Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:47, лекция
Метод Дельфи является наиболее формальным из всех методов экспертного прогнозирования и наиболее часто используется в технологическом прогнозировании, данные которого используются затем в планировании производства и сбыта продукции. Это групповой метод, при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования.
Метод Дельфи является наиболее формальным из всех методов экспертного прогнозирования и наиболее часто используется в технологическом прогнозировании, данные которого используются затем в планировании производства и сбыта продукции. Это групповой метод, при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования.
Метод заключается в получении
согласованного мнения и оценки экспертов
с помощью специальной
Надежность метода Дельфи считается высокой при прогнозировании на период как от 1 до 3 лет, так и на более отдаленный период времени. В зависимости от цели прогноза для получения экспертных оценок может привлекаться от 10 до 150 экспертов.
Получаемые посредством
данных методик оценки носят статичный
и одноразовый характер, в результате
чего возникает необходимость
метод дельфи – объединяет достоинства
всех своих предшественников и тоже время
свободен от большинства их недостатков.
При использовании метода Дельфи следует
учитывать следующее:
Существует несколько
модификаций метода Дельфи, в которых
основные принципы организации экспертизы
имеют много общего. Различия связаны
с попытками усовершенствовать метод
за счет более обоснованного отбора экспертов,
введения схем оценки их компетентности,
улучшенных механизмов обратных связей
и т.п. Для удобства обработки информации
все модификации, как правило, предполагают
возможность выражения ответа в виде числа,
количественной оценки.
К достоинствам
метода относятся малая трудоемкость,
благодаря заочной форме опроса, и высокая
точность, достигаемая за счет следующих
факторов. Благодаря аргументам экспертов
давших самые высокие и самые низкие оценки,
каждый эксперт, участвующий в следующем
туре прогнозирования, использует всю
информацию об объекте прогнозирования
известную всему сообществу экспертов.
Благодаря анонимности аргументов и незнанию
ответов конкретных экспертов устраняется
давление авторитетов и эффект приверженности
первому слову. Единственный не до конца
устраненный негативный эффект
в этом способе прогнозирования – эффект
давления мнения большинства приводит
к тому, что наблюдается тенденция искусственного
“уговаривания” экспертов к мнению большинства.
Использование метода «Дельфи» определяется следующими его достоинствами:
В качестве групповой оценки принимается медиана, то есть среднее суждение экспертов
Но у него есть недостатки - субъективность мнений специалистов, участвующих в опросе, он не позволяет сталкивать в споре мнения экспертов и на него затрачивается много времени. Некоторые недостатки метода Дельфи связаны с нехваткой времени, которое отведено эксперту на обдумывание проблемы. В этом случае эксперт может согласиться с мнением большинства, чтобы уйти от необходимости объяснения, в чем заключается отличие его решения от остальных вариантов. Эти недочеты устраняются совершенствованием организации экспертиз путем создания автоматизированных систем обработки результатов опроса. Техническая реализация такой системы основана на использовании ЭВМ с внешними терминалами (дисплеями). ЭВМ обеспечивает представление вопросов экспертам (общающимся с ней через их персональные дисплеи), сбор и обработку результатов ответов, запрос и выдачу аргументации и другой необходимой информации для подготовки ответов.
Кроме того, некоторые специалисты
считают, что «предположение о том,
чтобы те, кто резко расходится
с мнением большинства, обосновали
свою точку зрения, может привести
к усилению эффекта приспособления,
а не уменьшить его, как это
было задумано». Но все же многие ученые
утверждают, что метод Дельфи превосходит
«обычные» методы прогнозирования, по
крайней мере, при разработке краткосрочных
прогнозов.
В России (по состоянию на конец 2010 года)
применяется мало, так как:
Метод «мозговой атаки
Метод «мозговой атаки « («мозгового штурма «) – метод, который позволяет при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы.
Данный метод применяется
при поиске решений в недостаточно
исследованной области, при выявлении
новых направлений решения
Метод мозговой атаки – метод систематической тренировки творческого мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижения согласия группы людей на основе интуитивного мышления.
Организуется он как собрание экспертов,
на выступления которых наложено
одно, но очень существенное ограничение
– нельзя критиковать предложения
других. Можно их развивать, можно
высказывать свои идеи, но нельзя критиковать!
В ходе заседания эксперты, "заражаясь"
друг от друга, высказывают все более
экстравагантные соображения. Часа
через два записанное на магнитофон
или видеокамеру заседание
У данной формы применения метода «мозгового штурма» можно выделить следующие достоинства:
• повышает активность участвующих за счет письменной формы изложения идей;
• исключает ожидание своей очереди в процессе выдвижения идей;
• позволяет совершенствовать представленные идеи и на основе их разрабатывать новые.
При проведении метода «мозговой атаки « необходимо руководствоваться:
• существует запрет на критику выдвигаемых идей;
• предложенные идеи оцениваются после «мозговой атаки»;
• среди выдвигаемых идей в первую очередь приветствуются оригинальные и необычные и идеи, высказанные экспромтом;
• вероятность появления ценных идей зависит от количества выдвигаемых идей: чем больше, тем лучше;
• предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (развитие уже высказанной идеи);
• при выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная реакция идей;
• участники «мозговой атаки» могут выступить несколько раз, но каждый раз должно высказываться не больше одной идеи для лучшего ее восприятия;
• высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участников.
Предпочтения отдаются количеству, а не качеству.
Достоинства метода «мозговой атаки» следующие:
• групповое мышление порождает на 70 % больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предложений;
• тренирует умственные способности участников;
• дает возможность получить
новые неожиданные видения
• позволяет с большим доверием относиться к выдвинутым идеям.
Принцип проведения мозговой атаки:
Существуют модификации
Различают: прямая мозговая атака, метод обмена мнениями и другие.
При организации сессии коллективной генерации идей, возможно введение дополнительных правил, ориентирующих участников на наиболее ценные и конструктивные идеи.
Мозговому штурму также как и
многим другим коллективным методам
принятия решений свойственны
Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.
Идет активизация всех
Лень, рутинное мышление, рационализм,
отсутствие эмоционального «огонька»
в условиях применения этой технологии
снимаются практически
Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.
Привлекается большое
Мозговой штурм – это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.
Необходимо выделить также недостатки
мозгового штурма, что поможет
избежать появления проблем при
решении задач методом
«В связи с тем, при мозговой
атаке поощряется
Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.
При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.
Недостаточно развитая способность осуществлять разбор вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.