Менеджмент вчера, сегодня, завтра

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:59, реферат

Описание работы

В данной работе мной была осуществлена попытка показать эволюцию взглядов на теорию менеджмента, проследить генезис теорий, взгляды их представителей на решение стратегических задач...

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............. 3
Глава I Развитие теории управления ………………………………………….... 5
1.1 Школа научного управления ………………………………………………... 6
1.2 Классическая школа ………………………………………………………….8
1.3 Школа поведенческих наук ………………………………....………………..11
Глава II Современные взгляды на менеджмент…………….………………......14
2.1 Теория X.................................................................................................................15
2.2 Теория Y.................................................................................................................15
2.3 Сравнительный анализ модели “A” и “Z”…….……...……………………….16
Заключение…………...…………………………….………….……………………22
Список литературы …………………………...……….….………………………24

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

    «Бизнес, изолированный от внешнего мира, вытесняется  бизнесом испытывающим удары быстро возникающего, непрерывно меняющегося множества внешних сил.»

    На  этом фоне Ульям Оучи предложил свое понимание рассматриваемого  вопроса, получившего название теории «Z» и теории «А», чему в немалой степени способствовали отличия в управлении соответственно в японской и американской экономиках. 

    Модели  управления людскими ресурсами.

2.3 Сравнительный анализ  модели “A” и “Z

    Поход     Тип «А»

    Американские  организации

    Тип «Z»

    Японские  организации

Человеческий

капитал

  Малые вложения в обучение.

  Обучение  конкретным навыкам. Формализованная оценка.

  Крупные вложения в обучение.

  Общее обучение

  Неформализованная оценка.

Трудовой

рынок

  На  первом месте внешние факторы. Краткосрочный  найм. Специализированная лестница продвижения.   На  первом месте – внутренние факторы. Долгосрочный найм. Неспециализированная лестница продвижения.
Преданность

организации

  Прямые  контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальное рабочие задания   Подразумеваемые контракты. Внутренние стимулы. Групповая  ориентация в работе.
 

    На  более высоком уровне развития тип «А» и тип «Z», а так же и теория «Х» и «У» на более высоком уровне развития повторяют теорию «кнута и пряника».

    Понятно, что современная практика отдает предпочтение теориям «У» и «Z», во всяком случае все японские и передовые компании других стран не только используют рекомендации именно этих теорий, но и активно развивают их.  

                     

                      Японская модель 

                

    Американская  модель

    1. Философия фирмы

Со  сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма» Замена руководства  фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих
2. Цели фирмы
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы Рост прибыли  фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков
3. Организационная  структура управления
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений

 Высока  роль функциональных служб в  штаб-квартирах Использование проектных  структур управления

Корпорация  состоит из автономных отделений 

 Использование  матричных структур управления

4. Наем и кадровая  политика
Широко  используется труд выпускников вузов  и школ

    Переподготовка  и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение  по службе с учетом выслуги лет

Оплата труда  в зависимости от возраста и стажа  работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата)

Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру

При найме  работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность

Индивидуальная  оценка и аттестация работников Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника

5. Организация производства  и труда
Основное  внимание уделяется цеху — низовому звену производства

Используется  система «точно вовремя» (Канбан) без  создания запасов и межоперационных заделов

Работа групп  (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы

Обязанности между работниками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз — «действуй по обстановке»

Основное  внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой

Работники выполняют  работы на основе четкого исполнения должностных инструкций

Ставки зарплаты строго определены в зависимости  от должности, выполняемой работы и квалификации

Зарплата устанавливается  в соответствии со спросом и предложениями  на рынке труда

6. Стимулирование работников
При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два-три месячных оклада)

Выплаты и  льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.

Стимулирование  работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы
7. Внутрифирменное  планирование
Внутрифирменные отделения имеют планы на три  года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10— 15 лет.

Планы разрабатываются  по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. В плане отделения показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков 

Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течение года

По каждому  новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры (СХЦ)

8. Финансовая политика
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно

Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования

Широкое привлечение  заемных средств

Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями

Расширение  производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций

Самофинансирование  корпораций

В таблице  дано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее  выделить достоинства и недостатки каждой из них.

  В последнее  время американцы предпринимают  много усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести положительный опыт Японии на свои предприятия. В 50—60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и др. «Кружки качества» и система поставок «точно вовремя» зародились в Америке, но не получили там широкого распространения. Однако они принесли хорошие результаты на японских фирмах. В то же время другое американское нововведение — американские методы управления «человеческими ресурсами» — не нашло применения в Японии.

  В последнее  время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие  японские фирмы к значительному  успеху. Так, американская компания «Дженерал Моторс» внедрила систему «точно вовремя», а другая компания «Дженерал Электрик» - «кружки качества». Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Это относится к системе долгосрочного или «пожизненного найма» работников, образованию за счет отчислений от прибылей фирмы фондов для удовлетворения нужд работников и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Изучение  передового опыта является очень  существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.

      Изучение  эффективных приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность  их применения, при условии их адаптации к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.

    Разработка  управленческой теории происходит в  настоящее время децентрализовано, в основном крупные фирмы берут  на вооружение известные положения  Оучи и адаптируют их применительно к своему производству учитывая ситуационные переменные...

         Рыночная экономика предъявляет  повышенные требования к руководителям  организаций по сравнению с  централизованной как в области  экономики, так и управления, права, психологии, социологии. В России большинство руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта экономически развитых стран. Задача российских руководителей заключается не в механическом перенесении опыта западного менеджмента, а в творческом поиске новых решений, практическом применении менеджмента в российских организациях, не имеет смысла перенимать современные зарубежные модели без учета нашей внутренней специфики. Необходимо учитывать, что отказ от рационализма в управлении произошел в развитых капиталистических странах лишь в середине 70-х годов, когда предложение там уже бесповоротно стало превышать спрос.  В ближайшее время такого положения на рынке нашей страны ожидать не приходится. С другой стороны нельзя игнорировать и различные уровни потребностей нашего и, например, японского рабочих, а это в конечном итоге определяет подход к управлению и коллективом, и конкретным человеком. Иными словами, если в более развитых странах в основном удовлетворены потребности, связанные с обеспечением «выживания»  (пища, одежда и. д.), то  в России в настоящий момент основная задача – обеспечить выполнение именно физиологических потребностей. Естественно, что различными будут и методы воздействия на людей в процессе управления, и само управление в целом.

    Вообще  теория и практика управления, как  правило, развиваются эволюционно, без прорывов и скачков. Поэтому  ожидать принципиальных изменений  в ближайшее время не приходится.

    Прогнозировать  развитие теории управления трудно, можно лишь предположить, что она адекватно отреагирует на развитие промышленности...

 

    Список  литературы: 

1. Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф.

Основы  менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

2. Семенова И.И.  История менеджмента: Учебное пособие для вузов. –

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

3. Казначевская Г.Б. Менеджмент Учебное пособие для вузов.-

    М: Феникс, 2000г.

4. Шонбергер Р.  Японские методы управления производством. – М.: Экономика, 1988.

5. Грейсон Д, О’Делл  К.Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика, 1991

6. Уткин Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зеркало», 1999.

7.  Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996 г.

8. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.,1972

9. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс». М., 1995

10. Румянцева Н., Саломатина  Н. «Менеджмент организации». Учебное пособие - М.: Инфа-М, 1995г.

11. Курс установочной лекции. 
 

Информация о работе Менеджмент вчера, сегодня, завтра