способом анализа качественных данных глубинного интервью является принцип  аналитического описания, которое начинается с аналитического описания текста стенограммы  интервью. На втором этапе при повторном чтении комментарии переосмысливаются, сопоставляются с контекстом ситуации и научным видением исследователя, в результате чего многие из них оказываются лишними и заменяются новыми, текст перечитывается снова, проясняются новые нюансы.

       Основные  отличия данной техники от традиционной процедуры контент-анализа состоят в следующем: аналитические понятия постоянно переосмысливаются и изменяются; транскрипт как источник информации всегда остается первичным, базовым элементом по отношению к концепциям; элементом информации при анализе является не только сам текст, но и общий контекст ситуации. Таким образом, первичный анализ имеет цикличный характер, в отличие от линейного в контент-анализе.

       Достоинства глубинного интервью:

Информация о работе Метод глубинного интервью