Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:59, реферат
В данной работе мной была осуществлена попытка показать эволюцию взглядов на теорию менеджмента, проследить генезис теорий, взгляды их представителей на решение стратегических задач...
Введение…………………………………………………………………….............. 3
Глава I Развитие теории управления ………………………………………….... 5
1.1 Школа научного управления ………………………………………………... 6
1.2 Классическая школа ………………………………………………………….8
1.3 Школа поведенческих наук ………………………………....………………..11
Глава II Современные взгляды на менеджмент…………….………………......14
2.1 Теория X.................................................................................................................15
2.2 Теория Y.................................................................................................................15
2.3 Сравнительный анализ модели “A” и “Z”…….……...……………………….16
Заключение…………...…………………………….………….……………………22
Список литературы …………………………...……….….………………………24
Основный функцией управления, его наиболее важной частью Файоль полагал администрирование.
Им была создана «административная наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:
Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений. Так в современной литературе к функциям управления чаще всего относят планирование, организацию, руководство, учет, контроль и анализ. Менялся подход к пониманию той или иной функции, однако в целом, их состав, определенный еще представителями классической школы, оставался почти неизменным.
Таким
образом, после долгих трансформаций
представление об управлении стало
принимать современные формы, к
управлению начали подходить как к целостному
понятию.
1.3 Школа поведенческих наук.
Классическая
школа, пройдя определенные этапы развития,
в совершенстве изучив техническую
сторону производственного
Насколько классическая школа несколько десятилетий спустя потеряла свою былую значимость, говорит тот факт, что Япония, которая берет на вооружение все сколь-нибудь ценные идеи, заимствовала у Тейлора лишь отдельные принципы, отвергнув тейлоризм в чистом виде.
Доминирующей стратегией у японцев стала не специализация, а универсализация, так как труд на японских фабриках гораздо менее пригоден для стандартизации и специализации. Поэтому вместо «специализированной задачи» как цели управления формированием персонала. Начала формироваться «поведенческая школа», которая изучала поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя.
Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо, который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места.
Мэйо
увеличил уровень освещенности рабочего
места и отметил серьезное
увеличение производительности. Тогда
в научных целях
Поведением
человека не конкретно в производственной
среде, а вообще в различных жизненных
ситуациях занимались многие ученые: Карнеги,
Маккензи, Смолл, Робер, Тильиман. Это направление
в развитии науки о человеке, вероятно,
имеет много неразработанных вопросов.
Например, психологией одиночество человека
совершенно не изучено, а ведь управленцам
приходиться иметь дело с тысячами индивидов.
Человека сложнее изучать нежели машины, и поэтому в этом направлении так много белых пятен. Поведенческая школа носит скорее эмпирический, нежели теоретический характер. Однако наличие у практиков менеджмента колоссальной информационной базы дает возможность использовать полученные знания с определенной отдачей.
Первым
серьезным достижением
В
этом отношении показателен
Еще до получения Э. Мэйо практических результатов их теоретически предвосхитила Мэри Фоллет. В круг вопросов, которые она рассматривала, входили такие категории, как «власть» и «авторитет», их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении, что было принципиально новым для Запада. М Фоллет рассматривала проблему конфликтов, классифицируя их на доминирование, компромисс, интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций.
Все эти вопросы имели элементы научной новизны либо вообще поднимались впервые. Эти и некоторые другие мысли и явились предметом исследований Э. Мэйо в Хоторне.
Выводы хоторнских исследований сводились большей частью к трем постулатам:
Если Тейлор видел ключ к решению проблемы управления в жесткой регламентации производственного процесса, то Мэйо во главу угла поставил человеческие отношения, что также, вероятно, являлось несколько упрощенным подходом.
Э.
Мэйо полагал, что конфликты между
человеком и организацией, а в
более общем случае с обществом
в целом, можно снять, удовлетворяя
потребности исполнителя, от чего выигрывали
как работники, так и работодатели.
Следовательно, доктрина человеческих
взаимоотношений сменила классическую
школу.
Современные теории управления.
Долгое время происходил, количественный рост поведенческой школы, пока в 1960 г. не осуществился качественный скачок. Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Дугласа Мак-Грегора.
Мак-Грегор
проанализировал деятельность исполнителя
на рабочем месте и выявил, что
управляющий может
Задания, которые получает подчиненный;
Качество выполнения задания;
Время получения задания;
Ожидаемое время выполнения задания;
Средства, имеющиеся для выполнения задания;
Коллектив (окружение), в котором работает подчиненный;
Инструкции, полученные подчиненным;
Убеждение подчиненного в посильности задания;
Убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
Размер вознаграждения за проведенную работу;
Уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы, которые зависят от руководителя, в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. На основе этих факторов Макгрегор сформулировал две различных подхода к управлению, которые назвал теорией «Х» и теорией «У».
Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:
1. Работа для человека так же естественна, как игра.
2.
Внешний контроль – не
Как видно теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.
Это деление чисто теоретическое и на практике имеет место комбинация различных стилей управления. Такое явление называется сочетанием стилей руководства.
В чистом виде теории «Х» и «У» являются взаимоисключающими и диаметрально противоположными.
Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа.