Менеджмент в современных рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:05, реферат

Описание работы

В условиях сотрудничества между всеми уровнями организации необходима сильная мотивация работников к этому сотрудничеству. Концепция бережливого производства придерживается идеи о том, что наиболее эффективная мотивация достижима путем синтезе соучастия в прибыли и реального наделения ответственностью, то есть доверием.

Работа содержит 1 файл

основа.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

       Стратегический  менеджмент как процесс включает в себя следующие элементы:

  • Анализ среды – исходный процесс в стратегическом менеджменте, так как он создает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегии развития.
  • Определение миссии и целей фирмы.
  • Выбор стратегии.
  • Реализация стратегии.
  • Оценка и контроль выполнения стратегии, который обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение целей, и собственно целями.

       Организационную структуру, обеспечивающую функцию стратегического менеджмента в организации, образуют отделы стратегического планирования на высшем уровне управления и совокупность стратегических хозяйственных подразделений, в состав которых входят собственные отделы стратегического планирования. Практически возможно создать три вида служб стратегического планирования:

  1. Сильная центральная служба планирования, разрабатывающая стратегии для всей организации и ее подразделений.
  2. Центральная служба планирования, обеспечивающая стратегическое планирование путем оказания методической помощи и координации деятельности плановых служб стратегических хозяйственных подразделений и подразделений организации.
  3. Децентрализованная служба стратегического планирования, в которой полномочия и ответственность за разработку стратегии полностью возлагаются на руководителей стратегических хозяйственных подразделений.

       Итак, стратегия – необходимый план действий для согласованного взаимодействия всех подразделений организации, который  определяет направление ее развития. Разработка стратегии является ключевым элементом функционирования фирмы, поэтому стратегическому менеджменту уделяется такое большое внимание.

       2. Менеджмент в условиях рыночной экономики.

 

       В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления  российской  экономики,  особенно  на уровне предприятий,  объединений, концернов и других хозяйственных организаций,  явилась выработка основных теоретических и  методологических  позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада,  а творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко  использовать товарно-денежные,   рыночные   отношения  активно проводится работа по изысканию конкретных и  реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских предприятиях.

               Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности,  направленной на  достижение  в ходе любой  хозяйственной деятельности фирмы,  действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования  материальных  и трудовых ресурсов с применением принципов,  функций и методов экономического механизма менеджмента.

                  Иначе говоря,  менеджмент - это   управление  в  условиях рынка,  рыночной экономики, что означает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению  эффективности  производства с меньшими затратами,  получение оптимальных результатов;
  • хозяйственная самостоятельность,  обеспечивающая свободу принятия решений тем,  кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
  • постоянная корректировка целей и программ  в зависимости от состояния рынка;
  • конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в  процессе обмена;
  • необходимость использования  современной  информационной базы с компьютерной техникой с целью осуществления многовариантных расчетов  для принятия  обоснованных и оптимальных решений.

                 Качество и эффективность управления  определяются уровнем знаний  в данной области,  возможностью  и способностью применить эти  знания на практике. В условиях радикальной экономической реформы,  предусматривающей  развитие   экономических рычагов управления,  расширение  внешнеэкономических отношений, все более отчетливо вырисовывается  необходимость  изучать все то положительное,  что накоплено мировым опытом управления. Сегодня становятся привычными такие понятия,  как менеджмент, менеджер,  маркетинг.  Но  дело  не в названиях. Речь идет о новой для нас философии и  политике  управления. Здесь иные системы ценностей и приоритетов, пропорции и направления экономического развития, иной инструментарий управления.

                 Научные основы управления представляют  собой методологическую базу  управленческой практики, которая  позволяет более рационально  организовать систему  управления.  Собственно  к менеджменту относятся  теория руководства и практическое образование эффективного управления,  под которыми  понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным, целостным и конкретным явлением. Управление как наука может  рассматриваться с самых разных сторон:  политической, экономической, социальной, организационной и др. Такой многоплановый подход позволяет охватить всю совокупность аспектов, отражающих содержание процесса управления.  Объективно в  этом  процессе  тесно  переплетаются  организационно-технические, социально-экономические и социально-психологические закономерности.  Поэтому  знания,  умения  и навыки управленца должны быть комплексными по своей природе.

                Менеджмент как совокупность  принципов,  методов, средств и форм управления фирмами на Западе известен в  нашей стране давно. Однако  отношение к нему в последние годы изменилось. Еще 10-15 лет назад в качестве  основных  целей  менеджмента рассматривались: получение  высоких  прибылей  и  постоянное опережение стран социализма по  производительности  труда  в интересах укрепления позиций империализма; подрыв боеспособности рабочего класса и его организаций;  ведение политической, идеологической  и экономической борьбы против социалистических государств.

                  В то   же  время не  отрицались  положительные аспекты менеджмента в области широкого внедрения автоматизации обработки данных, использования средств вычислительной техники и математических методов для решения задач  управления  производством в  научно-технических и опытно-конструкторских разработках. Менеджмент,  связанный с действием рыночного механизма, не    рассматривался   вообще,   поскольку   считался неприемлемым для социализма. Такой взгляд в определенной мере соответствовал  рамкам  командно-административной системы хозяйствования. Действительно,  при жестко  централизованной системе планирования,  невозможности  четкого решения правовых, экономических,  организационных и других вопросов отношений собственности в отсутствие рынка опыт управления в условиях реального  действия  рыночного  механизма   для   нас представлял сугубо теоретический интерес.

