Менеджмент: сущность и характерные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

В работе мы рассмотрим сущность, цели, задачи и основные функции современного менеджмента. Подчеркнем значение менеджмента в управлении экономическими и социальными процессами. Покажем объективные предпосылки возникновения и эволюции менеджмента как науки. Рассмотрим сущность классических научных направлений менеджмента. Проанализируем объективные условия для развития менеджмента в России.

Содержание

Содержание.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Основные этапы истории менеджмента………………………………………4
3. Понятие и сущность менеджмента……………………………………………7
4. Принципы менеджмента…………………………………………………..….13
5. Специфика менеджмента в России…………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Менеджмент Иванова К.С.docx

— 40.33 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РФ

государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

"МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  (МАДИ)"

филиал г. Бронницы

 

 

   Дисциплина: Менеджмент

 

РЕФЕРАТ

на тему: " Менеджмент: сущность и характерные черты"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                студента III курса

                                                                                             факультета Экономика и управление  на предприятии (транспорте)

                                                                                              специальность: Экономист - менеджер

                                                                                              ФИО: Ивановой К.С                                                                                      руководитель: Акимушкина Т.В

                                                                                                          

 

 

 

 

Бронницы 2012 г.

 

Содержание.

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Основные этапы истории менеджмента………………………………………4

3. Понятие и сущность менеджмента……………………………………………7

4. Принципы  менеджмента…………………………………………………..….13

5. Специфика  менеджмента в России…………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В работе мы рассмотрим сущность, цели, задачи и основные функции современного менеджмента. Подчеркнем значение менеджмента в управлении экономическими и социальными процессами. Покажем объективные предпосылки возникновения и эволюции менеджмента как науки. Рассмотрим сущность классических научных направлений менеджмента. Проанализируем объективные условия для развития менеджмента в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы истории менеджмента.

Историю менеджмента нельзя рассматривать  без увязки с эволюцией социально-экономических  условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития. 

 

1.         Промышленный переворот-(с 20—30-х по 80—90-е гг. XIX в.):

    • техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;
    • инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;
    • формирование общенационального рынка;
    • возникновение предприятий — действенной формы социальной организации работников;
    • конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

 

 

2.         Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):

    • внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;
    • малонасыщенный рынок;
    • конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;
    • четкая дифференциация отраслей;
    • хорошие перспективы экономического роста для компаний;
    • слабое вмешательство государства в бизнес.

 

 

3.         Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):

    • насыщение спроса на товары и услуги;
    • переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;
    • государственное регулирование экономики.

 

 

4.         Постиндустриальное общество (60 —90-е гг. XX в.):

    • новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;
    • новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;
    • растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;
    • смещение, социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

 

 

5.         Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):

    • новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;
    • переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;
    • глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;
    • изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;
    • ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность менеджмента.

Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.  Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:

  • организация и управление (производством и коллективом);
  • постановка и корректировка задач;
  • разработка этапов работы;
  • принятие решений;
  • налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
  • регулирование процессов;
  • сбор и обработка информации;
  • анализ информации,
  • подведение итогов работы.

В последние  годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому  приведенное выше определение можно  расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Цели  менеджмента:

  • получение (увеличение) прибыли;
  • повышение эффективности организации;
  • удовлетворение потребностей рынка;
  • решение социальных вопросов.

 

 

Задачи  менеджмента:

  • организация производства конкурентоспособных товаров;
  • совершенствование производственного процесса;
  • внедрение новейших наукоемких технологий;
  • повышение качества продукции;
  • снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

В каждой организации  существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с  уровнем сложности задач и  функций, возлагаемых на того или  иного менеджера. Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

  • высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;
  • среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;
  • низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Менеджеры высшего  уровня определяют основное направление  деятельности предприятия, ее цели и  задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению  контактов с федеральными, региональными  и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих  и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т.е. менеджеров среднего и низшего звеньев. Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия, то на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

  • за изменение организационных структур;
  • разработку систем производства и сбыта продукции;
  • организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;
  • своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;
  • координирование и управление работой руководителей низшего звена.

Выполнение  таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность  быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.

В свою очередь, особенностью работы менеджеров низшего  звена является руководство деятельностью  непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого  персонала. Специфика функционирования различных предприятий и организаций  объективно затрудняет

определение круга обязанностей таких менеджеров. Однако в целом можно отметить следующие основные функции, которые  выполняются руководителями низшего  звена управления: планирование деятельности подчиненных; организация производственного 

процесса; мотивация  труда персонала; контроль за рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил техники безопасности; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения. 

 

Менеджеры различаются также по служебным  функциям. Наиболее распространенной позицией является sales manager — менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами — это regional manager, если за распространение какой-то группы товаров — product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager; если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager. 

 

Понятия «менеджер» и «руководитель» не являются тождественными.  Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры предприятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. А основной результат работы, например директора муниципальной общеобразовательной школы, — высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер — это руководитель, но не каждый руководитель — менеджер.  

 

Современному менеджеру необходимы следующие качества:

  • глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;
    • знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;
    • предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);
    • новаторство, изобретательность;
    • напористость, смелость, целеустремленность.

Информация о работе Менеджмент: сущность и характерные черты