Менеджмент: сущность и характерные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

В работе мы рассмотрим сущность, цели, задачи и основные функции современного менеджмента. Подчеркнем значение менеджмента в управлении экономическими и социальными процессами. Покажем объективные предпосылки возникновения и эволюции менеджмента как науки. Рассмотрим сущность классических научных направлений менеджмента. Проанализируем объективные условия для развития менеджмента в России.

Содержание

Содержание.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Основные этапы истории менеджмента………………………………………4
3. Понятие и сущность менеджмента……………………………………………7
4. Принципы менеджмента…………………………………………………..….13
5. Специфика менеджмента в России…………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Менеджмент Иванова К.С.docx

— 40.33 Кб (Скачать)

Ему надо быть лидером в полном смысле этого  слова: уметь общаться, побуждать  работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных  ситуаций; быть предельно объективным 

независимо  от своих симпатий; подбирать, обучать  и выдвигать работников; уметь  подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.

 

 

 Менеджмент представляет собой  управленческие отношения (комплекс взаимосвязей работника в процессе подготовки и реализации управленческого воздействия  в отдельно взятой организации). Основной задачей менеджмента является ориентация деятельности людей в соответствии с требованиями экономических законов.

Внутренняя  жизнь организации состоит из большого количества различных действий, процессов и подпроцессов, но, несмотря на это, можно выделить 7 групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента:

  • производство;
  • материально-техническое снабжение и сбыт;
  • маркетинг;
  • финансы;
  • кадры;
  • инновации (нововведения);
  • эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Управление  производством (производственный менеджмент) заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, виды применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования, расстановки людей и т.д.

Снабженческо-сбытовой менеджмент состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, а также произведенных товаров и отправки их покупателям.

Маркетинговый менеджмент - занимается вопросом изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработка ценовой и рекламной политики.

Суть финансового менеджмента заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния.

Персонал-менеджмент - решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; улучшения условий труда и быта персонала.

Менеджмент  инновациями имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов и внедрения новинок в производство.

Менеджмент  эккаунтинга связан с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями с целью выявления проблем, вскрытие резервов более полного использования имеющегося потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы менеджмента.

Целью классической школы было создание универсальных  принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. 
Эти принципы затрагивали два основные аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Вторая  категория классических принципов  касалась построения структуры организации и управления работниками. Анри Файоль выделял 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны:

1. Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.

2. Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо.

3. Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом.

6. Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.

7. Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.

8. Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.

9. Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)

10. Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте.

11. Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала.

13. Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.

14. Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Специфика менеджмента в России. 

Главные особенности современного российского  менеджмента:

1. Традиции (технологический подход к управлению, склонность к спонсорству).

2. Научность  (высокий научно-интеллектуальный  потенциал, прежде всего в ОПК).

3. Опыт (государственного  регулирования экономики, освоения  высоких технологий).

4. Становление  (образования, в том числе креативного и профессиональная подготовка менеджеров).

5. Своеобразие  (менталитета, организационной культуры).

6. Предприимчивость (в условиях либеральной экономики).

7. Затруднения  (например, в регионально-политическом  аспекте).  

 

 

         Состояние и  проблемы менеджмента в современной  России. Прежде чем говорить о  российском менеджменте, следует  отметить объективные особенности  современного этапа российской  экономики. Как известно, рынок  есть результат естественного  отбора наиболее эффективных  и действенных инструментов ведения  хозяйства. История человечества  не знает другой экономической  системы, кроме рыночной экономики,  которая являлась бы высокоэффективной,  восприимчивой к научно-техническим  достижениям и постоянно ориентированной  на изменения в структуре общественных  потребностей. Рынок нельзя создать  искусственно, с помощью насильственного  внедрения рыночных отношений.  Рыночная экономика — результат  длительного исторического процесса.  

 

Россия находится  на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа:

·        достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства;

·        изменение стереотипов сознания и поведения;

·        подготовка кадров новой формации. 

 

Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или  иной страны. Рыночная экономика в  России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В  первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой  централизацией экономики, всеохватывающим  планом, практически полным отсутствием  какой-либо самостоятельности у  руководителей предприятий. Высокоэффективным  в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный  рынок.

Другой  субъект рыночных отношений —  руководитель. Типичный представитель  руководства — это администрация  государственных предприятий, сохраняющаяся, как правило, при акционировании и приватизации этих предприятий. Современный  российский руководитель — это обычно человек с высшим инженерно-техническим  образованием, солидным стажем руководящей  работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени.

Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед  владельцем собственности — государством.

Общероссийский  рынок формируется как единое структурное образование. Каждая из его частей должна выполнять свою функциональную роль в общественном разделении труда, решении социальных, экономических и производственно-технических  задач общества. Составной частью структуры российского рынка  является так называемая малая экономика, основой которой, в первую очередь, является частный капитал. Для современной  России это принципиально новая  форма создания предприятий. По сравнению с крупным, как правило, государственным производством она характеризуется особыми условиями менеджмента. Малая экономика воздействует на становление и развитие рыночных отношений прежде всего в результате роста числа субъектов рынка (товаропроизводителей).

Главный фактор формирования рынка в России в настоящее время — это  увеличение предложения и соответственно производства разнообразных товаров  и изделий. Огромные размеры необеспеченного  платежеспособного спроса населения  и действующих производств стимулируют развитие экономической деятельности небольших предприятий.

В числе  особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов. Менеджер может столкнуться  в своей деятельности с давлением  со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности, самостоятельности  в хозяйственном отношении; формированию замкнутого цикла производства и  потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической  деятельности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению собственных доходов и расходов. 

 

Таким образом, перспективы развития российского  менеджмента определяются развитием  рыночных отношений в стране. Но для того чтобы начать решать проблемы менеджмента в России, необходимо их четко выявить и определить.  

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.

образования/ Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов. — 2-е изд., стер. —

М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 288 с.

 

 


Информация о работе Менеджмент: сущность и характерные черты