                  Социальный характер  управления,  невозможность  точного описания  поведения  человека как звена  системы управления (а тем более  коллективного поведения), огромные масштабы исходной информации,  вероятность ее изменения ограничили практическое использование формализованной или  нормативной теории принятия решений. Человеческий фактор заставил в рамках теории решений выделить поведенческую теорию принятия решений.

                 Поведенческая теория  включает  выработку управленческих концепций, отбор, учет и ранжирование факторов, способствующих или препятствующих развитию организации, в том числе индивидуальных качеств отдельных людей.  Сегодня возросла роль описательных моделей. В описательных моделях учитывается накопленный опыт деятельности организаций  в  разных  условиях функционирования. При этом поведенческая теория принятия решений не является только описательной.  В  ней  используются математические методы статистики,  эконометрики, модели развития, информационный и  вычислительный  сервис.  Поэтому  в современном менеджменте указанные теории не противопоставляются, а взаимно дополняются с  учетом  специфики  конкретных условий.

                 Необходимость учета непредсказуемых изменений условий внешней среды или изменений в самой управляемой организации, повышение неопределенности при принятии  решений менеджерами заставляют стремиться к гибкости,  адаптивности управленческой системы.  Поведенческая теория основное внимание уделяет самому процессу принятия решений, расчленении его на связанные между собой этапы, фазы, процедуры, реализующие логическую последовательность действий, обеспечивающих анализ и решение возникающих   проблем    и    ситуаций.    Одной    из разновидностей ситуационного управления является «опережающее управление»,  предполагающее описание ряда аналитических приемов устранения неопределенностей, с которыми сталкиваются управляющие. Для преодоления каждой формы неопределенности в  опережающем  управлении  используются  соответствующие приемы. Эти приемы предусматривают определенный процесс принятия решений,  характеризующийся упорядоченной системой действий. Такая система действий противопоставляется типу  управления, только    реагирующему    на   ситуации,   но   не заглядывающему вперед.

               Поиски эффективного  управления - главная задача менеджмента.  Именно эффективное управление  обеспечивает сохранение конкурентоспособности на  рынке,  устойчивости деятельности. Практически все современные направления менеджмента призваны  обеспечить конкурентоспособность предприятия и по возможности их длительную прибыль. И здесь важнейшую роль играет фактор обновления,  т.е. способность управления к быстрому реагированию на перемены, приспособлению своей стратегии, функции, номенклатуры  к  потребностям внешней среды.  Весь этот комплекс предпосылок успешной деятельности  призван  обеспечить управляющий,  менеджер, поэтому сегодня роли человеческого фактора, межличностным отношениям, поддержанию солидарности и  активности  слоя  управляющих,  ученых,  инженеров, рабочих придается огромное значение.  Жестко регламентированный, не защищенный социальными и демократическими правами и стимулами труд оказывается неэффективным.

                Арсенал современного менеджмента  довольно широк.  Мы уже говорили о философии менеджмента, особенностях системы целей и способах их достижения, роли человеческого фактора. Развитие теории управления, экономико-математических методов позволило многие качественные решения задач дополнить или заменить на точные количественные оценки или решения. А развитие средств вычислительной техники и коммуникации произвели настоящую революцию в повышении эффективности управления. Многие задачи,  которые  ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за огромной размерности данных и трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью. Одной из самых главных забот менеджмента стали задачи управления нововведениями  как  в  продуктивной и технологических сферах, так и в области организационных структур управления, технологии принятия решений и др.  Методы управления различными нововведениями развивались как в нашей стране, так и за рубежом.

              Рассматривая элементы  современного  менеджмента,  можно довольно отчетливо  выделить его инструментарий.  К нему относятся конкретные методы решения задач управления,  моделирование процессов управления,  включая социальную сферу, информационное и техническое обеспечение  принятия  решений  и др.

                Если посмотреть на инструментарий менеджмента с позиций микроэкономики, управления предприятиями и объединениями, то необходимо сказать, что динамика внедрения передовых методов управления здесь  может  быть  активней,  конечно,  в рамках действующего и меняющегося хозяйственного  механизма. Прежде всего, это   касается  организационных  структур  управления, функций и методов управления,  автоматизированных систем управления (АСУ).  Переоценка целей и задач АСУ с учетом собственного и зарубежного опыта,  их техническая и  программная модернизация уже давно стали актуальны. В отношении ориентации АСУ на решение задач  менеджмента  необходимо  учитывать существенные отличия  наших предприятий и объединений от зарубежных фирм. Пока управленческий аппарат наших предприятий направляет свое внимание в основном внутрь предприятия. Поэтому превалируют задачи технико-экономического и оперативно-календарного планирования, диспетчирования, материально-технического снабжения и т. п. Задача анализа хозяйственной деятельности, функционально-стоимостного  анализа направлены на снижение издержек производства,  его  себестоимости,  однако они слабо   связаны  с  требованиями  потребителей.

                   В переходный период в связи  с изменением политики  капиталовложений в  нашей  стране  ухудшается  положение крупных предприятий и объединений тяжелой промышленности. Уменьшение капиталовложений в  тяжелую промышленность с учетом межрегиональных связей может привести к резкому  сокращению заказов, а в  условиях  хозрасчета - к тяжелому финансовому положению некоторых крупных предприятий и  объединений.  Поэтому  опыт зарубежных фирм   в  области  диверсификации,  разукрупнения предприятий с предоставлением большей самостоятельности  отделениям и филиалам требует тщательного изучения. Ориентация руководителей высшего звена на стратегическое планирование, на изучение опыта работы концернов и консорциумов может поставить перед управленцами новые задачи,  выявить потребность в новом инструментарии управления.

Информация о работе Менеджмент в современных рыночных условиях